ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общие требования к магистерской диссертации
Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям: а) авторская самостоятельность; б) полнота исследования; в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения; г) грамотное изложение на русском литературном языке; д) высокий теоретический уровень. Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений, закономерностей или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте. Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются элементами диссертации.
Методика написания, структура и правила оформления магистерской диссертации
Общие положения
Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию магистерской диссертации, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение к диссертации – наиболее ответственная часть текста, в которой должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выносимые на защиту положения. Все это может окончательно сформироваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению. Основная часть диссертации делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссертации, как правило, должно быть две-три гл авы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух-трех параграфов. В каждом параграфе магистрант решает определенную задачу, что выносится в положения на защиту (обычно, сколько задач – столько параграфов, столько положений, вынесенных на защиту). Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мысленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и расположением отдельных параграфов. Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссертации – это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте. Главы магистерской диссертации – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы исследования, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. После составления плана можно приступать к написанию текста. Структура и содержание магистерской диссертации
Магистерская диссертация должна включать в себя: – титульный лист; – содержание; – введение; – основную часть (главы, параграфы); – заключение; – библиографический список; – приложения (при необходимости). Титульный лист. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001. Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется точно по форме, приведенной в Приложении 1. На титульном листе обязательно указываются наименование профильного Министерства, полное название вуза, факультета, кафедры, наименование работы магистерская диссертация), ее тема, направление подготовки и магистерская программа. Титульный лист подписывают: магистрант, научный руководитель, внутренний рецензент, внешний рецензент, руководитель магистерской программы. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию подписавшегося лица, обязательно указываются их должности и ученые степени. Заведующий выпускающей кафедры ставит свою подпись рядом с графой «Допустить к защите» с указанием точной даты допуска к защите. Внизу указывается город и год выпуска диссертации без знаков препинания. Содержание. В содержании приводят название разделов, глав, параграфов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены. Название разделов и глав печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов – с отступом (0,8 см). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием. Над колонкой цифр (колонцифр) в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются. Если приложений несколько, в содержании обозначается «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. с указанием номеров страниц. Пример оформления оглавления приведен в Приложении 2. Введение. Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная ценность, структура работы. 1. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет ее выбрать, и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям: – краткое освещение причин обращения к теме исследования (особенности нынешнего состояния, которые делают насущно необходимыми исследования этой темы); – должна быть раскрыта актуальность обращения к выбранной теме применительно к внутренним потребностям науки и общества – почему эта проблема назрела именно сейчас, что препятствовало раскрытию ее раньше; – должна быть продемонстрирована собственно динамика накопления новой информации по данной проблеме, необходимость изучения проблемы в новых ракурсах с применением новых методов, технологий и инструментов исследования. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д. С точки зрения композиционной структуры диссертационного исследования актуальность выбранной темы должна занимать не более 1–1,5 страниц введения. 2. Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект научного исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. 3. Затем логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить… и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания. В каждом параграфе реализуется одна из задач исследования. 4. После этого необходимо показать методологическую, теоретическую и эмпирическую основу диссертации. 5. Степень научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме, который, с Вашей точки зрения, следовало бы ввести в научный оборот. Названия основных трудов отечественных и зарубежных исследователей, относящихся к теме Вашей диссертации, должны быть указаны в подстрочных сносках. Здесь нужно продемонстрировать, что Вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, можете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Таким образом, эта часть диссертации будет оцениваться по следующим параметрам: – глубина обзора литературы, которая определяется тем, насколько в работе охвачено все наиболее значимое и существенное, опубликованное по данной проблеме; – полнота обзора, проявляющаяся в балансе между приведенными в списке использованной литературы источниками по трем измерениям: – между монографическими (книжными) и периодическими (журнальными) публикации (в магистерской диссертации не рекомендуется использование учебной литературы!); – между отечественными и зарубежными источниками; – между ранними и последними (не старше 5 лет) изданиями; – наличие анализа существующих точек зрения на обсуждаемую проблему и четкое обозначение собственной авторской позиции; – систематичность и логика изложения; – соответствие ссылок в тексте источникам в списке литературы. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда соискателю без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с научным руководителем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштабные заявления. 6. В следующем блоке необходимо: – показать новизну диссертации; – сформулировать положения, выносимые на защиту (они должны быть короткими, четкими и конкретными, вытекать из поставленных задач – сколько задач, столько и положений, выносимых на защиту); – обосновать теоретическую и практическую значимость исследования, которая может проявляться во вкладе автора в развитие теории (уточнение понятий, создание классификаций, моделей, периодизаций и др.); разработке конкретного социокультурного проекта, готового для практической реализации; – показать результаты апробации созданного исследования (публикации научного характера, участие автора в научно – исследовательских конференциях, семинарах и симпозиумах, в разработке государственных, региональных и муниципальных программ развития). 7. В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы. Обычно введение не превышает 10% от общего объема текста диссертации. Основная часть. Основная часть должна содержать, как правило, две – три главы. В ней на основе изучения имеющейся научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю изучаемого вопроса, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов. Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов к решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает их критическую оценку. При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник. Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе. Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток. Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора», «Предполагается, что…», «Таким образом, стоит отметить…»). Проектная часть. Проект, разрабатываемый магистрантом, должен быть направлен на решение практических задач в области управления человеческими ресурсами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|