Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






базовых (общесистемные программно-аппаратные средства).




Информационная технология предполагает максимально возможную компьютеризацию различных видов деятельности человека. Такую технологию невозможно качественно организовать без формализации, отвечающей передовому уровню познания деятельности.

Формализация - представление и изучение какой-либо содержательной области знания о деятельности человека, создании и работе средств этой деятельности (технических, оргтехнических, программных и др.). Такое представление может создаваться средствами логики (в том числе - формальной логики), моделирования, описания на формальных языках и всегда должно проверяться на соответствие реальной практике деятельности человека.

Формализации подвергают разные структурные единицы деятельности - теории, рассуждения, процедуры, технологии, процессы и др.

Их условно разделяют на:

формализованные, то есть уже прошедшие описание и моделирование для использования в автоматизированных системах деятельности;

формализуемые в той или иной степени в зависимости от уровня их познания;

не поддающиеся формализации как не охваченные пока познанием или принципиально ему не поддающиеся.

Известные формы общественного сознания и реализуемые ими информационные технологии прилагаются практически ко всем возможным объектам исследования.

Объектом называют все то, что противостоит субъекту (человеку) в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объекты, значение параметров которых подлежат оценке (количественной или качественной), относят к инженерным объектам и разделяют на процессы и предметы.

Процесс - последовательность дискретных состояний объекта при изменении значений хотя бы одного параметра за время исследования. Предмет - последовательность неизменных состояний объекта за то же время.

Деятельность по изучению, фиксации и созданию инженерных объектов (называемая инженерной деятельностью) использует, как правило, не сами объекты, а образы - «заместители» этих объектов. Такие «заместители» объектов носят название моделей.

Геометрические модели (мысленные, идеально-абстрактные, образные), неотделимые от субъекта-разработчика, должны быть с применением языковых, программных, технических средств преобразованы в различные материально-знаковые реализации (акустические, физические, алгоритмические, лингвистические, математические, графические и прочие).

Изучение, фиксация и создание объектов (предметов или процессов) в инженерной деятельности часто требует использования образов - «заместителей» (моделей) вместо самих объектов.

Модель объекта позволяет понять или предсказать поведение или свойства объекта в заданных условиях, анализировать или синтезировать (агрегировать) объекты едиными методами, объединять усилия специалистов по естественным наукам и технологов, создающих или изучающих процессы деятельности.

Чтобы изучать модель, она должна быть достаточно простой. Достичь такой простоты можно лишь пренебрегая некоторыми существенными свойствами объекта. Модель всегда представляет собой компромисс между простотой и реальностью.

Мысленные модели объектов не отделены от их создателя -человека, материальным носителем таких моделей является конкретный человек. Это идеально-абстрактные, образные отображения процессов и результатов мыследеятельности человека. При необходимости человек может параметризовать мысленные модели, дополнять размерами или же массивами чисел (цифр).

Однако даже в процессе собственной мыследеятельности (общения с самим собой) человек не может обходится, как правило, только мысленными моделями объектов. Необходимы отчуждение мысленной модели объекта от ее создателя, а также фиксация отчужденной модели на другом материальном носителе (создание отдельного от этого человека предмета материального мира).

Условные модели объектов являются материально-знаковыми реализациями процессов отчуждения мысленной модели объекта. Отчуждение может выполнить только сам конкретный человек-создатель и носитель мысленной модели. Поэтому качество отчуждаемых (условных) моделей полностью зависит от способности человека выполнить процесс отчуждения, желания и возможности выполнять его качественно, от используемых средств и методов отчуждения.

Полученный в результате отчуждения и предназначенный для самостоятельного существования объект материального мира - условная модель (физическая, лингвистическая, графическая и др.) обеспечивает возможность:

 

 

фиксации условных моделей на материальных носителях для поддержания собственной мыследеятельности создателя мысленных моделей объектов (организация архива мыследеятельности, ее «внешней» долговременной памяти);

обсуждения условной модели ее создателем в контакте с другими людьми (специалистами);

объективной оценки или экспертизы условной модели специалистами в отсутствии создателя модели;

передачи отчужденной (условной) модели объекта для использования другими специалистами.

 

Такое использование, как правило, предусматривает следующие направления деятельности:

 

фиксацию данных (результатов) в процессе «штатных» ситуаций использования условной модели;

получение новых знаний в процессе реализации «нештатных» ситуаций использования условной модели, анализа и синтеза полученных результатов;

демонстрацию работы условной модели в процессе обучения и передачи знаний.

 

Взаимодействие людей в функциональных областях обеспечивают посредством воздействий, их фиксации в виде документов и комплексной обработки документации.

Информационное воздействие содержит определенный смысл, воспринимается (осознается) субъектом воздействия или расшифровывается (идентифицируется, классифицируется) объектом воздействия, то есть несет в себе какую-то информацию.

