Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ




Среди всех видов терапии именно прикладной бихевиоральный анализ в наиболее организованной форме занимается сбо­ром информации о клиенте. Бихевиористская психология осно­вывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов.

В главе II утверждалось, что одна из ваших первых задач — получить общее представление о проблеме клиента. Прикладной бихевиоральный анализ кроме этого требует знания того, как он себя ведет. Для него характерны постоянные усилия понять жизнь клиента как цепь отдельных поступков. В этом его серь­езное отличие от теории и методов фрейдизма, которые меньше уделяют внимания поверхностному поведению и ищут объясне­ния в вещах, лежащих под видимыми поступками. Бихевиорист­ская психология, прагматическая и реалистическая, работает с “тем, что есть”, что можно увидеть в реальном мире, и что мож­но изменить благодаря научному планированию.

Предположим, что ваш клиент в депрессии, жалуется на тоску. По психодинамической теории вы можете искать корни такой тоски, а согласно когнитивной или гуманистической терапии вам надо изменить представления клиента о мире. В от­личии от них, бихевиористская терапия, особенно прикладной бихевиоральный анализ ставит задачу определить, что конкретно пациент “делает” и когда он (она) чувствует себя подавленным:

Психолог: Вы говорите, что ощущаете депрессию. Можете ли вы рассказать поконкретнее, что вы при этом делаете?

Клиент: Ну, я много плачу. Иногда нет никакого желания вылезать из постели. Все время чувствую тоску.

Психолог: А что чувствует ваше тело?

Клиент: Скованность и разбитость — как будто внутри бьют ма­ленькие молоточки. Мне бывает так плохо, что я не могу спать.

Эти два вопроса прояснили для психолога поведение, свя­занное с депрессией. Слезы, нежелание покидать постель, чув­ство скованности, отсутствие сна — все это “операции”, которые можно увидеть, измерить, сосчитать. Чувство тоски, однако, это нечто неясное и требуется операционализация предложения “Я чувствую тоску”, что могут дать следующие более конкретные изыскания.

Психолог: Только что вы сказали, что все время чувствуете тоску. Могли бы вы развить это положение?.

Клиент: Я часто плачу и едва могу передвигаться. Моя жена говорит, что я только жалуюсь.

Психолог: Итак, тоска для вас — это слезы и затрудненные движе­ния... много жалоб... вы также чувствуете скованность и молоточки внутри вас... Так, кажется, вы говорили?

В приведенном отрывке психолог связывает расплывчатое чувство тоски с более конкретными действиями — операциями, о которых говорил клиент.

Цель операционализации поведения — это перевести неяс­ные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интер­вью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вер­бальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще при­касалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных