Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что такое абсолютный слух?




Кроме мелодического и гармонического слуха, существует еще понятие абсолютный слух. Это способность человека различать и называть звуки, не имея реального эталона для сравнения, т.е. не прибегая к сравнению со звуком камертона или музыкального инструмента.

Как уже отмечалось, музыкальный слух теснейшим образом связан с эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окраски, настроений, чувств, выраженных в ней.

Эти два компонентазвуковысотного слуха - эмоциональный и собственно слуховой - выделяются Б.М.Тепловым как две музыкальные способности, названные им ладовое чувство и музыкально-слуховые представления.

 

Целесообразно развивать слух в усло­виях лада, при слушании и воспроизведении мелодий, а не от­дельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

Ладовое чувство может быть развито, прежде всего, в процессе восприя­тия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мело­дия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развивать­ся во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкаль­ных инструментах. Она развивается также в процессе восприя­тия, предшествующего воспроизведению музыки.

Овладение пением у детей происходит постепенно, в резуль­тате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой — вырабатываются музыкальные слуховые представ­ления.

Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструмен­те, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

 

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществле­ния всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных ви­дах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, твор­честве.

Кроме трех основных музыкальных способностей, в понятие музыкальность включаются и другие: тембровый и динамичес­кий слух, исполнительские и творческие способности, музы­кальное мышление.

Тембровый и динамический слух — разновидности музыкаль­ного слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полно­те ее выразительных, красочных средств. Тембровый и динамический слух формируется на основе звуковысотного. Дети узнают тембры му­зыкальных инструментов, различают динамику как выразительное средство музыки. В практике работы используются музыкально-ди­дактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков. Принимая во внимание наибольшую сложность развития звуковы­сотного слуха и его важную роль в структуре музыкальности, не­обходимо уделять ему больше внимания. Поэтому игры на раз­витие тембрового и динамического слуха должны применяться лишь по необходимости, для знакомства с выразительными воз­можностями музыкальных средств и закрепления представлений о тембре и динамике.

Развитие исполнительских и творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Творческие спо­собности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.

Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выпол­няют посильные для себя творческие задания. Развитие испол­нительских способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки.

Музыкальное мышление — способность проследить за сме­ной настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения- в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, пе­редающие содержание. Для развития этой способности необхо­дим «словарь эмоций», с помощью которого дети могут выска­заться о характере произведения, оценить услышанную мело­дию, определить количество частей (форму). Музыкальное мыш­ление полезно формировать, также начиная с раннего детства, когда дети еще не могут сами высказываться о музыке. Вначале ее характер поясняет педагог, нацеливая тем самым ребят на грамотный анализ музыкального произведения. Постепенно «словарь эмоций» усваивается детьми, накапливается и расши­ряется.

 

Н. А. Ветлугина называет в качестве основных музыкаль­ных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоциональ­ного (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые пред­ставления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития му­зыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Понятие музыкальность не исчерпывается названными тре­мя (двумя) основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкаль­ное мышление, исполнительские, творческие способности.

 

 

Итак, в каждом виде музыкальной деятельности — восприя­тии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представ­ления и чувство ритма), развиваются и другие. В процессе вос­приятия музыки развивается музыкальное мышление. В испол­нительстве и творчестве помимо основных музыкальных способ­ностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и им­провизаций

 

Музыкальная деятельность развивает не только музыкаль­ные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, спо­собность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных