ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Игровые отношения детейВ игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей – маму, воспитательницу, шофера, летчика.
В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности; открываются права и обязанности: 1. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что стремится исполнять ребенок, взявший на себя определенную роль. Опыт: при исполнении роли покупателя ребенок постигает, что он не может уйти из магазина, не уплатив за покупку. 2. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Опыт: покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с ним обращались так же, как с настоящими покупателями.
Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. Сюжет и содержание игры
Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но по-разному.
В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д.
Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Сюжет игры: 1. младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов: гости, дочки-матери, детский сад; 2. старшийдошкольник имеет чрезвычайно разнообразное число сюжетов. Дети этого возраста играют не только в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля.
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших, так и у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад). Однако разыгрываются они по-разному. 1. для младших дошкольников в игре открывается прежде всего само действие; 2. для средних дошкольников первый план выступают внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто главнее?»); 3. у старших дошкольников в центр ставятся внутренние социальные отношения - моральные соображения.
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр.
Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержание игры – это то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в нее разное содержание: 1. младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших дошкольников. Опыт: играя в обед, дети режут хлеб, варят кашу, моют посуду, многократно воспроизводя одни и те же действия. Однако нарезанный хлеб к столу куклам не подается, «сваренная» каша не раскладывается по тарелкам, посуда моется, когда она еще чистая. Здесь содержание игры сводится исключительно к действиям с предметами.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки. Опыт: если у ребенка в руках трубка, то он - доктор, если термометр, то медсестра. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться действие. Поэтому очень часто на машине едут одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед готовят несколько матерей. Отсюда частая смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому. 2. Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т.п.
Таким образом, развитие сюжета и содержаниеролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|