Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ




В предшествующие годы ученики освоили литературные знания и обобщенные читательские умения, необходимые при чтении и анализе отдельно взятого художественного произведения в соответствии с его жанрово-родовой спецификой. Но в 8 классе они все чаще выходят за пределы данного произведения путем сопоставления его с другими произведениями на ту же тему или с иными произведениями того же автора.
Центральное место в 8 классе принадлежит работе над пониманием средств выражения авторской позиции в произведениях различных родов, видов и жанров литературы. Не менее важно в этом году освоить умение постепенно обобщать известные сведения об авторах, представить себе мир того или иного писателя, создать в своем представлении так называемый образ автора, увидеть его своеобразие. Надо уметь определять, как выражается авторская позиция в описании, в повествовании, в рассуждении от лица рассказчика, в лирическом стихотворении, в диалоге и монологе, в изображении характеров героев, сюжете и композиции произведения. Познакомьтесь с примерным перспективным планированием уроков внеклассного чтения в 8 классе, основанным на органическом единстве и взаимосвязи классного изучения литературы и самостоятельного чтения.

Предваряющий программный материал Последующий программный материал Уроки внеклассного чтения (тема, предполагаемый литературный материал для чтения и обсуждения)
Песни Древнерусская литература 1. Час любимой песни — исполнение и обсуждение песен: от исторической и лирической народной песни к авторской песне, ставшей народной
Древнерусская литература А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 2. Земли родной былые дни — обсуждение произведений на историческую тему
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» 3. Бороться и искать, найти и не сдаваться — обсуждение проблемы долга и чести в современной литературе
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Н. В. Гоголь. «Ревизор» 4. Чувства добрые я лирой пробуждал — обсуждение драматических произведений, пробуждающих средствами искусства добрые чувства читателей и зрителей
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Л. Н. Толстой. «После бала» 5. Сила человеческого характера — обсуждение произведений о становлении и проявлении сильного человеческого характера
Л. Н. Толстой. «После бала» М. Горький. «Челкаш» 6. Горе одному — урок-семинар по самостоятельно прочитанным произведениям на морально-нравственные темы
М. Горький. «Челкаш» А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» 7. Люди мира! На минуту встаньте! — обсуждение произведений о людях, совершивших подвиги в фашистских застенках
    8. Честь смолоду — итоговый урок — читательская конференция по произведениям о современных молодых героях

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Номер урока Тип урока Тема урока
I четверть
  ч/о Введение. Литература и история
  ч/о Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества
  ч/о Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы
4—5 ч/и Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты)
  в/ч «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века
  ч/о Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»
  ч/о События повести и характеры героев. Новаторство повести «Наталья, боярская дочь»
  ч/о И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа
  р/р Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века (на примере 1—2 произведений)
  ч/о К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра
  ч/и К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»
  ч/о А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного)
14—15 ч/и Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин
  ч/и Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина
  ч/и Пугачев и народное восстание в повести и в историческом труде Пушкина
  р/р Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина
II четверть
  ч/о М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве Лермонтова (с обобщением ранее изученного)
20—21 ч/и Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость
  р/р Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы в поэме „Мцыри“» или «Анализ эпизода в поэме». Развитие представлений о жанре поэмы
  ч/о Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя
  ч/и «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». История создания комедии и ее первой постановки
  ч/и Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии
  ч/и Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
  ч/и Особенности композиционной структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  в/ч И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного)
29—31 ч/и Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств «тургеневской девушки». Образы героев в повести «Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи И. С. Тургеневым
  р/р Урок-зачет. Литература и история в произведениях М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева
III четверть
33—34 ч/и М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки
  ч/о Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
36—37 ч/и Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Психологизм рассказа
  в/ч Нравственные проблемы в произведениях Л. Н. Толстого
  р/р В чем смысл критического отношения к российской действительности в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого
  ч/и А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
41—42 ч/о И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»
43—44 ч/о А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
45—46 ч/и М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье
  р/р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького или по личным впечатлениям (письменно)
48—49 ч/о А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом» (цикл стихотворений)
  ч/о С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания
51. р/р Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
  ч/о М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
  ч/о И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству
IV четверть
54—55 ч/о Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни»
  ч/и А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и «необыкновенные читатели»
  ч/и Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в литературной критике. Сочинение в классе.
  ч/и Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А. Т. Твардовского в поэме
  ч/о А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»
  ч/о Стихи и песни о Великой Отечественной войне
61—62 ч/и В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе
  р/р Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»
  ч/о Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине
  в/ч У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»
  в/ч Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
  в/ч В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
  ч/о Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1 См. в кн.: Русские писатели о языке. — Л., 1954. — С. 589.
2 См. в кн.: Искусство звучащего слова. — М., 1965. — С. 17—18.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных