ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поза дзадзэн Кодо Саваки роси 5 страницаЕсли ты пытаешься попасть в рай из собственных сил, то ты должен рецитировать имя Амитабха Будды 24 часа каждого дня. Но что ты будешь делать во сне? Когда ты выдохнешься, попадёшь в ад? Нет, рецитировать имя Будды означает рецитировать его в полной уверенности пребывать окутанным светом Татхагаты, который пронизывает всю вселенную, и в том, что ты никогда не сможешь выпасть из него. Если ты рецитируешь имя Будды или сидишь дзадзэн так, как работаешь на конвейере, то это идиотизм. Буддадхарму нельзя схватить. Ты не должен пытаться схватить, а должен отпустить. Если ты вцепляешься в неё, то только летишь в ад. За что ты вообще цепляешься? Всё, что можно схватить — говно. Ты блуждаешь в проходящем мире, потому что пытаешься сделать вещи своей собственностью. Буддадхарму нельзя схватить, там ничего нельзя выиграть. Но из-за того, что ты ищешь всегда ещё немножко больше, то идёшь совсем в неправильную сторону. То, что есть «иллюзия» и «сатори» — обычная болтовня. Это то, что можно схватить. Буддадхарма — это то, что нельзя схватить, Буддадхарма не «существует». В практике пути Будды нет ни иллюзии, ни сатори. «Иллюзия» и «сатори» — это темы для разговоров у людей. Различать между иллюзией и сатори — дело людей. Но восприятие посредством органов чувств не больше, чем восприятие посредством органов чувств. Различающее мышление не больше, чем различающее мышление — это не Буддадхарма. Буддадхарма не означает уничтожить «иллюзию» и получить «сатори». Дзадзэн означает не бегать ни за вещами, ни от них. Буддадхарма безгранична. Если ты не поймёшь эту безграничность, то ты не поймёшь буддизм. Кстати: сами по себе, эти «понимание» и «непонимание» очень далеки от безграничности. Поэтому нет «иллюзии» вне сатори, и нет «сатори» вне иллюзии.
15. Тебе, красующимся своим «сатори»
Почему бы тебе ни сделать на всё тело татуировку: «У меня есть сатори!»? Если ты не думаешь о своём желудке, то это говорит о том, что он у тебя здоров. Если ты не можешь забыть своё «сатори», то это доказывает, что у тебя его нет. Если ты думаешь, что теперь что-то особенное, потому что у тебя есть «сатори», то ты просто красуешься своим мешком мяса. Когда у заурядного человека есть «сатори», то его называют «Дзэн-чёрт». Это потому что он считает себя чем-то особенным. Когда говорят о «сатори», то часто это просто означает, что чёрт получил магические силы. Если ты знаешь, что делаешь плохо, то это не так плохо. Но те, кто болтают о своём «сатори», даже не считают это чем-то плохим. Поэтому им уже ничем нельзя помочь. Есть люди, которых не любит вся их семья, но они всё равно считают, что правы. Если ты думаешь, что прав только ты один, то ошибаешься. А уж насколько ошибаются те Дзэн-простофили, которые ходят, надувшись своим «сатори», в то время как их ненавидят дома. Ни к одной иллюзии не подобраться так тяжело как к «сатори». Гон-ё Сондзя спрашивает Дзёсю: «А что если ни одна вещь больше не появляется?». Он пытается похвастаться, что стал одним целым с пустотой, и больше нет ничего, за что бы он цеплялся. Дзёсю отвечает: «Отпусти!» Гон-ё настаивает: «Но если нет ничего, за что бы я цеплялся, что я должен отпустить?» Дзёсю отвечает: «Ну, если это так, то тогда таскай своё „отпускание“ вместе с собой!» Мы не должны вешать свою практику себе на грудь. Разве не ясно, что «сатори», которое можно повесить себе на грудь, пустое враньё. Поверхностные люди не замечают, что они делают что-то плохое, пока их не схватит полиция. Заурядные люди даже не замечают, что живут в иллюзии. Ты должен всё видеть ясно. Истинное сатори означает показать своё неприкрашенное лицо. Это означает прийти в себя. Чем больше ты приходишь в себя, тем яснее видишь свои ошибки. Неожиданное большое сатори означает разрушение старых представлений. Таких как, например, о «сатори» и «иллюзии». Чем вообще отличаются «иллюзия» и «сатори»? На самом деле, это одна и та же вещь, о которой мы строим иллюзии и к которой мы просыпаемся. Сатори означает, что Буддадхарма становится реальностью. Буддизм — это странное учение, в котором говорится, что все Будды и все страдающие существа одинаковы по своей природе. Поэтому считать Буддами что-либо на другой стороне против Буддадхармы. Если мы не проникнем туда, где нет разницы между нами и Буддой, на то место, где вообще ничего нет, то когда-нибудь мы начнём медлить, устанем и застрянем. Где твой настоящий дом? У тебя нет спутников. Куда бы ты ни посмотрел — ни одного человека! Ты должен найти то место, куда можешь попасть ты и только ты. То, что большое дело вечной практики подходит к концу означает, что путь Будды становится реальностью. Что он становится нашей плотью и кровью. Сатори не означает конец иллюзий. Буддадхарму нельзя схватить: если мы говорим, что у нас «сатори», то мы уже перелетели. Если мы говорим, что у нас нет «сатори», то мы ещё не долетели. Большое сатори означает реальность. Это неправильно — говорить о ступенях практики. Практика = сатори. Только дзадзэн. Только нэмбуцу. Заурядному человеку это «только» кажется недостаточным. Он хочет получить что-нибудь назад за свою практику. Важно это «только». Просто делать это. С какой целью? Ни для какой! Там нет чаевых — только делать. Один монах спрашивает Рюгэ: «Чем завладели старые мастера, что дало им спокойствие ума?» Рюгэ отвечает: «Это как с вором, который влезает в пустой дом». Когда вор влезает в пустой дом, ему не надо ничего воровать. И ему не надо ни от кого убегать. Там нет никого, кто бы за ним охотился. Ты должен полностью понять это «там абсолютно ничего нет». Сатори как вор, который влезает в пустой дом. Он влезает, но там нечего воровать. Нет причины убегать. Никто не охотится за ним. Поэтому там нет ничего, что бы могло удовлетворить. «Сатори»? Ты не должен выпендриваться с таким избитым словом! Ты говоришь о «сатори», но то, что ты держишь за «сатори», очень мало. Это проблема сознания: когда твоё сознание немножко расширяется, ты убеждаешься, что там совсем ничего нет. Сатори можно найти везде в мире — как воздух, которым мы дышим каждый день. Мы не «получим» сатори в будущем. Шакьямуни Будда никогда не утверждал, что сатори было у него одного. Он говорил, что он и все живые существа вместе осуществляют путь. Но такое коллективное сатори недостаточно для людей. Каждый хочет своё личное сатори, как индивидуальное вознаграждение. Это означает, что, в конце концов, каждый думает только о себе. Иногда люди умоляют меня признать их понимание учения правильным. Пока ты должен спрашивать других об их согласии, ты не подлинный. А ещё есть люди, которые считают, что у них есть «сатори», потому что им кто-то дал подтверждающую бумажку! Если ты действительно достиг места, о котором идёт речь, зачем спрашивать других, как туда пройти? Ты услышал, что от вина пьянеют, и теперь делаешь вид, как будто ты пьян и думаешь, что на самом деле пил вино. Есть и такой вид «сатори». «Сатори» становится методом. Буддадхарма и ум спокойствия — не методы. Практиковать без особенностей означает играть как ребёнок. Стремиться сделать сатори своей личной особенностью — это неправильно. Сатори — это не тяжелая работа. Это означает стать естественным. Быть естественными — нам не остаётся ничего другого, как сидеть дзадзэн.
16. Тебе, особо впечатлённому прогрессом в науке и культуре
Мы не должны забывать, что современная наука и культура развились только на основе наших самых низких инстинктов. Все говорят о культуре, но разве это не просто утончение наших инстинктов. Как бы мы ни пытались разгладить складки наших инстинктов, с точки зрения буддизма это не имеет никакого отношения к прогрессу или цивилизации. Все говорят о прогрессе, но мне интересно: в какую сторону мы вообще прогрессируем? Все говорят о культуре, но что это за культура на самом деле? Идиотская музыка, эротические танцы, порнографическая литература — варварство чистейшей воды. Мы подстрекаем наши инстинкты и потом жалуемся на молодёжь: «Кто заботится о воспитании?» Вера[15]означает ясность и чистоту — это означает успокоиться. Все говорят об искусстве. Ну и что? Мужчины и женщины, присосавшиеся друг к другу. Разве это больше чем стимуляция нашего сексуального инстинкта? Они едят свою закуску и танцуют по кругу. Они исследуют для науки и обстреливают друг друга водородными бомбами. Когда ты наблюдаешь за насекомыми в ящике, то видишь, как они изо всех сил вцепляются друг в друга. Как интересно было бы наблюдать из какого-нибудь уголка вселенной, как люди вооружаются атомными и водородными бомбами. Делать умный вид и при этом становиться полным идиотом — судьба человека. Люди любят сложности. Даже когда мы пытаемся делать вещи так просто, как только возможно, они всё равно становятся сложными. А ещё есть товарищи, которые напрягаются, чтобы сделать всё ещё сложнее, чем надо. Современный мир прилагает всю свою мудрость только для того, чтобы попасть в тупик. Мудрость означает принимать обоснованные решения. Раньше люди тоже были обыкновенными идиотами: они тратили кучу денег и сил, чтобы построить замки — и зачем? Чтобы потом драться за них. Сегодня люди ещё глупее: они строят атомные и водородные бомбы, чтобы одним нажатием кнопки стереть человечество с лица земли. Как это так получилось, что по сравнению с прогрессом в науке и технике, человечество совсем не прогрессировало? Американцы просто заурядные люди, русские просто заурядные люди, китайцы тоже просто заурядные люди. Заурядные люди, которые отчаянно соревнуются с заурядными людьми. Как бы велико не было их количество: мусор есть мусор. Наука может строить на результатах других, поэтому она постоянно развивается. Но люди не могут строить на жизни других, поэтому они не развиваются. Именно из-за этого мы теперь видим новичков, размахивающих смертельным оружием — а это опасно! Идиот сидит за компьютером, дебил в кабине самолёта, псих с атомными ракетами — это наша сегодняшняя проблема. В Буддадхарме мы не можем жить за счёт наследства. Наука прогрессирует, потому что она может использовать наследство прошлых поколений. В Буддадхарме речь, наоборот, идёт о том, что ты должен покончить с идеей, пробиться с помощью наследства. С атомными и водородными бомбами мы, может быть, спасём наших друзей, но не врагов. Только дзадзэн способен спасти и друзей и врагов. Все беспокоятся о человечестве. Но надо просто свернуть всему человечеству голову и сделать их Буддами. Что служит людям, ведёт в тупик. Люди торгуются о цене вещей, но на эту цену нельзя положиться. Вещи, о цене которых можно спорить, просто полезные иллюзии. Будда не «полезная иллюзия». Китайский иероглиф «ложность» означает «служить человеку». Сегодня считается, что культура служит человеку. Иллюзорный мир постоянно меняется. Культура не больше, чем продолжение иллюзии, поэтому она трагична. На что мы всегда можем положиться, куда бы мы ни пошли? Только на саму жизнь, которая безгранична во всех направлениях. Изобретения и идеи европейцев просто игрушки, которые не имеют никакого отношения к самой жизни. Когда мы спокойно читаем Маркса и Энгельса, то видим, что там речь идёт только о делёжке добычи. Даже если бы все люди были коммунистами, мы бы всё равно постоянно ссорились, покуда каждый из нас не достигнет настоящей свободы. Пока каждый из нас не по-настоящему свободен, он не может быть по настоящему довольным.
17. Тебе, говорящему, что он не может жить с другими
Все говорят о своём мнении, но кого оно интересует? Заткнись! Некоторые говорят: «За кого ты меня принимаешь?!» За заурядного человека, кого же ещё? Одни строят из себя кого-нибудь из-за их богатства, другие из-за положения, третьи из-за сатори. Насколько же глупо выставлять своё заурядство напоказ. Люди любят носить что-нибудь с собой, что они не могут забыть. Если они богаты, то они считают себя богатыми. Если умны, то умными. Если способны, то способными. Это сознание мешает, потому что оно всегда лезет вперёд. Из-за того, что мы постоянно беспокоимся об этом мешке мяса, то считаем себя богатыми, красивыми или кем-нибудь ещё. Но когда мы умрём — всё едино. Тогда больше не будет частной собственности. Ты пытаешься развить своё «Я». Вопрос только в том, сколько лет ты продержишься. Самое позднее после смерти, твоё тело станет товаром. Одна и та же луна появляется иногда смеющейся и иногда плачущей. Или ты просто восхищаешься ей за бокалом рисового вина. На какую бы луну ты ни смотрел, ты видишь только то, что соответствует твоему кармическому восприятию. Ничего из этого не реально. Одну и ту же газету каждый читает по-разному: одни ищут сначала курсы акций, другие спорт. Одни берут продолжение романа, другие политику. Все отличаются в своих чувствах и мыслях. Они отличаются так сильно, потому что каждый блуждает в своём собственном различающем сознании. Только вне этого сознания открывается мир, который все в равной степени делят между собой. Так как этот мир выдумали не люди, он не соответствует их личным мнениям. Но чем больше они раздумывают, тем больше обманываются о мире. Ты говоришь: «Я видел это своими собственными глазами!» Но нет ничего настолько ненадёжного как глаза. Это всего лишь глаза заурядного человека. Ты ошибаешься, если ты думаешь, что мир, каким ты видишь его сейчас, и есть реальность. Каждый видит только то, что соответствует его кармическому восприятию. Кот видит иначе, чем я, а о чём думает бацилла, которая весит одну тысячную от навозной мухи? Уж точно не о том же, о чём я. Бацилла и я имеем различные мировоззрения и взгляды на жизнь. Настоящий мир появляется тогда, когда мы покончим с этими своими кармическими взглядами. Головы людей застыли. Каждый «изм» — это вид застоя. То, что мы не видим Буддадхарму, хотя так близки к ней, из-за этого застоя. Ты кричишь: «Мир! мир!», но если бы, наконец, заткнулся, всё сразу бы стало гораздо более мирным. Ты говоришь: «По моему мнению…» — и когда твои мнения и теории снова входят в игру, опять начинается ссора. Если люди считают, что есть хорошо и плохо, то они позволяют законам их времени вести себя на поводке. Но раньше кровная месть была разрешена, теперь запрещена. Раньше супружеская измена была запрещена, теперь разрешена. Мы думаем, что есть плохое и хорошее, приятное и неприятное, правильное и неправильное — всегда две стороны. Но действительно ли есть эти стороны? Нет, есть только одна реальность. И она ещё и пуста. В мире нет и двух вещей. Поэтому если мы видим приятное и неприятное, правильное и неправильное, хорошее и плохое, то это просто соответствует нашему кармическому восприятию. И тогда все различаются в соответствии с их мнениями. Все различаются в их кармическом восприятии. Счастье и несчастье, радость и горе — это не больше, чем кармическое восприятие и оно различается от человека к человеку. Проблема в том, что все считают реальным только то, что они видят сами. Бабушка проповедует внукам, что она считает правдой, но на самом деле там её и в помине нет. Когда ты открываешь рот, то просто выставляешь свои иллюзии напоказ. Ты говоришь на основе своей кармы и своих иллюзий. Ум идиота — его рот, рот мудреца его ум. Люди просто должны быть естественными, но они постоянно пытаются запихать в рамки даже свою естественность. А поскольку рамки у всех свои, то они никогда не согласны друг с другом. У всех есть своё собственное сознание. Они абсолютно не похожи между собой. Каждое совершенно индивидуально и отлично от других. То, что мы считаем своим «Я», нельзя зафиксировать. «Мой ум такой и такой…» — такого ума нет. Если бы я по-случайности не стал монахом Дзэн, то я бы наверняка не говорил бы о Буддадхарме. Наверное, я бы стал предводителем банды, который не говорит ничего другого, кроме как «Я ещё вспорю тебе живот, ублюдок!» Ссора не заканчивается с начала истории человечества. Самые большие войны произошли из-за нашего раздорного ума. Война — это самая свободная форма обоюдного убийства людей. Так же как муха переносит бактерии, также и война переносит эпидемии и культуру. «Как там, так и здесь — только заурядные люди». Так как это только заурядные люди, которые воюют друг с другом, то они все неправы, как друг, так и враг. Победитель и проигравший — только заурядные люди. Как грустно смотреть на проблемы мира: там не хватает здравого ума. Одна горячая голова машет мечом, другая палит из ружья. Мир вращается в карме. Карма создаётся, когда мы действуем из невежества. Неожиданный дождь прерывает спор об орошении рисовых полей. Так как в споре речь шла просто о воде на полях, то дождь решает все проблемы. Красивая женщина и тыква — чем они отличаются, когда ей стукнет 80? По своей природе всё пусто и чисто.
18. Тебе, всё время жалующемуся, что у тебя нет времени
Люди нагружают себя таким количеством дел только для того, чтобы убежать от скуки. Все жалуются, что они настолько заняты и у них совсем нет времени. Почему они так заняты? Это всего лишь иллюзии, которые держат людей занятыми. Кто практикует дзадзэн, у того есть время. Кто практикует дзадзэн, должен пытаться иметь больше времени, чем все остальные. Если мы будем невнимательными, то начнём ещё делать много шума вокруг хлеба насущного. Мы постоянно торопимся, но почему? Из-за этого хлеба. Курицы тоже быстро клюют свой корм, и зачем? Только чтобы быть съеденными человеком. Сколько иллюзий имеет человек в течении жизни? Это нельзя подсчитать. День за днём: «Я хочу это, я хочу то…» Одна прогулка приносит где-то 50000-100000 иллюзий. Это называется быть занятым: «Я хочу быть с тобой, я хочу домой, я хочу видеть тебя…» Люди постоянно запыхавшиеся, так старательно они бегают за своими иллюзиями. «Вон отсюда, туда, на другую сторону. Бежим из самсары в нирвану». Это отношение я называю «гонкой в карме». Развитие средств передвижения сделало мир меньше. Мы носимся в машинах, но куда мы собственно едем? В казино! Мы давим на газ, чтобы убить время. Есть люди, которые играют целую ночь в карты только для того, чтобы следующим утром проглотить пару витаминов и пойти на работы с мешками под глазами. Большое волнение в мире никак не хочет успокаиваться. Что можно делать, видя этих заурядных людей, кроме как, смирившись, пожать плечами. В старых коанах часто есть вопрос: «Откуда ты идешь?» Здесь спрашивается не о месте. Откуда идём мы все? Многие хотят секса. Они идут из «желания секса». Другие жадны до денег, они идут из «жадности денег». «Пожалуйста, посоветуйте меня другим!» — эти идут из «карьеризма». «Я должен ещё сделать это и это, у меня совсем нет времени!» Так ты становишься совсем нервным. Что тебе делать? Лучше всего — ничего. Просто успокойся. Дзадзэн означает делать нечеловеческую работу. Шефы фирм и политики жалуются на их занятость. При этом они ещё умудряются заботиться о паре своих любовниц. Вопрос в том, что для нас действительно важно. Если ты убегаешь прочь, то никогда не дойдёшь до конца. Если ты бежишь за чем-либо, то тогда нет конца. Ты должен без возражений практиковать дзадзэн в этот момент. Нет ничего более ценного, чем жизнь, которую живут из позы лотоса. Гонки в мире подобны бегу облаков в несознании. Речь идёт не о том, чтобы бежать быстрее. Всё движется в несознании. Всё основано на обоюдном взаимодействии, сущность не существует. Это как с облаками: они не «существуют» и не «не существуют». И всё равно они существуют, но и не существуют. И потом все ломают себе об этом голову. Когда в дзадзэн ты ясно видишь проходящий мир, то обогащаешь Дхарму и жизнь. Когда ты просто бегаешь в мире, то это не обогатит твою жизнь.
19. Тебе, кто упал с карьерной лестницы
Если ты после смерти ещё раз задумаешься о жизни, то увидишь, что всё одно. «Это не имеет никакого значения. Прекрати ныть! Это бессмысленно пролитые слёзы». Если бы ты был хоть немного взрослее, то увидел бы, что нет ничего, что стоило бы твоего волнения. Живые существа делают много шума вокруг детских игрушек. Весь мир делает много шума из ничего. Почему? Разве есть в мире хоть что-то, что стоили бы того, чтобы делать такое заплаканное лицо? Актёры в театре иногда говорят: «Что мне теперь делать? Что мне теперь делать?». Я сам ещё не задавался этим вопросом, потому что я говорю себе: «Это всё равно не играет никакой роли!». Счастье и несчастье, плохое и хорошее: всё не так, как оно выглядит. Всё не так, как ты думаешь. Ты должен выйти за рамки счастья и несчастья, плохого и хорошего. Весь мир просто крутится в карме. Познания людей — это просто тот мир, за которым мы подглядываем из окна наших кармических иллюзий. Только когда мы покончим с миром, который видим через наши кармические иллюзии, то увидим настоящий мир. Мы должны покинуть мир кармы, вместо того чтобы драться против него. Мы говорим о наших страданиях и печалях, но из чего они состоят на самом деле? Разве это не так, как с тем, кто поймал собственный пук в кулак, понюхал его и кричит: «Фу, как это воняет!». Чем лучше идут твои дела, тем больше ты возишься со своими пуками. Такого мы должны сначала познакомить с настоящими проблемами. Вешаться из-за душевных мук или топиться — эй, дебил, просыпайся к реальности! Твоё страдание не большее страдание, чем ты делаешь из него. Некоторые очень стараются, чтобы сделать себе своё собственное страдание. Мысли и чувства людей постоянно движутся из-за волн и ветра. Письменно зафиксировать волны и ветер и потом продавать их — это необычный бизнес под названием литература. Потому что ты относишь всё, что происходит, к себе, то это выглядит как большая проблема. Там, где нет ума, нет и проблем. Только потому, что ты не хочешь принимать то, что ты должен принять, ты мучаешься. Вера означает то же самое, что и недуманье: принять. Что принять? В данном случае, принять означает не просто сдаться сильному. Молча принять то, что надо принять — это сатори. Большое сатори означает ясно увидеть необходимость как необходимость. Необходимость — это космическая необходимость. Есть люди, которые волнуются о своей смерти: «Не беспокойся, ты умрёшь!».
20. Тебе, любящему слушать истории о привидениях
Меня часто спрашивают люди, есть ли привидения на самом деле. Того, кто ломает себе об этом голову, называют привидением. Считается, что мёртвые являются как привидения, но это возможно лишь тогда, когда есть живые. Когда все живые — мертвы, то и мёртвые больше не будут появляться. Согласно философии Ёгакара: мёртвые — инструменты живых. Один говорит, что он увидел привидение, другой узнал о чьей-то смерти во сне — это не больше, чем отдельные сцены в театре непостоянства. Разве всё не галлюцинация? И только потому, что мы не видим галлюцинацию как галлюцинацию, мы бегаем в круговороте жизни и смерти. Все видят сны — проблема только в разнице между ними. Если ты видишь сон, то тебе не ясно, что это сон. Когда тебя кто-нибудь ударит, то тебе больно, но и эта боль тоже только сон. Один сон сидит рядом с другим, поэтому даже он сам не признаёт другого как сон. Трусы сушатся на палке: кто-то увидел это и решил, что увидел привидение. Может быть, ты думаешь, что такого не бывает на самом деле, но если мы думаем: «мне нужны деньги», «я хочу стать министром», «я хочу развиваться» — разве мы все не считаем трусы привидением? Все говорят о реальности, но это только сон. Это не больше, чем реальность внутри сна. Когда говорят о войне и революции, мы все думаем, что там происходит что-то необычное, но разве это всего лишь не переворачивание во сне с одного бока на другой? Когда ты умрёшь, то увидишь сон как сон. Тот, кто не разберётся со своим сном ещё в течение жизни — заурядный человек. Кто-то сочинил во время харакири следующие строки: «Что бьёт и кого бьют — после того как они вместе закончат свой путь, вернутся к одной и той же грязи, к одной и той же земле». Во время харакири слишком поздно для такого понимания. Ещё до того, как мы закончим свой путь, мы — та же самая грязь и та же самая земля. Для снов мы не можем ни строить планов, ни репетировать. Также и со сном Дхармы, сном учения. Сон обучает сон во сне. Когда тебя во сне приглашают покушать, то это только сон: в нём нет калорий. Мы ошибаемся, если считаем галлюцинацию себя, которую встречаем в своём сознании, собой. Бессмертие души, о которой говорят новые модные религии, основано на этой галлюцинации себя. Настоящее «Я» — это истинная природа, которая лежит в единстве всех Будд и живых существ и в неразличии ума, Будды и живых существ. То, что мы называем сознанием самих себя, это не больше чем личные мысли. Из-за того, что мы судим на основе галлюцинации нашего самосознания о хорошо и плохо, мы идём неправильной дорогой. Иллюзия состоит в том, чтобы то, что отражается в нашем сознании, подать к столу ещё раз подогретым. Слабое место нас, живых существ, состоит в том, что мы сами производим свои галлюцинации. Все люди живут в беспомощности и страхе. Философия Ёгакара учит нас: «Когда поворачивается внутреннее сознание, кажется, что существуют две стороны». Хотя это функция одного единственного сознания, создаётся впечатление, как будто бы там есть объект и субъект, и поэтому происходит весь театр, когда мы бежим за чем-то или от чего-то. Что за странные иллюзии есть у нас. Болтаться в темноте означает жить как сомнамбула. Даже если мы выставляем наружу спокойное лицо, у нас внутри всё равно бродят иллюзии. Подумай об иллюзиях, которые были у тебя во время дзадзэн, ещё раз в следующем году: «Два глинянных зверя ушли под воду после своего боя. После этого никто о них больше не слышал» (Тодзан).
21. Тебе, кому не хватает денег, любви и известности
Небо и земля дают, воздух даёт, вода даёт, растения дают, звери дают, люди дают. Все дают друг другу от самих себя. Мы можем выжить только в этом обоюдном дарении. Всё равно, благодарны мы за это или нет. Нет в действительности ничего, на что бы мы должны были жаловаться. Заслуга быть рождённым не принадлежит никому лично. И никто не живёт из своих собственных сил. Но при этом каждый заботится только о своём кошельке. Глупость означает думать только о своём теле. Мудрость говорит: «Я есть, кто я есть, всё равно как идут дела». Кто думает только о выигрыше и проигрыше — язычник. Кто делает на этом деньги — чёрт. Как скучно жаловаться с понурым лицом на то, что нет денег, нечего есть, или что есть долги. Ты жалуешься на свою бедность только потому, что думаешь, что должен наслаждаться жизнью и тебе всегда должно быть хорошо. Однажды во время войны я был в угольной шахте. В той же рабочей одежде, что и у других и с лампой на голове я зашёл в лифт. И мы понеслись вниз! В то время как мы опускались всё глубже и глубже, мне вдруг показалось, что лифт снова едет наверх. Но когда я посветил лампой в шахту, то увидел, что мы всё ещё опускаемся. В начале, когда лифт ускоряется вниз, кажется, что он и едет вниз. Но когда скорость нормализуется, то вдруг начинает казаться, как будто бы он поднимался. Также и мы постоянно ошибаемся, когда при расчёте нашей жизни путаем колебания чисел с суммой. Говорить, что у тебя было сатори — это лишь подсчитывание разницы чисел. Говорить, что ты ошибался — это другое подсчитывание. Говорить, что это хорошо — третье. Что плохо — четвёртое. Богатство — одно подсчитывание, бедность — другое. Само собой разумеется, что бедняк, который всегда был бедным, страдает от своей бедности меньше, чем тот, который был богатым. Иллюзия означает невозможность оценить серьёзность положения. Ты говоришь, что тебе нечего есть, хотя ты вовсе не такой голодный. Но один этот факт делает тебя голодным. Слова приносят кошмары. Все делают много шума вокруг слов. Я научил своего попугая говорить: «У меня всё хорошо!». Однажды упала лампа и всё загорелось. Хлопая крыльями, он выкрикнул свои последние слова: «У меня всё хорошо! У меня всё хорошо!». Твоё тело и твой ум постоянно ведут тебя за нос, но ты этого даже не замечаешь. В проходящем мире мы постоянно пытаемся пролезть вперёд с помощью нашего имени. Разве мы все не рождены голыми? Только после этого нам дали имя, подгузники и сиську. Но когда мы выросли, мы почему-то начинаем ссылаться на наши важность, силу, интеллект, богатство — только чтобы сделать себе имя. Под этим мы всё равно голые. То, чем занимается весь мир, похоже на измерение фата-морганы. Или на постройку дворца изо льда. В другом времени, в другом месте — всё растает. Обитатели ада, голодные духи, звери, дерущиеся демоны, люди, небесные существа — жители всех шести миров определяются только нашим кровяным давлением. Когда давление успокоилось, они все Будды. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|