Энергетическое воздействие может не восприниматься (не осознается и/или не ощущается) объектом воздействия, то есть энергия воздействует, а информация отсутствует. Таким образом, энергетическое воздействие есть частный случай информационного воздействия.

Фелкер, проводя аналогию между информацией и энергией подсчитал, что минимальный энергетический эквивалент одного бита информации составляет 0,114 • 10 -19 джоулей.

Системы «человек-техника-среда, ЧТС» моделируют информационно-энергетическим процессом (ИЭП), как основным «модулем» информационной технологии в обществе. Посредством канала связи человек может общаться с человеком, его гипотетической моделью или программной реализацией этой модели.

Исходной ситуацией является мыследеятельность одного человека в отсутствии других людей или их гипотетических моделей. Являясь источником информации в технологии мыследеятельности, человек сам организует канал связи с самим собой, как приемником этой информации. Такая ситуация эквивалентна «раздвоению» личности (рис2.).

Объем информации в канале оперативной памяти человека в процессе мыследеятельности может превышать предел разового восприятия, названный «кадром» и составляющий в среднем 400 бит.

 

 

В этом случае человек по одному ему известному критерию (а иногда и подсознательно, не формулируя для себя этого критерия) начинает разделять обрабатываемую информацию на две группы:

Информацию первой группы, как правило - известную человеку, он распознает и запоминает в контексте происходящей ситуации (то есть, фиксирует ее в собственном мозге).

Эта информация остается неотделимой от распознавшего ее человека. Модель «собеседника» при этом не нуждается в формализации и явно не выражена.

Информацию второй группы, как правило - новую для человека, он фиксирует (архивирует ее) на каком-либо внешнем носителе, предназначая ее для продолжения своей мыследеятельности в будущем или ориентируя на внешний приемник информации (конечный элемент канала связи).

Поскольку источник и приемник информации в данной ситуации - одно и то же лицо, то при продолжении мыследеятельности человек объединяет информацию, зафиксированную только у него в мозге, с той информацией, которая зафиксирована на внешнем от человека носителе. Только так может сложиться цельное представление о предыдущем процессе деятельности или мыследеятельности.

 

Рис. 2. Типовые ситуации общения в ИЭП

 

Наличие только одного вида зафиксированной информации (либо только запомненной человеком, либо только зафиксированной им на внешнем носителе) делает результат восстановления предыдущей ситуации недостоверным.

Именно поэтому рекомендуют:

1.Не заменять компоненты системы «человек-техника» (операторов или технические средства) во время осуществлении производственных процессов без веских оснований (внезапное критическое ухудшение функционального состояния оператора, полный выход из строя используемой техники); такая замена может существенно трансформировать параметры функционирования вновь образованной системы «человек-техника» и не всегда в лучшую сторону;

2.Использовать чужие конспекты и черновые записи мыслей лишь в качестве стимуляторов собственной мыследеятельности, не возлагая больших надежд на восстановление с их помощью произошедших в ваше отсутствие ситуаций в полном объеме (совещаний, конференций, лекций, семинаров и др.); даже полные аудио и видео записи такого события обеспечат вам лишь «эффект псевдоприсутствия», но не смогут помочь полностью воссоздать восприятие произошедшего события автором конспекта (то есть восстановить первую для него группу его информации целиком).

Завершая рассмотрение первой типовой ситуации, важно отметить, что в мыследеятельности одного человека (в диалоге «с самим собой») отпадает необходимость:

обучения приемника информации языковым средствам ее источника в цепи ИЭП;

выявления предрасположенности приемника к восприятию информации;

определения уровня помех в канале с шумом.

Второй типовой ситуацией является диалог с предполагаемым «собеседником», вместо которого выступает набор представлений (модель приемника информации, степень формализации которой и адекватность реальному ИЭП определяет источник информации).

Обычно результаты и качество такой ситуации определяет метанаблюдатель, уровень осведомленности которого выше, чем у источника информации. Поэтому приходится, для обеспечения гарантированного восприятия приемником передаваемой информации, мириться с избыточностью информации, излишним объемом документации, сложностью и натуралистичностью знаковой системы.

Как и в первой ситуации, невозможно обучить гипотетического приемника информации языковым средствам, выявить его предрасположенность к восприятию информации и уровень помех в канале связи. Модель «собеседника» формализована, явно выражена, однако адекватность ее не доказана.

Наконец, третьей ситуацией является модель ИЭП, когда источник и приемник информации - разные реально существующие люди, одновременно участвующие в информационной технологии. Источник информации имеет возможность сформировать точную модель приемника и проверить ее на адекватность.

На основе этих типовых ситуаций общения различают два основных режима информационно-энергетического процесса (ИЭП) воздействия в процессе переустройства: коммуникацию и трансляцию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных