В предшествующие годы ученики освоили литературные знания и обобщенные читательские умения, необходимые при чтении и анализе отдельно взятого художественного произведения в соответствии с его жанрово-родовой спецификой. Но в 8 классе они все чаще выходят за пределы данного произведения путем сопоставления его с другими произведениями на ту же тему или с иными произведениями того же автора.
Центральное место в 8 классе принадлежит работе над пониманием средств выражения авторской позиции в произведениях различных родов, видов и жанров литературы. Не менее важно в этом году освоить умение постепенно обобщать известные сведения об авторах, представить себе мир того или иного писателя, создать в своем представлении так называемый образ автора, увидеть его своеобразие. Надо уметь определять, как выражается авторская позиция в описании, в повествовании, в рассуждении от лица рассказчика, в лирическом стихотворении, в диалоге и монологе, в изображении характеров героев, сюжете и композиции произведения. Познакомьтесь с примерным перспективным планированием уроков внеклассного чтения в 8 классе, основанным на органическом единстве и взаимосвязи классного изучения литературы и самостоятельного чтения.
Предваряющий программный материал
| Последующий программный материал
| Уроки внеклассного чтения (тема, предполагаемый литературный материал для чтения и обсуждения)
|
Песни
| Древнерусская литература
| 1. Час любимой песни — исполнение и обсуждение песен: от исторической и лирической народной песни к авторской песне, ставшей народной
|
Древнерусская литература
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
| 2. Земли родной былые дни — обсуждение произведений на историческую тему
|
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
| М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
| 3. Бороться и искать, найти и не сдаваться — обсуждение проблемы долга и чести в современной литературе
|
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
| Н. В. Гоголь. «Ревизор»
| 4. Чувства добрые я лирой пробуждал — обсуждение драматических произведений, пробуждающих средствами искусства добрые чувства читателей и зрителей
|
Н. В. Гоголь. «Ревизор»
| Л. Н. Толстой. «После бала»
| 5. Сила человеческого характера — обсуждение произведений о становлении и проявлении сильного человеческого характера
|
Л. Н. Толстой. «После бала»
| М. Горький. «Челкаш»
| 6. Горе одному — урок-семинар по самостоятельно прочитанным произведениям на морально-нравственные темы
|
М. Горький. «Челкаш»
| А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»
| 7. Люди мира! На минуту встаньте! — обсуждение произведений о людях, совершивших подвиги в фашистских застенках
|
|
| 8. Честь смолоду — итоговый урок — читательская конференция по произведениям о современных молодых героях
|
Номер урока
| Тип урока
| Тема урока
|
I четверть
|
| ч/о
| Введение. Литература и история
|
| ч/о
| Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества
|
| ч/о
| Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы
|
4—5
| ч/и
| Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты)
|
| в/ч
| «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века
|
| ч/о
| Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»
|
| ч/о
| События повести и характеры героев. Новаторство повести «Наталья, боярская дочь»
|
| ч/о
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа
|
| р/р
| Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века (на примере 1—2 произведений)
|
| ч/о
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра
|
| ч/и
| К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»
|
| ч/о
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного)
|
14—15
| ч/и
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин
|
| ч/и
| Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина
|
| ч/и
| Пугачев и народное восстание в повести и в историческом труде Пушкина
|
| р/р
| Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина
|
II четверть
|
| ч/о
| М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве Лермонтова (с обобщением ранее изученного)
|
20—21
| ч/и
| Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость
|
| р/р
| Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы в поэме „Мцыри“» или «Анализ эпизода в поэме». Развитие представлений о жанре поэмы
|
| ч/о
| Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя
|
| ч/и
| «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». История создания комедии и ее первой постановки
|
| ч/и
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии
|
| ч/и
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
|
| ч/и
| Особенности композиционной структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
|
| в/ч
| И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного)
|
29—31
| ч/и
| Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств «тургеневской девушки». Образы героев в повести «Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи И. С. Тургеневым
|
| р/р
| Урок-зачет. Литература и история в произведениях М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева
|
III четверть
|
33—34
| ч/и
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки
|
| ч/о
| Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
|
36—37
| ч/и
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Психологизм рассказа
|
| в/ч
| Нравственные проблемы в произведениях Л. Н. Толстого
|
| р/р
| В чем смысл критического отношения к российской действительности в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого
|
| ч/и
| А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
|
41—42
| ч/о
| И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»
|
43—44
| ч/о
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
|
45—46
| ч/и
| М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье
|
| р/р
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького или по личным впечатлениям (письменно)
|
48—49
| ч/о
| А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом» (цикл стихотворений)
|
| ч/о
| С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания
|
51.
| р/р
| Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
|
| ч/о
| М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
|
| ч/о
| И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству
|
IV четверть
|
54—55
| ч/о
| Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни»
|
| ч/и
| А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и «необыкновенные читатели»
|
| ч/и
| Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в литературной критике. Сочинение в классе.
|
| ч/и
| Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А. Т. Твардовского в поэме
|
| ч/о
| А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»
|
| ч/о
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне
|
61—62
| ч/и
| В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе
|
| р/р
| Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»
|
| ч/о
| Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине
|
| в/ч
| У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»
|
| в/ч
| Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
|
| в/ч
| В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
|
| ч/о
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето
|