Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема музыкальности,— подчеркивает Б. М. Теплов,— это проблема прежде всего качественная, а не количественная».




Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одаренность».

 

Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.

1) Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты и непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).

Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность - «прочувствованное восприятие». Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. В ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения (неустойчивыми). Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации.

2) Музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Она непосредственно проявляется в пении. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо её запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют «внутренним слухом». Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3) Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех трех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством, оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс»

Этот комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности и образует основное ядро музыкальности.

Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ре­бенка, качественное своеобразие развития музыкальных способ­ностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

 

Развитие способностей в музыкальной деятельности.

 

Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педаго­гике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкаль­ности) может быть развита во всех видах музыкальной деятель­ности— восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, проявляется в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма. Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музы­кальной деятельности), а также в музыкально-ритмических дви­жениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может разви­ваться и в других видах исполнительской и творческой деятель­ности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмо­циональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представля­ют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявлять­ся у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки — непроизволь­ными движениями, возгласами — и успокоено, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно дви­гательные реакции становятся более произвольными, согласо­ванными с музыкой, ритмически организованными.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-рит­мических движениях, соответствующих по характеру эмоцио­нальной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и вы­разить в движениях смену настроений в музыкальном произве­дении, совершенствовать чувство ритма с помощью коорди­нации движений и музыки.

Чувство ритма может формироваться в других видах деятельности, преж­де всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Для преодоления ритмических неточностей не всегда вос­произведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения часто име­ет больший развивающий эффект.

 

Музыкальный слух - это многосоставное понятие.

Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический и гармонический. Мелодический слух - это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии; гармонический слух - звуковысотный в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно к многоголосной музыке.

У дошкольников гармонический слух, как правило, малоразвит. Имеются данные наблюдений, свиде­тельствующие о том, что в дошкольном возрасте многие дети безразличны к гармоническому сопровождению мелодии: они не могут отличить фальшивый аккомпанемент от нефальшивого. Гармонический слух предполагает способность ощущать и раз­личать консонанс (благозвучие), которая, по-видимому, выра­батывается у человека в результате некоторого музыкального опыта. Кроме того, для проявления гармонического слуха не­обходимо слышать одновременно несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом одновременное звучание несколь­ких мелодических линий. Он приобретается в результате той деятельности, которая без него не может осуществляться,— при работе с многоголосной музыкой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных