Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речевая активность детей раннего возраста, как показатель успешной адаптации




Показателем социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении является речевая активность. Данный период характеризуется индивидуальными особенностями ребенка в сфере общения и речевыми умениями и навыками.

Одни дети охотно и с достоинством вступают в новые контакты с окружающими детьми и взрослыми: обращаются к педагогу, задают вопросы взрослым, обращают внимание окружающих к своей одежде, достижениям в игре, дают свои игрушки и берут другие от сверстников.

Другие дети более закрыты для контактов, сторонятся чужих, опускают глаза, замыкаются.

Есть и такие дети, которые боятся общения с воспитателем, сторонятся, уединяются, отворачиваются спиной, чтобы не видеть незнакомых людей.

По характеру поведения в процессе общения в период адаптации к условиям дошкольного учреждения выделяют несколько групп детей.

К первой группе относят детей, которые испытывают потребность в общении с близкими взрослыми, ожидают от них внимания, ласку, доброту, информацию об окружающем мире.

Ко второй группе относят детей, у которых сформирована потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в процессе совместной деятельности и при получении информации об окружающем.

Третью группу составляют дети, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность представляется выражением повышенным стремлением к разговору, активизацией внимания, потребностью положительного эмоционального тонуса, повышенным интересом к окружающей среде.

Практика доказывает, что процесс адаптации детей к ДОУ, переход ребенка из одной среды в другую сопровождаются неблагоприятными для психики и поведения изменениями.

Проблема развития речи у детей раннего возраста и младшего в период адаптации к новой среде мало исследована. Было доказано, что в первую неделю посещения ясельной группы речевая и игровая активность резко снижается примерно на 73%. Эти исследования представляют особую актуальность и значимость для практики. Проблема успешной и легкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую, о преемственности в обучении языку вытекает из необходимости обеспечения высокоэффективного процесса развития и воспитания.

Н.Д. Ватулина исследовала речевую активность детей в период адаптации. Согласно этим исследованиям, происходят изменения потребности в общении:

- Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем.

- Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.

- Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.

Дети относящиеся к первой группе на практике проходят три этапа. На первом этапе происходит процесс привыкания, они остро нуждаются в ласке, внимании, тактильном контакте, которые очень трудно удовлетворить в условиях группы детского сада. Поэтому адаптация осложняется и длится от 20 дней до 2-3 месяцев. Основная задача воспитателя на данном этапе подвести ребенка ко второму этапу.

Второй этап характеризует переход к потребности сотрудничества с взрослыми и получении информации об окружающем мире. Время протекания данного этапа зависит от того насколько удовлетворяются потребности ребенка.

Тритий этап дети первой группы протекает в процессе общения, который характеризуется инициативой со стороны ребенка. Дети часто обращаются к взрослому, хотят играть с ним. Этот этап является завершающим в процессе адаптации.

Дети, относящиеся ко второй группе, проходят два этапа адаптации к условиям дошкольного учреждения, которые длятся от 7 до 20 дней. Дети третьей группы с первых дней они испытывают острую потребность в общении с взрослыми и в самостоятельной деятельности, которые направлены на удовлетворение познавательного интереса.

Таким образом, опыт полученный ребенком до вступления в детский сад, играет важную роль и определяет характер протекания процесса адаптации в целом.

Ключом к успешной адаптации является знания педагога о характере потребностей ребенка, которые определяют направленность педагогического воздействия на него в период адаптации к условиям детского сада.

А.М. Леушина, Е.И. Каверина, Г.М Лямина, Н.М. Аксарина занимались исследованиями формирования речевых и коммуникативных проявлений в период адаптации детей раннего возраста. И решали вопросы речевого развития. Изложим основные положения, представленные в отечественной науки по проблеме изменения речевой активности детей в адаптационный период.

1. формирование речи определяется ведущими видами деятельности раннего возраста и появлением новых форм общения по поводу этих видов деятельности. Д.Б. Эльконин в своих исследованиях выделял, что появление новых видов деятельности, новых отношений со сверстниками и взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм речи. Предметная деятельность является ведущей для данного возраста и показателем речевой активности детей в период адаптации ДОУ выступает соотношение единиц «глаголы – существительные». А.М. Гвоздева, А.С. Выгодский, А.М. Аркина в своих исследованиях, доказали, что речевая активность в адаптационный период изменяет соотношение между существительными и глаголами в соотношении 1000/170. Формируется потребность в общении и деятельности, которая ведет к овладению языком, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя. Как итог речь становится связанная, служит важнейшим средством общения и передачи информации ребенку, общественного опыта, управление его деятельностью взрослым. Задача взрослого в этот период создать условия для расчленённой деятельности, ребенку необходимо понять признаки предметов, он учится в процессе совместной деятельности показывать и называть признаки; обобщать, использовать сенсорные эталоны, накапливает опыт обозначения предметов и их изображений, символами или предметами – заменителями.

2. От речевой активности детей зависит развитие высших психических функций. Именно этот факт объясняет снижение общей психической и речевой активности в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Современные психолого-педагогические исследования доказали, что период адаптации сдерживает процесс пополнения активного словаря детей раннего возраста. И только к концу первого месяца адаптации дети начинают использовать 10-15 слов ежемесячно.

Повышение речевой активности ведет и к повышению психической активности.

Восприятие, мышление, память находятся в зависимости от речевого развития, и процесс перестройки происходит комплексно во всех психических процессах. А речь находится в зависимости от деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На первых ступенях формирования речи значение, которое он вкладывает в слышимые и произносимые звуки, резко отличаются от значения, которые эти же слова имеют для взрослых. Весь период раннего детства происходят изменения значений слов, что влияет на умственное развитие ребенка.

Л.С. Выгодский подчеркивал, что «перекрест» в развитии речи и мышления, языковой и интеллектуальный осуществляется до 2-3 лет. Общение ребенка со взрослыми является ведущим условием развития познавательной активности в данный период, в ходе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, учится регулировать свое поведение. Благодаря слову происходит структурирование представлений о мире и о себе.

3. важнейшим фактором социального и общественного развития ребенка в раннем возрасте является социальная среда. Именно поэтому к ней предъявляются особы требования, так как от речи воспитателя и умении его проектировать педагогическую ситуацию зависит речевая активность ребенка, формирование речевых умений и навыков. Уровень развития речевых умений и навыков позволяет ребенку понимать и строить предложения в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией и законами родного языка, в науке это имеет название языковые способности. Стимулирование речевой активности и развитие языка, является ведущими задачами в процессе адаптации, которые предполагают:

1. Развитие подражательных способностей к речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и моделировать новые, в зависимости от ситуации.

2. Речевое развитие ведет к пониманию речи, формированию новых речевых средств, увеличению словарного запаса, уточнению значений слов, различие грамматических форм. Все перечисленные показатели связанны друг с другом. При этом пассивная речь опережает в своем развитии активную, соотношении активного и пассивного словаря характеризует потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми при переходе на следующий этап речевого развития. Вступая в речевое взаимодействие с воспитателем и сверстниками, дети раннего возраста учатся решать задачи речевой коммуникации.

Первым этапом речевого развития в процессе адаптации детей к условиям ДОУ является использование воспитателем приема сопровождение действий речевыми пояснениями в процессе воспитания детей раннего возраста (одевание, умывание, кормление и т.д.). Но речь воспитателя не должна быть стереотипной, необходимо использовать различные формы одного обращения. Необходимо не забывать о разных функциях речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей – в процессе всех видов деятельности в ДОУ. Речь становится средством активизации речевой деятельности детей раннего возраста и организации их поведения в социуме. Речь воспитателя, как ограничивает какие – либо действия ребенка, так и побуждает к деятельности, совмещает и завершает.

Таким образом, воспитатель помогает детям овладеть всеми функциями речи, учит регулировать и планировать свое поведение в группе. Все это способствует переходу от пассивной к активной адаптации.

Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует тому, что дети первой группы адаптации (дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, получении ласки и сведений об окружающем) побуждаются к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий. При этом дети первой группы адаптации переходят во вторую группу адаптации, где потребность в общении с взрослым рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем. Поэтому на данном этапе следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях и благодаря этому переходит в третью группу адаптации.

К концу периода адаптации дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении —слово — словосочетание — предложение.

В психолого-педагогической и методической литературе выделяют специфические приемы, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ, в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи [42]:

1. Демонстрация предметов. Для ребенка особый интерес представляют предметы, которые показывает взрослый, они вызывают положительные эмоции, дети радуются, которые в дальнейшем переносятся на взрослого и это помогает наладить контакт с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

2. Активная деятельность с предметом. Воспитатель учит выполнять ряд действий с определенными предметами, которые ребенок моделирует в самостоятельной игровой деятельности, это способствует развитию игры, строит взаимоотношения со сверстниками, в процессе которых общение становится насыщенным и интересным, а игра становится ведущим видом деятельности.

3. Просьбы и поручения. Эти приемы ориентируют детей в окружающей обстановке, учат обращаться с просьбой к сверстникам или взрослому, формируют самостоятельность. Ребенок выражает просьбу, что необходимо для моделирования взаимоотношений в социуме.

4. Вопросы – ответы. Данный прием активизирует речь детей раннего возраста, побуждает к диалогической речи, учит выражать свое мнение и отношение к чему-либо, а также развивает умение слушать собеседника, развивая социальную перцепцию и ориентирование.

5. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому привыканию к условиям ДОУ.

6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Этот прием способствует формированию стереотипов поведения, т. к. привлекает детей к выполнению правил и образцов, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения. Комментирующая речь оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка и отдельных операций. Желание услышать в рассказе взрослого положительную оценку своей деятельности способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.

Благодаря этим приемам, мотивом общения детей сначала становится «делать, как взрослый», затем «быть, как взрослый» в ситуации игрового и коммуникативного взаимодействия с другими детьми, родителями. В целом это способствует переходу от этапа адаптации к этапу социализации и первым попыткам самоутверждения в группе сверстников.

В соответствии с изменением мотивов социального поведения ребенка в группе изменяются и требования к уровню развития его речи. К концу первого года обучения в ДОУ дети должны свободно пользоваться речью в общении друг с другом и взрослым в ходе совместной деятельности (в игре, на прогулке т. д.) и уметь выступать инициаторами общения со сверстниками и взрослым

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных