Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игровые отношения детей




В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начи­нает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей – маму, воспитательницу, шофера, летчика.

 

В игре ре­бенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людь­ми в процессе трудовой деятельности; открываются права и обязанности:

1. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что стремится исполнять ребенок, взявший на себя определенную роль.

Опыт: при исполнении роли покупателя ребенок постигает, что он не может уйти из магазина, не уплатив за покупку.

2. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры.

Опыт: покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с ним обраща­лись так же, как с настоящими покупателями.

 

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы испол­нять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

Сюжет и содержание игры

 

Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но по-разному.

 

В ролевой игре дети отражают окружаю­щее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрос­лых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспеди­ции) и т.д.

 

Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

Сюжет игры:

1. младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов: гости, дочки-матери, детский сад;

2. старшийдошкольник имеет чрезвычайно разнообразное число сюжетов. Дети этого возраста играют не только в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в строи­тельство моста, в запуск космического корабля.

 

 

Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших, так и у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад). Однако разыг­рываются они по-разному.

1. для младших дошкольников в игре открывается прежде всего само действие;

2. для средних дошкольников первый план выступают внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто глав­нее?»);

3. у старших дошкольников в центр ставятся внутренние социальные отношения - моральные соображения.

 

Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается дли­тельность игр.

 

 

Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры.

Содержание игры – это то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в нее разное содержание:

1. младшие дошколь­ники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроиз­ведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших дошкольников.

Опыт: играя в обед, дети режут хлеб, варят кашу, моют посуду, многократно воспроиз­водя одни и те же действия. Однако нарезанный хлеб к столу куклам не подается, «сваренная» каша не раскладывается по тарелкам, посуда моется, когда она еще чистая. Здесь содержание игры сводится исклю­чительно к действиям с предметами.

 

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планиру­ется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависи­мости от того, какой предмет попадает ему в руки.

Опыт: если у ребен­ка в руках трубка, то он - доктор, если термометр, то медсестра. Ос­новные конфликты между детьми возникают из-за обладания предме­том, с которым должно производиться действие. Поэтому очень часто на машине едут одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед готовят несколько матерей. Отсюда частая смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому.

2. Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т.п.

 

Таким образом, развитие сюжета и содержаниеролевой игры от­ражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружаю­щих взрослых людей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных