Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гражданская война в России 3 страница




Архангельское правительство наиболее полно из всех белогвардейских правительств зависело от держав Антанты.
В лице северо-западного правительства Лианозова мы имели правительство, являвшееся продуктом творчества генералов Антанты. Это и понятно. Не могли правительства Антанты начать интервенцию в Россию, так как это бросило бы многие слои общества в объятия партии большевиков, которые бросили бы лозунг о спасении революции от капиталистов-империалистов. «Сложность внешней политической обстановки Прибалтики, где Англия боялась возрождения влияния Германии, с одной стороны, бездарность и полнейшая политическая безграмотность военных руководителей белогвардейской Северо-Западной армии- с другой стороны, вызвали к жизни это правительство, появившееся на свет гораздо позднее всех прочих своих собратьев (1919)». 48
Большинство белогвардейских правительств, такие, как например, правительства востока России и Сибири, которые возникали под лозунгами буржуазных партий, в дальнейшей своей эволюции насильственным или естественным путём скатывались к режиму генеральской диктатуры. И это не плохо и не хорошо. Это естественный путь развития страны в условиях братоубийственной гражданской войны. «На Украине, оккупированной в 1918г. немцами, правительство гетмана Скоропадского в области внешней политики не могло ничем себя проявить, не имея собственной силы, оно являлось послушным орудием в руках оккупантов, в области внутренней политики оно стремилось к закреплению власти помещиков и буржуазии в ущерб интересам рабочих и крестьян». 49

Гетманское правительство пало одновременно с падением военной и политической мощи центральных держав (Австро-Венгрии и Германии).
Ослабление режима оккупации освободило общественные действующие силы. Кроме «Украинского национального союза», уже ранее существовавшего политического центра украинских националистов, образовался политический «рабочий центр», поставивший себе определённую задачу: путём массового выступления свергнуть гетманскую власть; в свою очередь, из гласных киевской Думы и избранного в мае 1918г. «Всеукраинского комитета земств и городов» образовался «демократический центр», тянувший в сторону соглашательской политики с гетманом.
Кроме них на Украине действовал также конспиративный большевистский центр. Свою работу большевики вели самостоятельно, но под лозунгом восстановления Советской власти на Украине, воздерживаясь от какого либо контакта с названными организациями.
В сельской местности большую роль играли анархисты, самым известным из которых стал Нестор Иванович Махно с его идеями светлого будущего для крестьян, и конечно же крестьяне безоговорочно пошли за этим лидером.
Пока все центры власти бездействовали на Украине, готовясь к выступлению, власть в столице Украины - Киеве перешла к Добровольческой армии в лице генералов графа Келлера и Кирпичёва, которые подчинили себе гетмана Скоропадского, после чего вновь сформированный кабинет министров поспешил покончить с «самостийностью» Украины, и с германской ориентацией, определив направление своей политики на единую Россию и поставив ближайшей целью борьбу с большевистской Великороссией при содействии старых друзей России – держав Антанты.
Добровольческим генералам удалось арестовать «рабочий» и «демократический» центры, но «украинский национальный союз» успел выехать в Белую Церковь, где он выделил из себя Украинскую директорию и призвал крестьян к борьбе «за землю и волю».
На политической арене на Украине осталось только две борющиеся силы: Украинская директория и сторонники генерала Деникина, опиравшиеся на немногочисленные белогвардейские отряды, но вскоре на арену борьбы выступила третья реальная сила в лице большевиков, опиравшихся на Советы.
Разволновавшаяся стихия крестьян, идейно оторвавшихся от Украинской директории, ещё долго не могла успокоиться и войти в русло советской идеологии и строительства.

Выразителями её чаяний и политических устремлений явились многочисленные атаманы, вроде Григорьева, Махно, Тютюника, Зелёного и пр., отряды которых в течение всей гражданской войны разгуливали по Украине, являясь случайными попутчиками той или другой из борющихся сторон.
Конец гражданской войны положил предел существованию и этих формирований. «Правительство Украинской Директории в его первоначальных формах явилось мелкобуржуазным правительством; во главе его стояли старые революционеры- демократы. Оно как и правительство Уфимской директории, вступив на путь борьбы с революционным движением, сыграло почти одинаковую с ним роль, являясь предтечей военной диктатуры». 50
«На окраине бывшей Российской империи 12.06.1918г. в Закаспийской области власть захватил исполнительный комитет членов Учредительного собрания во главе с правым эсером Фунтиковым. Первым делом этого новоявленного правительства было обращение за помощью к англичанам, первые отряды которых появились в Закаспийской области в начале августа 1918г. Постепенно усиливаясь, англичане захватили в свои руки отрасли управления, сделав местную власть в лице эсеров и меньшевиков послушным орудием в своих руках.

50 - Н.Е. Какурин «Как сражалась революция» т.1 стр.89

Правление англичан ознаменовалось их расправой с 26 комиссарами Бакинского Советского правительства, вывезенными ими из Баку. Местное население оказалось враждебным к англичанам и соответственно настроено к Советской власти.
Закаспийское белое правительство не могло долго держаться. Впоследствии оно передало свою власть генералу Деникину, приславшему в Закаспийскую область свои войска». 51
Из белых правительств Кавказа необходимо упомянуть ещё о бакинском правительстве. 29 марта 1918г. власть в Баку перешла к рабочим. В начале мая 1918г. Грузия, Азербайджан, претендовавший на Баку и вслед за ними Армения объявили себя независимыми от России, а турецкие войска начали наступление на Баку и обложили его. Помощь Баку была оказана отрядом, образовавшимся из остатков русских войск в Персии, прибывшим оттуда в составе 18 сотен терских и кубанских казаков под начальством Бичерахова.
«В конце июля Бакинский Совет, под влиянием тех, кто боялся установления власти турок, постановил пригласить на помощь англичан. Власть из рук большевиков перешла в руки меньшевиков, эсеров и родственных им армянских дашнаков. Во главе обороны встала организация каспийского флота – Центракаспий. Небольшой английский отряд прибыл из Персии, однако после месячного пребывания вновь ушёл в Персию, и 1.09.1918г. турки заняли Баку, после чего начали развивать наступление на Петровск, где утвердилось эсеро-меньшевистское правительство, принявшее название «прикаспийское правительство». Это правительство, опираясь на отряд Бичерахова, который пробрался в Петровск, претендовало на Терскую область, Северный Кавказ, Ставропольскую губернию, а кроме того, на объединение с Закаспийской и Муганской республиками. Однако отряд Бихерахова был разбит турками, после чего он сел на суда и ушёл по направлению к Персии. Разбежалось и прикаспийское правительство. Оно вновь появилось в Баку осенью 1918г. с новым прибытием туда англичан, которые заявили, что не будут вмешиваться во внутренние дела. Там оно встречалось с местным азербайджанским правительством, которое претендовало на суверенитет в Баку и добилось его, после чего прикаспийское правительство исчезло как самостоятельная величина с горизонта гражданской войны». 52
С установлением Советской власти в Туркестане в Фергане образовалось областное правительство в которое вошли представители мусульманских и русских мелкобуржуазных элементов. Это правительство вело борьбу с Советским правительством Ташкента. Впоследствии оно распалось, причём идеологическими преемниками его являлись повстанческие организации, известные под именем басмачей, главной силой которых являлись крестьяне, пытавшиеся жить по-своему, а не так, как хотелось Советскому «центру».

 

27. Внешняя политика РСФСР в годы гражданской войны

в 1917—1930-х. Вопрос о внешней политике и международных отношениях Сов. гос-ва встал сразу же после победы Октябрьской революции 1917. Заключение мирных договоров, выход из Первой мировой войны 1914—18, осуществление дальнейших социальных и культурных преобразований — такие задачи ставило перед собой сов. пр-во. Декрет о мире (8.11.1917) провозглашал мир, пролетарский интернационализм, защиту угнетённых народов, равноправие и добрососедские отношения со всеми странами, отрицание "тайной" дипломатии. Это был первый внешнеполитич. шаг большевиков. В тот же день, 8 ноября, декретом Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов был образован Наркомат по иностранным делам (НКИД) (первый нарком — Л.Д. Троцкий), к-рый начал свою деятельность с заключения Брестского мира 1918 (3 марта), позволившего приостановить агрессивные устремления герм. командования. До сер. 1919 сов. пр-во находилось в полной дипломатич. изоляции. В мае 1919 удалось договориться с Швейцарией об учреждении сов. представительства в этой стране, а также об установлении деловых отношений. Но осенью это представительство было закрыто. В 1919 были предприняты попытки наладить дипломатич. отношения с США, к-рые в свою очередь не признавали Сов. Россию. До 1921 официальным представителем России в США считали царского посла. Попытки установления отношений с Персий также не увенчались успехами, т. к. давление на Персию со стороны Великобритании привело к тому, что сов. делегация даже не была принята шахом. Но несмотря на кратковременный характер первых контактов большевистской дипломатии за рубежом, они не могли не сыграть важную роль в решении обеспечения мира, а также укрепления позиций молодого гос-ва в условиях Гражданской войны и иностр. интервенции. К кон. Гражданской войны возникла острая необходимость обеспечения мира и внеш. безопасности, возможного лишь при условии выхода из дипломатич. тупика. В феврале 1920 был заключён мирный договор с Эстонской Республикой (см. Тартуский мирный договор 1920), в июле — с Литовской Республикой (см. Советско-литовский мирный договор 1920), в августе — с Латвийской Республикой (см. Советско-латвийский мирный договор 1920), в октябре — с Финляндией (см. Советско-финляндский мирный договор 1920). В апреле 1920 пр-во Турции предложило пр-ву РСФСР установить дипломатич. отношения взамен на помощь в борьбе с вмешательством зап. держав в дела этой молодой республики, и в марте 1921 между двумя странами было подписано мирное соглашение (см. Московский договор 1921). Россия оказала Турции материальную помощь, а г. Батум (ныне Батуми, Грузия), отторгнутый Турцией по условиям Брестского мира, возвращался Грузии. Осенью того же года аналогичные договоры с Турцией подписали Азербайджанская, Армянская и Грузинская, а в 1923 и Украинская ССР. В феврале 1921 РСФСР заключила договор с Афганистаном, по к-рому афганская сторона получала значительную экономич. и технич. помощь, обещая не поддерживать реакционное антисоветское басмаческое движение, развернувшееся на терр. Ср. Азии (см. Советско-афганский договор 1921). При подписания мирного соглашения с Персией (см. Советско-персидский договор 1921; февраль) предусматривалось, что в случае превращения терр. Персии в антисоветский плацдарм, сов. пр-во получит доступ ввода своих войск для самообороны. Т. о., заключение равноправных дружественных договоров с Турцией, Афганистаном и Персией обеспечивало безопасность юж. границ Сов. России, а также способствовало поддержанию мира на Бл. и Ср. Востоке. Также в ноябре 1921 был подписан договор о мире с Монгольской республикой (см. Советско-монгольское соглашение 1921). В 1922 Афганистан, Германия, Персия и Турция были представлены в Москве послами, а 6 стран (Норвегия, Австрия, Чехословакия, Китай, Италия, Великобритания), к-рые признали Сов. гос-во де-факто, имели в стране своих официальных представителей. Важным шагом для международного признания Сов. России стало заключение торговых отношений с капиталистич. странами: в 1920 РСФСР имела торговые отношения с 7 странами, в 1921 — с 14, в 1922 — с 18, в 1923 — с 28 гос-вами. До образования СССР (декабрь 1922) сов. республики (РСФСР, УССР, БССР, АзССР, АрССР и ГССР) свои внешние отношения вели самостоятельно. После образования союзного гос-ва внешние отношения союзных республик перешли в ведение НКИД СССР. Огромное значение в прорыве дипломатич. и торговой блокады Сов. гос-ва имело участие его дипломатич. представителей в работе международных конференций нач. 1920-х. Заключение дипломатич. соглашений с приграничными странами стало лишь первым шагом к росту международного авторитета РСФСР. Ведущие капиталистич. страны, прекратив вооружённую борьбу, по-прежнему не признавали большевистское пр-во. В нач. 1920 страны Антанты, отменив экономич. блокаду с РСФСР, пошли на установление торговых контактов, и то лишь с "населением России", а не с Сов. гос-вом. Этим объясняется значительная диспропорция в числе стран, признавших РСФСР де-юре, и стран, признавших её де-факто, т. е наладивших с РСФСР торговые, но не официальные дипломатич. отношения. Больших успехов сов. делегация добилась на Генуэзской конференции 1922 (апрель—май), в ходе к-рой представители РСФСР совершили блестящий дипломатич. манёвр: им удалось расколоть единый антисоветский фронт зап. гос-в, оторвав от него Германию — в городе Рапалло (Италия) в апреле был подписан договор о восстановлении дипломатич. и развитии экономич. отношений между Германией и Сов. Россией (см. Рапалльский договор 1922). Гаагская конференция 1922 (июнь—июль) была распущена, т. к. страны Антанты стремились заставить Сов. гос-во признать долги царского пр-ва и вернуть национализированные пр-тия бывшим владельцам-иностранцам. В декабре 1922 в Москве — впервые в истории Сов. России — состоялась международная конференция; на ней рассматривались предложенные сов. делегацией сокращения сухопутных вооружённых сил (см. Московская конференция 1922 по сокращению вооружений). Но конференция была сорвана коалицией Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии. Для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима черноморских проливов в Италии прошла созванная по инициативе Великобритании, Франции и Италии Лозаннская конференция 1922—23. Участники конференции подписали ряд заключительных договоров, при этом сов. представитель сделал неск. оговорок, согласно к-рым СССР не ратифицировал Конвенцию о режиме проливов, как нарушающую его законные права и не гарантирующую мир и безопасность причерноморских стран и прежде всего Турции. Т. о., активная внешнеполитич. деятельность Сов. гос-ва привела к тому, что в 1924 его политич. блокада была прорвана. В 1924 СССР установил дипломатич. отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Грецией, Швецией, Китаем, Данией, Мексикой и Францией. Именно 1924 вошёл в историю внешней политики Сов. России как год признания СССР иностр. гос-вами. В 1925 между СССР и Японией была заключена Конвенция об основных принципах взаимоотношений, и на её основе установлены дипломатич. и консульские отношения. В последующие годы были установлены дипломатич. отношения с Саудовской Аравией, Уругваем, Йеменом. И лишь после шестнадцати лет непризнания Сов. России правящие круги США в рез-те мирового экономич. кризиса, усиления экономич. и военной мощи СССР и укрепления его позиций на международной арене, а также под влиянием амер. общественности, были вынуждены пересмотреть свои позиции. 16.11.1933 было заключено советско-амер. соглашение об установлении дипломатич. отношений между СССР и США. 18.9.1934 Сов. Союз был принят в Лигу Наций, что свидетельствовало о значительно возросшем авторитете СССР на международной арене и явилось международно-правовым закреплением давно очевидного положения, что без СССР невозможно решение многих важнейших вопросов международной жизни и международной политики. В том же году установились дипломатич. отношения с Испанией, Албанией, Болгарией, Венгрией, Румынией, Чехословакией, в 1935 — с Бельгией, Люксембургом и Колумбией. В результате активной внешнеполитической деятельности в 1920—30-е Советский Союз стал равноправным партнёром большинства стран мира. Лит-ра: Вахрамеев А.В. Очерки истории советской внешней политики (1917—1991гг.). М., 2007; История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 томах. Т. 2. М., 1995; Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917—1991 гг. М., 1997;

 

     

28. Внешняя политика РСФСР и СССР в 1921 – 1929 гг.

(1921-1927 гг.)

После окончания гражданской войны и прекращения иностранной интервенции советская власть должна была строить свои отношения с внешним миром. Принципы этих отношений были сформулированы еще в октябре 1917 г. в Декрете о мире. В нем, во-первых, шла речь об отказе от территориальных претензий, аннексий и контрибуций. Большевики признали недействительными все неравноправные договоры царского правительства с другими государствами и пообещали их опубликовать. Во-вторых, они исходили из того, что война не должна быть средством решения международных споров. Правда, они не отрицали революционных войн и призывали к превращению империалистической войны в мировую революцию. В-третьих, стороны призывались не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Впоследствии, стремясь разжечь пожар мировой революции, большевики нарушали этот принцип и активно поддерживали революционное движение в странах Запада. Примером этому может служить помощь РСФСР революциям в Германии, Финляндии, советским республикам в Баварии, Венгрии, Словакии, война с Польшей (1920 г.). Известно, что все эти выступления завершились неудачей. Надежды лидеров большевиков на мировую коммунистическую революцию не были реализованы. Формально после поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы большевиков к мировой революции были сняты с повестки дня. Но все же в 1920-1930-е гг. руководство ВКП(б) не оставляло надежд на мировую революцию и через Коминтерн пыталось приблизить ее. С переходом к мирному строительству и нэпу одним из основных принципов внешней политики Советского государства становится принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Для восстановления народного хозяйства после гражданской войны катастрофически не хватало средств, поэтому проблемы, связанные с иностранными инвестициями и займами, для СССР становятся особо актуальными.

Следует подчеркнуть, однако, что в международных отношениях экономические интересы СССР часто уступали место интересам политическим. Отказ советского правительства платить долги царского и Временного правительств вызывал резкое недовольство в финансовых и дипломатических кругах ведущих стран мира и не позволял их лидерам активно идти на сближение. Но не восстанавливать экономических отношений с Россией они все же не могли. Победа красных в гражданской войне убедила ведущие западные страны в том, что советская власть - это «всерьез и надолго». Отчаявшись победить ее с помощью вооруженной силы, они переносят центр тяжести в экономическую сферу, надеясь все же вернуть долги царского и Временного правительств. Кроме того, их лидеры понимали, что Россия может быть не только емким рынком сбыта и выгодным поставщиком сырья, но и государством, влияющим на геополитику. После первой мировой войны ситуация в Европе изменилась. Поражение Германии и распад Австро-Венгрии выдвинули в ранг ведущих Англию и Францию. Большую роль в Европейских делах стали играть США. Взаимная заинтересованность всех стран и Советской России в налаживании нормальных экономических и торговых связей способствовала утверждению принципа мирного сосуществования двух различных социальных систем.

С 1918 по 1928 гг. во главе Народного комиссариата иностранных дел стоял Г.В. Чичерин. В значительной степени благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться.

Можно выделить следующие задачи внешней политики СССР в 1920-е гг.: 1) установить дипломатические и торговые связи с другими странами;
2) не допустить объединения империалистических сил в антисоветскую коалицию и избежать их новой интервенции в Россию; 3) поддержать мировое коммунистическое и национально-освободительное движение.

Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще весной - летом 1920 г. в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаром внешней торговли Л.Б. Красиным, для ведения переговоров о возобновлении торговых отношений. Причем советской стороне удалось добиться отказа Лондона от требования о немедленном признании Москвой долгов царского и Временного правительств, которые должны были быть рассмотрены на предстоящих переговорах о заключении мирного договора. Советско-английское торговое соглашение от 16 марта 1921 г. - один из первых договоров советской страны с ведущими государствами мира. Вскоре после этого, 6 мая 1921 г., было подписано советско-германское временное торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т.е. фактически) единственным законным правительством Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.

Проблема выплаты долгов оставалась существенным препятствием в налаживании связей. Для обсуждения этого вопроса 10 апреля 1922 г. в Генуе открылась экономическая конференция 34 стран. От России потребовали уплаты всех долгов царского и Временного правительств, возвращения иностранцам национализированной собственности на сумму 18,5 млрд. золотых рублей или компенсации за нанесенный ущерб и утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью. Западные страны предполагали создать комиссию по долгам России, которая должна была бы следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности

Г.В. Чичерин обстоятельно изложил контрпретензии советской стороны. Они включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители стран Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.

К обоюдному согласию прийти не удалось, поэтому было принято решение о том, чтобы передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня - 19 июля 1922 г. Основными вопросами на ней по-прежнему были: предоставление займов РСФСР и возвращение Россией всех долгов и национализированной иностранной собственности. Советская делегация пошла на уступку, которая заключалась в том, что Москва соглашалась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии на их бывшую собственность. Но она была расценена как недостаточная. Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно.

Несмотря на отсутствие видимых результатов Генуэзской конференции, российской делегации удалось в Гааге разрушить антисоветский фронт, что означало бы полную политическую изоляцию. В дни работы конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан договор между РСФСР и Германией (16 апреля 1922 г.). Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированной иностранной собственности в Советской России «при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств». Заключение этого договора было расценено в европейских столицах, как попытка подорвать Версальскую систему, которая оформилась в послевоенной Европе. В условиях политической изоляции СССР и Германии тесные экономические и политические контакты были выгодны обеим сторонам и, несмотря на противодействие европейского сообщества, они продолжали развиваться. Германии это позволяло обойти ограничения Версальского договора, а России не допустить возникновения единого антисоветского блока империалистических держав.

12 октября 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. Несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. В 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн марок, частично гарантированный германским правительством. В 1920-е годы, помимо сотрудничества в экономической и политической областях, складывалось и военное сотрудничество СССР и Германии. В 1921-1923 гг. прошла серия секретных переговоров, в соответствии с которыми на территории СССР были организованы военные центры рейхсвера - летная школа под Липецком, танковая - под Казанью, аэрохимическая станция под Саратовом. Наряду с совместными советско-германскими предприятиями и концессиями на территории СССР создавались оборонные предприятия, выполняющие немецкие военные заказы (авиационный завод в Филях, химзавод по производству отравляющих веществ близ Самары и др.). Однако не следует утверждать, что СССР помог становлению военно-фашистского комплекса в Германии и тем самым способствовал разжиганию второй мировой войны. После прихода Гитлера к власти (1933 г.) советско-германское сотрудничество прекратилось, и началась широкая финансовая, военно-техническая помощь Германии ведущих капиталистических стран, снабжение ее стратегическим сырьем - алюминием, никелем, медью, нефтью и пр.

Отношения с другими европейскими странами складывались сложнее. Несмотря на подписание в 1921 г. советско-английского торгового соглашения, отношения двух стран оставались крайне напряженными. Проявлением этого были события мая - июня 1923 г. 8 мая английский официальный агент в Москве Р.М. Ходжсон вручил М.М. Литвинову, заместителю народного комиссара иностранных дел, меморандум, содержащий ряд ультимативных требований («ультиматум Керзона» ). Они включали в себя следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах; прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождение английских рыболовных траулеров, которые промышляли в советских территориальных водах. Английское правительство потребовало от СССР выполнения всех требований в 10-дневный срок. Советская сторона развернула, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскую кампанию, а с другой - опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошла на удовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликте стала уменьшаться, окончательно он был урегулирован в июне 1923 г.

Успехи нэпа и стабилизация внутреннего положения СССР и капиталистического мира заставили европейские страны смириться с существованием советского государства. 1924 г. стал годом дипломатического признания СССР.

2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан стороны обменялись не послами, а поверенными в делах, что говорило о более низком уровне дипломатических отношений. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. были подписаны общий договор и договор о торговле и мореплавании. В соответствии с общим договором СССР согласился частично возместить долги царского правительства в отношении английских подданных, а также начать переговоры о частичной компенсации за национализированную собственность. Великобритания в свою очередь признавала монополию внешней торговли СССР и обещала предоставить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле. Но те, кто пришли к власти в октябре 1924 г., отказались ратифицировать эти договоры.

7 февраля 1924 г. были установлены дипломатические отношения между Италией и СССР и подписан итало-советский договор о торговле и мореплавании. 24 октября правительство Франции официальной нотой признало СССР де-юре. Между двумя государствами установились нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. Новый советско-литовский договор 28 сентября 1926 г. подтвердил мирный договор 1920 г.

31 мая 1924 г. было подписано соглашение об общих принципах урегулирования вопросов между СССР и Китаем и восстановлении дипломатических отношений между ними. СССР отказался от специальных прав и привилегий, приобретенных царским правительством в Китае (от права экстерриториальности и консульской юрисдикции, привилегий, касающихся всех концессий в Китае и т.п.). СССР соглашался на выкуп Китаем КВЖД, а до него создавалось совместное советско-китайское правление КВЖД. Нормализации отношений СССР и Китая препятствовала политика Коминтерна, направленная на разжигание гражданской войны в этой стране, что впоследствии привело даже к вооруженным конфликтам.

В январе 1925 г. дипломатические и консульские отношения оформились с Японией.

Из великих держав только США не установили в 20-е гг. дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных