Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Из Законника царя Стефана Душана




После провозглашения Душаном Сербо-Греческого царства, был создан обширный юридический кодекс, состоящий из Законника (принят на саборе в Скопье в 1349 г.), с последующими дополнениями вплоть до 70-х гг. 14 в., и переводов византийских памятников — "Сантагмы" М. Властаря и т. н. Закона царя Юстиниана. В этом документе господствовавший в Сербии феодальный класс (властели и высшее духовенство) получил возможность привести в систему и закрепить за собой права и привилегии, приобретенные в течение всего предшествующего периода. Наличие в то время в Сербии сильной монархической власти в лице Стефана Душана облегчало эту задачу. Законник преследовал цель закрепить существовавшие правоотношения. Данные этой эпохи свидетельствуют о вымирании ряда населенных пунктов, многочисленных случаях безосновательного заключения людей в темницу, большом количестве нищих и бездомных, массовых случаях разбоя и воровства. Все это дает ключ к объяснению того, почему пять лет спустя, на другом соборе в 1354 году при том же царе Стефане были приняты дополнительные статьи к Законнику. В этих дополнениях были усилены санкции против разбойников, воров, пьяниц, клятвопреступников и других. Следует отметить, что рост классовых противоречий в этот период вынуждал сербских феодалов не только к репрессиям, но и к некоторому смягчению эксплуатации. С этой точки зрения весьма любо пытны те статьи дополнений к Законнику, в которых подчеркивается право меропхов (зависимых крестьян) на судебную защиту (ст. 140), об обязанности судей защищать «убогих и нищих» (ст. 181), о запрещении сажать в темницу людей без царской грамоты (ст. 186), об установлении точного размера налогов, уплачиваемых в царскую казну (ст. 200), об отмене тяжелой по тому времени повинности в виде приселицы, которая сохранялась лишь в порядке исключения (ст. 157), и ряд других. Законник Стефана Душана содержит развернутую картину сербского феодального общества. На вершине феодальной лестницы стояли великие и малые властели, несколько ниже властеличичи. Большую социальную прослойку занимали меропхи — зависимые крестьяне, а также рабы, носившие название отроков. Кроме того, сохранялась небольшая прослойка свободных крестьян, так называемых «себров», которым Законник запрещает всякие сходки: «Себрова собора да несть» (ст. 68 Законника). Значительное место в сословной иерархии занимали временные правители, чиновники различных рангов, которые стояли во главе городов, округов, областей и носили различные названия (жупаны, четники). Они нередко объединяются в Законнике под общим названием «кюфалии». Законник различал бащину — родовую собственность наследственное имение, от купленицы — приобретенного на основе купчей имения. Если о бащине упоминалось во многих местах Законника, то о купленице лишь в одном мест (ст. 176). Следует, при этом иметь в виду, что Законник под словом «бащина» понимал не только родовое имени властеля, пожалованное ему на основе царского хрисовула (ст. 37 Законника), но и бащины меропхов (ст. 176 Закон пика), бащины низшего духовенства (ст. 29 Законника и др. Во всех этих случаях имелась в виду наследственная собственность. Кроме того, Законник предусматрива пронию как временно пожалованное поместье за службу. Прония была неотчуждаема, ее нельзя было ни продавать, ни отдавать церкви (ст. 58 Законника). Меропхи жили на властельской земле, как крепостные, отбывали барщину, уплачивали оброк (ст. 67 Законника) и, сверх того, несли государственные повинности. До издания Законника меропхи пользовались правом перехода от одного владельца к другому. Законник отнял у них это право (ст. 21 Законника) и предусматривал репрессии за содействие побегу несвободного (крепостного) человека в чужую землю (ст..93 Законника).

Крестьянство в средневековой Сербии жило большими семьями— задругами. Задруга являлась переходной ступенью от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуало ной семье. Она охватывала несколы поколений потомков одного отца,вместе с их женами, причем все они жили в одном дворе, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих запасов и сообща владели доходом. Община находилась под высшим управлением домохозяина (домачина), который представлял ее перед внешним миром, имел право отчуждать мелкие предметы, вел кассу и нес ответственность как за нее, так и за правильный ход всего хозяйства. Он избирался и отнюдь не обязательно был старшим по возрасту. Женщины и их работы были подчинены руководству домохозяйки (домачицы), которой обыкновенно являлась жена домачина. Она также играла важную, часто решающую роль при выборе мужей для девушек семьи и общины. Но высшая власть в общине была сосредоточена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов, как женщин, так и мужчин. Перед этим собранием отчитываелся домохозяин; оно принимало окончательные решения, чинило суд над членами, выносило постановления о более значительных покупках и продажах, а именно земли и т. п. Прямое указание на существование задруги имеется в ст. 69 Законника.

Законник дошел до нас во многих списках (около 20), из которых нет ни одного подлинного. Все эти списки, в том числе и самые древние из них, являются копиями подлинного текста, погибшего во второй половине XIV столетия. Наиболее полным списком следует считать Призренскую рукопись, хотя три чтении этой рукописи следует сопоставлять ее и с другими рукописями (Ходошской, 1-м и 2-м Григоровичевым и др.). Призренская рукопись обрывается и поэтому дополнения к ней приведены из Раковецкой рукописи. Как в Призренской, так и в Раковецкой рукописях встречаются позднейшие вставки и дополнения.

В основу перевода Законника Стефана Душана на русский язык положен текст перевода, сделанный в 1872 году проф. Ф. Зигелем. При сверке перевода, сделанного Ф. Зигелем, с подлинником установлено, что автор ряд терминов заменял русскими, которые не вполне передают дух подлинника. Во всех этих случаях восстановлена терминология подлинника, причем значение этих терминов объяснено в комментариях.

 

«ЗАКОННИК БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ СТЕФАНА»

В лето 6857 индикта, в праздник вознесения господня мая 21 дня. Этот законник составлен на православном нашем соборе преосвященным патриархом Иоанникием и всеми архиереями и духовенством малым и великим и мною благоверным царем Стефаном и всеми властелями моего царства, малыми же и великими. Этих законов положения были:

О ХРИСТИАНСТВЕ

Прежде всего о христианстве.

О БРАКЕ

И ни один брак да не совершится без венчания, и если зке совершится без благословения и церковного опроса, таковой да расторгнется.

О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ

И в духовном деле каждый человек да имеет повиновение и послушание своему архиерею. Если же кто окажется согрешившим против церкви или нарушившим что-либо в настоящем Законнике волею или нежеланием, пусть повинится и удовлетворит церковь, если же ослушается и отстранится от церкви, не захочет исполнить повеления церкви, тогда да будет отлучен от нее.

О ЕРЕТИКЕ

И кто окажется еретиком, живя между христианами, да ложжется по лицу (заклеймится) и да изгонится. Кто же его будет таить, и тот да заклеймится.

О ДУХОВНОМ ДЕЛЕ

И духовное дело миряне да не судят. Кто же из мирян окажется судившим церковное дело, да платит 300 перперов. Только церковь да судит.

О МОНАШЕСКОМ ЖИТИИ

И на тысячу домов да питается в монастырях 50 монахов.

О СНЯТИИ РЯСЫ

И монах, который снимает с себя рясу, пусть содержится в темнице, доколе опять не обратится к послушанию, и да накажется.

О МОГИЛАХ

И люди, которые с волхованием достают (покойников) из могил и их сжягают; село, которое это сделает, пусть платит вражду. Если же поп на это пошел, то да извергнется из поповства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных