Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Персонаж английской кукольной комедии.— Прим. пер. 3 страница




тать с псевдоабстрактными снимками реального мира, которые, впрочем, эстетически могут быть так же привлекательны69. Но хотя работы экспериментаторов не воспроизводят реальной действительности, их нельзя оценивать и по критериям живописи или рисунка. Джеймс Тролл Соби однажды заметил, что им «не по плечу висеть вместо картин»70. Видимо, подчинение фотографии чист художественным целям заводит ее на своего рода ничейную территорию, лежащую между областью механической репродукции и творчества.

Склонности фотографии. Снимки, отвечающие требованиям фотографичности (когда нет особой надобности в уточнении, они в дальнейшем могут называться просто фотографиями или снимками), как бы проявляют определенные «склонности», надо полагать, столь же постоян­ные, как и свойства фотографии. Четыре из этих склон­ностей заслуживают особого внимания.

Первая. Фотография явно тяготеет к неинсценирован­ной действительности. Снимки подлинно фотографичны тогда, когда в них чувствуется намерение автора воспро­извести физическую реальность в том нетронутом виде, в каком она существует помимо него. Ее преходящие фор­мы, уловимые только фотокамерой, инсценировать невоз­можно71. Недаром пионеров фотографии привлекали та­кие натурные объекты, как «скопления пыли в углуб­лениях лепного орнамента»72 или же «случайный отблеск солнца»73. Интересно отметить, что Фокс Талбот настолько сомневался в правомерности своего пристрастия к преходящим явлениям (это его восхитил отблеск солнца) что, ища оправдания, ссылался как на прецедент на про­изведения живописи голландской школы. Правда, в порт­ретной фотографии условия съемки часто организуются, но в этом жанре границы между инсценированными и не­инсценированными условиями почти неуловимы. Возмож­но, что, предлагая клиенту специальную декорацию или же требуя, чтобы он слегка наклонил голову, фотограф стремится выявить наиболее типическое. Важно, чтобы он запечатлел натурщика в наиболее характерном для него виде, чтобы его портрет выглядел так, словно облик на­турщика раскрылся сам по себе, чтобы он был «преиспол­нен иллюзии жизни»74. С другой стороны, если в фотографе художник берет верх над вдумчивым читателем книги и пытливым исследователем, то снятые им портре­ты неизбежно оставляют впечатление излишней искусст-

венности освещения, надуманности композиции или и то­го и другого; в них не жизнь, схваченная в ее движении, а лишь отдельные элементы жизни, скомпонованные в жи­вописной манере.

Вторая. Тяготение фотографии к неинсценированной действительности определяет ее склонность подчеркивать элементы ненарочитого, случайного, неожиданного. Слу­чайные события—лучшая пища для фотоснимков. За де­сять лет до появления первых кинолент один француз­ский фотограф-моменталист сказал: «Мы хотим схватить все, что неожиданно попадается нам на глаза и заинтере­сует нас»75. В этом секрет прелести снимков уличной тол­пы. Начиная с 1859 года нью-йоркских фотографов, сни­мавших для стереоскопов, привлекали городские улицы с их беспрестанной сменой экипажей и пешеходов76. И на более поздних моментальных снимках викторианской эпо­хи мы часто видим ту же излюбленную калейдоскопиче­скую картину уличного движения. А для Марвилля, Штиг­лица и Атже тема жизни города была главной по злобо­дневности и фотогеничности77. Образы, рожденные боль­шими городами, материализовались в фотографиях слу­чайных встреч, причудливых совмещений и невероятных совпадений. Склонность к ненарочитому характерна и для портретной фотографии—даже наиболее типические портреты должны производить впечатление снятых слу­чайно, как бы походя, в них должна чувствоваться пуль­сация жизни. А поскольку для выражения средствами фотографии предпочтителен элемент случайного, то это снова подтверждает, что фотографическое изображение не терпит насильственного втискивания «в банальную композиционную схему»78. (Речь, конечно, не идет о фо­тографиях композиционно интересной натуры или объек­тов, созданных человеком.)

Третья. Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности, возникающее от подчер­кивания элементов случайного, которые на фотографии, будь то портрет или уличный снимок, запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. Фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления закон­ченности. Рамка фотокадра—лишь условные его грани­цы; его содержание связано с содержанием остающегося за рамкой; его композиция говорит о чем-то невместимом — о физическом бытии. Писатели девятнадцатого ве­ка называли это «невместимое» природой или жизнью, и они были убеждены, что фотография призвана внушать

 

нам представление о безграничности жизни. Листья деревьев — одна из любимых тем тогдашних фотографов — не «инсценируются», они существуют и несть им числа. В этом отношении можно провести аналогию между фо­тографичным подходом к материалу и научно-исследова­тельским; и в том, и другом случае берутся только пробы, только частицы бесконечного мира, не поддающегося

окончательному познанию.

Четвертая, и последняя. Фотография склонна пере­давать ощущение неопределенного содержания, смысло­вой неясности, что хорошо понимал Пруст. В том же месте его романа, откуда взят отрывок, приведенный выше, Пруст описывает, как ему представляется фото­графия члена Академии, покидающего здание институ­та. «Она покажет нам, — пишет Пруст, — не солидную поступь академика, собирающегося нанять экипаж, а нетвердую походку, осторожные движения человека, боящегося упасть навзничь, словно он пьян или идет по обледенелому грунту»79. Фотография, рожденная во­ображением Пруста, отнюдь не намекает на то, что ака­демик—фигура непочтенная, она просто неспособна сообщить нам ничего о его обычном поведении или о ти­пичной для него манере держаться. Снимок настолько полностью изолирует какой-то определенный момент в жизни академика, что смысл его позы в общем рисунке движений, составляющих его индивидуальный облик, каждый трактует по-своему. Эта поза связана с ситуаци­ей, которую фотография не передает. Снимки, видимо хочет сказать Пруст, показывают сырой материал, ни­чего не уточняя.

Пруст, несомненно, преувеличивает неопределенность

содержания фотографий не меньше, чем он преувеличи­вал их обезличенность. На самом деле, поскольку фото­граф отбирает содержание своих снимков, он и строит композицию и наделяет их смыслом. Запечатлевая на­туру, фотографии наряду с этим отражают и попытки автора постичь и разгадать ее. Но в основном Пруст прав и на этот раз, ибо никакой отбор не лишает фото­графии склонности к неорганизованному и несобранно­му, придающей им документальный характер. Поэтому смысловая неопределенность и многозначность, окру­жающая фотографии словно бахромой, неизбежна.

Многозначным, бесспорно, может быть и произведе­ние любого традиционного искусства. Но благодаря тому, что оно рождается объяснимыми человеческими

побуждениями и обстоятельствами, смысл такого произ­ведения практически можно уточнить, тогда как смысл фотографии обязательно остается не до конца ясным, ибо она показывает неупорядоченную действительность, природу в ее непостижимости. По сравнению с фотогра­фией смысл любой картины художника относительно понятен. Стало быть, о многозначности или неуловимо­сти смысла произведения есть разумные основания го­ворить лишь тогда, когда речь идет о съемке камерой.

Привлекательные черты. У произведений фотографии, обладающих столь явными склонностями, должна быть и своя особая привлекательность, отличная от той, что свойственна произведениям изящных искусств. Из при­влекательных черт фотографии три поддаются опреде­лению.

Мы знаем, говорит Ньюхолл, что объект съемки «мо­жет быть видоизменен, искажен и даже фальсифициро­ван...—что нам подчас даже нравится,—однако созна­ние такой возможности неспособно подорвать нашу без­отчетную веру в правдивость фотоснимка»80. Этим объясняется обычная реакция на фотографии: со вре­мен Дагерра их расценивают как документы несомнен­ной достоверности. Бодлер, с одинаковым презрением относившийся к низведению искусства до фотографии и к претензиям фотографий на художественность, все же признавал за ними одно достоинство: они регистрируют и тем самым сохраняют все преходящее, достойное места в «анналах 'нашей 'памяти»81. В те ранние годы особенно превозносили памятную ценность фотоснимков. Практически нет на свете такой семьи, которая не могла бы похвалиться толстым альбомом с фотографиями не­скольких поколений своих родных и близких, снятых в самой различной обстановке. С течением времени смысл этих сувениров меняется. Воплощенные в них воспоми­нания тускнеют, постепенно стираются, а наряду с этим растет документальная ценность фотографий; они пре­вращаются в фотолетопись истории и тем привлекают нас еще больше, чем своей прежней способностью бу­дить воспоминания. Листая семейный альбом, наша бабушка вновь переживает свой медовый месяц, прове­денный в Венеции, а дети с любопытством рассматрива­ют причудливые гондолы, старомодные туалеты и юные лица теперешних стариков, которые они никогда не ви­дели;

И они непременно приходят в восторг от каждого обнаруженного ими пустяка, который бабушка в дни своей молодости и не замечала. А вспомните, как мы лю­бим рассматривать увеличенные фотографии, неожидан­но находя в них новые мелкие подробности! Мы и не по­дозревали о них, глядя на контактный отпечаток, и, ко­нечно, не заметили бы их в натуре. Такая реакция на фотоснимки также типична. В сущности, мы рассматри­ваем их в надежде обнаружить нечто новое и неожидан­ное, и своей уверенностью, что нам это удастся, мы от­даем должное способности фотоаппарата раскрывать

содержание снимка.

И наконец, по общему признанию, фотография неиз­менно является источником красоты. Однако красоту можно воспринимать по-разному. Все, кто не ждет от фотографии тех же впечатлений, какие оставляет жи­вопись, сходятся на том мнении, что, скажем, портреты работы Надара, сцены Гражданской войны в Америке, снятые Брейди, или виды парижских улиц, запечатлен­ные Атже, красивы скорее тонким пониманием и техни­чески безупречным прочтением материала, нежели са­мостоятельностью творческой интерпретации82. Вообще говоря, снимок может быть красив в меру своей фото­графичности. Поэтому фотографии, расширяющие сфе­ру нашего видения окружающего мира, радуют глаз не только новыми открытиями, но и чисто эстетическими качествами, отнюдь не зависящими от того, отбирал ли фотограф материал, или съемка производилась чисто механически, как для целей воздушной разведки.

Фокc Талбот называет «очаровательной» способность фотографического изображения нести в себе нечто, не­известное самому автору, нечто такое, что ему предсто­ит обнаружить впервые83. Луи Деллюку, одному из вид­ных режиссеров и теоретиков французского кино два­дцатых годов, доставляли подлинное эстетическое наслаждение поразительные откровения фотоснимков Ко­дака: «Меня восхищает — и вы согласитесь, что это дей­ствительно необычайно интересно, — когда я внезапно обнаруживаю на пленке или пластинке, что у прохоже­го, случайно попавшего в объектив фотоаппарата, при­чудливая мина, что мадам X. владеет секретом класси­ческих поз, утерянным в осколках античных статуй; и что знакомые нам особые ритмы движений, присущих деревьям, воде, тканям, зверям, рождаются из отдель­ных элементов, вид которых досадно опрокидывает на

 

 

ши прежние представления»84. Видимо, эстетическая ценность фотографии является в какой-то мере следст­вием ее разоблачительной функции» *. В нашей реакции на фотоснимки ощущение прекрасного неотделимо от жажды знаний. Подчас фотография красива уже тем, что она утоляет эту жажду. И более того, обогащая на­ши знания путем проникновения в неведомые космиче­ские пространства или в укромные тайники материи, фотоаппарат иногда запечатлевает картины, красивые и своей собственной красотой.

Искусство ли фотография? Здесь снова возникает спор­ный вопрос о том, является ли фотография искусством. На сегодняшний день спор этот 'характеризуется упор­ным нежеланием поборников художнической свободы мириться с ограничениями, которые фотографический процесс налагает на их формотворческие замыслы. По их мнению, каждый фотограф, соблюдающий принципы фотографичности, стоит ступенью ниже художника; они восстают против документальных задач фотографии. Их позицию очень точно сформулировал Моголи-Надь, ви­дящий в фотографе-экспериментаторе художника, кото­рый «не только отбирает из найденного, но... создает си­туации, вводит ранее неиспользованные или отвергнутые приемы, обладающие, с его точки зрения, необходимой фотографической выразительностью»85. Моголи-Надь подчеркивает, что реальностью следует пренебречь ра­ди художественности. Барбара Морган с помощью син­хронизированных вспышек и импульсных ламп создает на своих фотографиях особый мир. По ее словам, она «благодарна свету, созданному человеческими руками, за творческую свободу, которую он дает ей».

Хотя концепция искусства или творчества, лежащая в основе этих высказываний, во многом применима к традиционным искусствам, она все же не отдает долж­ного широкой свободе отбора, допустимого в фотогра­фии. Или точнее, эта концепция оставляет в тени совер­шенно своеобразный и подлинно творческий труд фото­графа, направленный на то, чтобы показать наиболее

* Поль Валери в своей книге «Degas, dance, dessin» («Дега, та­нец, рисунок», стр. 73) отмечает, что моментальные фотоснимки подтверждают правильность изображения полета птиц японскими художниками. О сходстве моментальной фотографии с японской жи­вописью см. книгу Вольфа Чапека “Die Kinematographie”, («Кине­матография», стр. 112—113).

знаменательные стороны материального мира, не наси­луя его,— показать реальный материал, взятый в поле зрения камеры так, чтобы он одновременно оставался нетронутым и просматривался насквозь. Создание тако­го снимка несомненно связано с эстетическими задача­ми. Группа словно прижавшихся друг к другу деревьев на фотографии Штиглица—это запоминающийся образ осенней грусти. На моментальных снимках Картье-Брес­сона необычайно сильна впечатляемость человеческих лиц и сочетаний фигур с архитектурой. А у Брассаи го­ворят и стены и мокрый булыжник мостовой.

Зачем же нам беречь термин «искусство» только для свободных композиций фотографов-экспериментаторов, выходящих в некотором смысле за пределы фотографии в точном значении этого понятия? Так мы рискуем упу­стить из виду подлинную специфику этого выразитель­ного средства. Пожалуй, слово «искусство» стоит толко­вать шире, чтобы оно охватывало снимки, удачные своей подлинной фотографичностью. Пусть они не являются произведениями искусства в его традиционном понима­нии, но они и не лишены эстетических достоинств. Сня­тые фотографом, обладающим художественным чутьем, они способны излучать красоту, что также говорит в пользу более широкого применения слова «искусство».


Раздел 1

общие характеристики

 

Глава 2

Основные

концепции

 

Фотографический кинофильм, подобно плоду во чре­ве матери, произошел из двух разных элементов. Его породило сочетание моментальной фотографии том виде, в каком ее возможности использовали Майбридж и Марей) с более ранними изобретениями—волшебным фонарем и фенакистископом. Позже в фильм вошли иные, нефотографические элементы, такие, как монтаж и звук. Однако среди всех элементов кинематографа фотография, в частности моментальная, может законно претендовать на главенство и приоритет, так как она бес­спорно была и остается решающим фактором, опреде­ляющим содержание фильма. Природа фотографии про­должает жить в природе кинематографа.

Вначале полагали, что кино, удовлетворив извечную мечту человека изображать предметы в движении, по­ложит конец дальнейшей эволюции фотографии. На главных этапах развития самой фотографии мечта эта сыграла не последнюю роль. Еще в 1839 году, когда по­явились первые снимки, полученные способом дагерро­типии и тальботипии, виды пустынных улиц и нечеткие пейзажи вызывали смешанное чувство восхищения и раз­очарования2. А в пятидесятые годы, задолго до появле­ния ручной фотокамеры, уже осуществлялись небезу-

спешные попытки снимать движущиеся объекты3. Идеи, способствовавшие переходу от фотосъемки с большой выдержкой к моментальной, породили и мечты о даль­нейшем развитии фотографии в том же направлении, то есть мечты о кинематографе. Примерно в 1860 году Кук и Боннели, сконструировавшие аппарат под назва­нием «фотобиоскоп», предсказали «полную революцию искусства фотографии... Мы увидим... пейзажи со скло­няющимися по прихоти ветра деревьями, с трепещущи­ми и сверкающими в лучах солнца листьями»4.

В этих пророчествах наряду со знакомым фотографи­ческим мотивом листьев занимали видное место и такие объекты, как вздымающиеся волны, плывущие облака, ми­мика человеческих лиц. В общем, всем хотелось получить аппарат, который запечатлевал бы самые пустячные собы­тия окружающего нас мира — уличные сцены, так часто привлекающие толпу, стихийные движения которой чем-то напоминают движения волн или листьев. В достопамятном высказывании сэра Джона Гершеля, опубликованном еще до появления моментальной фотографии, он не толь­ко предвидел основные характеристики кинокамеры, но и предопределил ее и поныне актуальные задачи: «...живая и точная репродукция всего, что происходит в реальной жизни,— баталий, диспутов, публичных торжеств, кулач­ных расправ, репродукция, которая будет передаваться из рук в руки каждому следующему поколению, вплоть до самого отдаленного» 5. И Дюкос дю Корон и другие про­возвестники кинематографа видели в своих мечтах то, что мы теперь называем кинохроникой и документальным кино — то есть фильмы, посвященные событиям действи­тельности 6. Настойчивое подчеркивание летописного на­значения фильмов сопровождалось надеждами, что они помогут нам увидеть движения, не воспринимаемые в нормальных условиях или не воспроизводимые иными средствами — такие, как мгновенные трансформации ма­терии, медленный рост растений и т. п.7. В общем, счита­лось само собой разумеющимся, что кино будет разви­ваться по пути фотографии *.

* Жорж Садуль со свойственной ему прозорливостью отметил, что названия устарелых киноаппаратов позволяют разгадать главное направление возлагавшихся на них тогда надежд. Так, термины «витаскоп», «витаграф», «биоскоп» и «биограф» несомненно говорят о родстве киноаппарата с «жизнью», тогда как названия типа «кине­тоскоп», «кинетограф», «кинематограф» свидетельствуют о его связи с движением («L’Invention du cinema» — «Изобретение кино», |.стр. 298).

Подведем итог: приведенные в предыдущей главе вы­сказывания по поводу фотографии относятся и к кинема­тографу; однако их нельзя применить к нему механиче­ски, и, кроме того, они не охватывают всех его потен­циальных возможностей. Их необходимо еще разработать и дополнить, что и будет осуществлено в первых трех гла­вах, в которых я попытаюсь объяснить главные характе­ристики выразительных средств кинематографа. Настоя­щая глава рассматривает основные концепции, положен­ные в основу дальнейшего анализа. В следующей главе будут подробно изучены регистрирующие и исследова­тельские функции кино. В третьей — его особые склонно­сти. Пустоты возведенного таким образом «каркаса» кон­цепций будут потом заполняться исследованием специ­фических областей и элементов кино, а также вопросов построения фильма.

Свойства кино

Свойства кино можно разделить на основные и техни­ческие.

Основные полностью совпадают со свойствами фото­графии. Иначе говоря, кино так же приспособлено для запечатления и раскрытия физической реальности и поэто­му можно сказать, что кино так же тяготеет к ней.

Однако видимый мир неоднороден. Возьмем театраль­ный спектакль или картину художника: они тоже реаль­ны и доступны восприятию. Однако нас интересует только одна реальность — физически существующая, подлинно жизненная — скоропреходящий мир, в котором мы живем. (Физическую реальность мы будем называть также «мате­риальным миром», «физическим бытием», или «действи­тельностью», или же, обобщая, просто «природой». Воз­можно, что где-то подойдет и термин «реальность кинока­меры». И, наконец, для разнообразия можно пользовать­ся и словом «жизнь» — по причинам, которые получат объяснение в четвертой главе.) Некоторые другие явле­ния внешнего мира не составляют органической части фи­зической реальности. Театральная пьеса, например, пред­лагает нам свой особый мир, который немедленно рухнул бы при сопоставлении с нашим подлинно жизненным окружением.

Использование выразительных средств кино в целях репродукции несомненно оправдано тогда, когда снимают-

ся выдающиеся балетные постановки, оперные спектакли и тому подобное. Однако, даже допуская, что такие ре­продукции осуществлены с учетом специфических требо­ваний экрана, они, в сущности, почти не поднимаются вы­ше так называемого «консервированного» театра и здесь не представляют интереса. Съемка спектаклей, лежащих вне сферы подлинной физической реальности,— это в луч­шем случае побочное дело для кино, выразительные сред­ства которого специально приспособлены для исследова­ния жизни. Впрочем, мы не отрицаем возможности впол­не кинематографичного использования театральных вы­ступлений как в игровых, фильмах, так и в других видах кино.

Из всех технических свойств кинематографа самым главным и неотъемлемым является монтаж. Он служит для установления осмысленной последовательности кад­ров и поэтому неприменим в фотографии (фотомонтаж — это скорее графическое искусство, чем особый вид фото­графии). Кое-какие чисто технические приемы кинемато­графа заимствованы у фотографии, например, крупный план, нерезкое изображение, негативные кадры, двойная или многократная экспозиция и т. п. А все остальные, как наплыв, замедленное и ускоренное движение, перемеще­ние во времени, некоторые специальные эффекты и т. д., по понятным причинам характерны исключительно для кинематографа.

Здесь можно ограничиться этими скупыми замечания­ми. Нет никакой надобности рассматривать вопросы тех­ники кинематографического мастерства, широко освещен­ные в большинстве ранее опубликованных теоретических исследований кино8. В отличие от этих трудов, неизменно уделявших много места приемам монтажа, способам освещения, различным эффектам крупного плана и про­чему, настоящая книга касается технического мастерст­ва лишь постольку, поскольку оно связано с природой кино, которая определяется его основными свойствами и всем тем, что под ними подразумевается. Нам интере­сен не самый монтаж, независимо от его назначения, а монтаж как средство выявления или же освоения (что сводится к одному и тому же) таких потенциальных воз­можностей кино, которые отвечают его специфике. Ины­ми словами, в нашу задачу входит не обзор разных ме­тодов монтажа как таковых, а, скорее, определение его возможной роли в создании значительных и подлинно кинематографичных фильмов. Проблемы кинемато-

графической техники не будут исключены полностью, но обсуждаться они будут лишь тогда, когда этого потребу­ет освещение вопросов, -не ограниченных чисто техниче­скими соображениями.

Такая процедура исследования предполагает и без того ясное положение, что основные и технические свойст­ва кино существенно отличны друг от друга. Как правило, основные важны в том смысле, что они-то и определяют кинематографичность фильма. Представьте себе фильм, в котором в соответствии с основными свойствами кино за­печатлены интересные аспекты физической реальности, но технически он выполнен несовершенно, может быть не­удачно освещение объектов съемки или же творчески не­выразителен монтаж. Тем не менее такой фильм будет более кинематографичен, чем тот, в котором блестяще ис­пользованы всевозможные технические приемы и трюки, но в воплощении темы обойдена материальная реаль­ность 'кинокамеры. Впрочем, не следует и недооценивать значения технических свойств. Мы убедимся, что в опре­деленных случаях удачное применение разнообразной техники способно придать некоторую кинематографичность фильмам, во всем остальном нереалистическим.

Две главные тенденции

Если кино происходит от фотографии, в нем также должны определяться две тенденции — реалистическая и формотворческая. Можно ли объяснить чистой случай­ностью, что обе выявились одновременно и тотчас же пос­ле изобретения кинематографа? Словно стремясь с само­го начала охватить весь диапазон возможностей своего кинематографического творчества, пионеры каждого из направлений подчас даже впадали в крайности. Такими пионерами были строгий реалист Люмьер и широко поль­зовавшийся своей художественной фантазией Мельес. Созданные ими фильмы представляют собой как бы ге­гелевский тезис и антитезис9.

Люмьер и Мельес. По сравнению с репертуаром зоотропов или эдисоновских кинетоскопов10 содержание фильмов Люмьера было подлинно новаторским: они показывали повседневную жизнь, снятую в манере фотографии11. В не­которых из его ранних лент, таких, как «Завтрак ребен­ка» и «Игра в карты», проявилось пристрастие к се-

мейным идиллиям и жанровым сценам, типичное для фо­тографа-любителя 12. Но Люмьер снял и фильм «Поли­тый поливальщик», имевший огромный успех у публики, так как в нем из жизненной ситуации был извлечен на­стоящий сюжет и 'к тому же с 'комическим кульминаци­онным моментом. Садовник поливает цветы, и пока он, ничего не подозревая, занят своим делом, озорной маль­чишка наступает ногой на шланг и затем убирает ее как раз 'в тот момент, когда жертва его шалости в недоуме­нии заглядывает в наконечник. Внезапно выбившаяся струя ударяет садовника по лицу. Развязка в том же стиле: садовник ловит убегающего мальчишку и задает ему трепку. Этот фильм — зародыш и прототип всех по­следующих кинокомедий—был попыткой Люмьера ис­пользовать съемку в художественных целях — превратить фотографирование в средство повествования 13. Но дан­ный сюжет был как раз жизненным, и его фотографичная достоверность произвела сильное впечатление на Мак­сима Горького. «Вам кажется, — писал он,—что и на вас попадут брызги, вы невольно отодвигаетесь» 14.

В целом Люмьер, видимо, понимал, что сюжетная фор­ма действия не его призвание; она связана с трудностями, которые ему явно не хотелось преодолевать. Игровые лен­ты (созданные им самим и фирмой братьев Люмьер) — несколько комедийных сюжетов вроде «Политого поли­вальщика», исторические сценки и т. п.— для него не ха­рактерны15. В большинстве фильмов Люмьера запечатлен окружающий мир с единственной целью показать его на экране. Во всяком случае, так понимал свою задачу Месгиш, один из его лучших кинооператоров. Позже, в пери­од бурного расцвета звукового кино, он дал следующую краткую характеристику деятельности Люмьеров: «На мой взгляд, братья Люмьер верно определили сферу вла­дения кино. Для изучения человеческого сердца хватит ро­мана и театра. Кино—это динамика жизни, стихийные явления природы, сутолока людской толпы; все, что про­является в движении, что зависит от него. Объектив кино­камеры смотрит в мир» 16.

Объектив Люмьера в этом смысле действительно смот­рел в мир. Возьмите его первые бессмертные ленты — «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Площадь Кордельер в Лионе» 17. Объектом этих хроникаль­ных съемок были общественные места с двигающимися в разных направлениях человеческими потоками. На прими­тивном киноэкране снова появились те же многолюдные

 

улицы, Что изображались на стереоскопических фотогра­фиях конца пятидесятых годов прошлого столетия. Это была жизнь в ее наименее контролируемых и наиболее неосознанных моментах, беспорядочное смешение прехо­дящих, непрерывно рассеивающихся картин, доступных только глазу камеры. Кадры, снятые на вокзале (тема, впоследствии много раз использованная другими), в ко­торых подчеркнута суматоха, царящая на перроне во вре­мя прибытия и отправления поезда, удачно передают ощущение случайности, ненарочитости происходящего; а фрагментарность и незавершенность нашли выражение в клубах дыма, медленно уплывающих вверх за рамку кад­ра. Знаментально, что мотив дыма повторяется в несколь­ких фильмах Люмьера. Казалось, что он всячески стара­ется не нарушать картины существующей реальности. Его киносъемка была бесстрастной регистрацией, вроде во­ображаемой фотографии бабушки, которую Пруст проти­вопоставляет хранимому в памяти образу.

Современники хвалили фильмы Люмьера за те самые качества, которые особенно подчеркивались пророками и провозвестниками кинематографа. Во всех отзывах о Люмьере непременно и излишне восторженно упоминал­ся «трепет листьев на ветру». Парижский журналист Анри де Парвиль, которому принадлежит это образное выра­жение, определил главную тему Люмьера словами: «при­рода, застигнутая врасплох»18. Другие указывали на поль­зу, которую сможет извлечь из нового изобретения Люмьера наука 19. В Америке реализм кинокамеры взял верх над кинетоскопом Эдисона, показывавшим инсце­нировки 20.

Власть Люмьера над зрительскими массами была не­долговечной. В 1897 году, когда не прошло и двух лет со дня появления его первых фильмов, он утратил свою по­пулярность. Падение общественного интереса вынудило Люмьера сократить производство фильмов21.

Кинодеятельность Жоржа Мельеса началась как раз тогда, когда от нее отошел Люмьер. Мельес пытался об­новить кинематограф и поддержать слабеющий к нему интерес, но это не означает, что он не шел путями своего предшественника. Вначале он, как и Люмьер, предлагал зрителям видовые ленты или же снимал отвечавшие вку­сам того времени реалистические инсценировки злобо­дневных событий. Однако его основной вклад в кино —






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных