Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внутрипартийная борьба.




В 1921 г. на Х съезде РКП(б) были осуждены «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции» (лидеры группы Шляпников. Киселев, Коллонтай), запрещено было создание фракций и групп внутри партии. В 1922 г. полностью сворачивается деятельность непролетарских социалистических партий. Состоялся первый крупный политический процесс – над руководителями эсеровской партии. Укрепление единства партии, разгром политических противников усиливали однопартийную политическую диктатуру.

Смерть В. И. Ленина (21 января 1924 г.) обострила внутрипартийную борьбу за лидерство и определение «генерального курса» политики СССР. В последние месяцы жизни Лениным было продиктовано несколько статей и писем, в целом получивших у историков название «Политическое завещание В. И. Ленина». В «Письме к съезду» основатель Советского государства давал характеристику лидерам партии, в частности предлагал отстранить Сталина с поста генсека ЦК из-за негативных личных качеств последнего, однако это пожелание Ленина не было исполнено.

В борьбе с Троцким в группу со Сталиным объединились и поддержали последнего Зиновьев и Каменев. В 1925 г. Троцкий был освобожден от должности председателя Реввоенсовета (этот пост занял Фрунзе), позднее исключен из партии, а в 1929 г. – изгнан из СССР. Победив Троцкого, Сталин стал избавляться от своих бывших соратников – Зиновьева и Каменева, опираясь теперь на поддержку Бухарина и Рыкова (ставшего после смерти Ленина председателем СНК). Бухарин, Рыков и другие видные деятели партии выступили против чрезвычайных мер («чрезвычайщины») по отношению к крестьянам во время хлебозаготовок. Сталин обвинил их в защите кулака, в требовании снизить темпы индустриализации.

В 1928 г. закат нэпа ознаменовался крупным показательным процессом над «старыми» техническими специалистами («шахтинское дело»), по обвинению во вредительстве было вынесено несколько смертных приговоров. После убийства в 1934 г. лидера Ленинградской партийной организации С. М. Кирова начался массовый террор в партии, усилился культ личности Сталина. Один за другим проходили громкие судебные процессы, по которым смертные приговоры были вынесены многим видным партийным, советским, военным деятелям, представителям культуры.

К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, когда Сталин, опираясь на партийную номенклатуру, регулировал всю жизнь страны. Этот режим закрепила Конституция СССР 1936 г., прикрывшая царившее в стране беззаконие. С конца 1930-х гг. власть Сталина, который непосредственно контролировал силовые наркоматы, стала безусловной. Режим личной власти достиг вершины. Командно-административная система управления государством приобрела деспотические черты. Установилась бюрократическая система руководства. Все держалось на страхе, терроре, демагогии.

Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация

Благодаря рыночным механизмам, заработавшим в период нэпа, к середине 1920-х гг. сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. В 1925 г. руководство страны взяло курс на индустриализацию, т. е. создание крупного машинного производства во всех отраслях промышленности. На фоне борьбы за власть проходили дискуссии о путях создания тяжелой промышленности. А. И. Рыков, Н. И. Бухарин видели путь развития экономики в сбалансированном развитии промышленности и сельского хозяйства, государственного и частного секторов, продолжении нэпа. Первоначально эту точку зрения поддерживал и Сталин. Но на рубеже 1929–1930 гг. эта концепция была им отвергнута. Бухарина обвинили в «правом уклоне». На вооружение была взята концепция преимущественного и форсированного развития промышленности, прежде всего тяжелой. Это предполагало свертывание нэпа, преобладание государственной собственности, ужесточение режима в стране.

 

 

39. Политическая борьба в СССР в 1930-х гг.

 

 

40. Конституция СССР 1936 г. Подготовка, принятие, содержание, политические последствия

Вступление СССР в новый исторический этап своего развития определило необходимость привести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие с кардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос о Конституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов с предложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР в направлении:

а) дальнейшей демократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, многостепенных — прямыми, открытых — закрытыми;

б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п.

6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление, в котором признал вполне правильным и своевременным предложение ЦК ВКП(б), поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки "исправленного текста Конституции СССР" с тем, чтобы внести его затем на утверждение сессии ЦИК Союза ССР. Несмотря на формулировку "исправление текста", на VII съезде Советов речь шла о серьезной перестройке системы высших органов власти по пути движения "к своего рода советским парламентам в республиках и общесоюзному советскому парламенту". Выполняя решение съезда Советов, первая сессия ЦИК Союза ССР VII созыва избрала Конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина.

7 февраля 1935 г. Конституционная комиссия на своем первом пленарном заседании образовала 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. Были созданы следующие подкомиссии: по общим вопросам Конституции, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная (последняя в составе председателей всех подкомиссий).

В состав подкомиссий вошли более 100 видных партийных, государственных профсоюзных, военных деятелей, представителей республик, ученые. Подкомиссии создали рабочие группы, к участию в которых привлекались специалисты различных отраслей. К сбору и обобщению материалов по отдельным проблемам широко привлекались работники многих государственных и общественных организаций, ученые-юристы, ведущие деятели юстиции. Членами Конституционной комиссии были, в частности, избраны Н. В. Крыленко (Наркомюст СССР), П. А. Красиков (Верховный Суд СССР), А. Я. Вышинский (Прокуратура СССР). Несколько позднее, (в июле 1935 г.) в состав правовой комиссии, а также подкомиссии по избирательной системе был введен Е. Б. Пашуканис — директор Института советского строительства и права. Работа комиссии продолжалась до конца 1935 г. Уже в начале работы Конституционной комиссии, ее подкомиссий и рабочих групп выяснилось, что речь должна идти не о внесении некоторых изменений в действующую Конституцию, а о создании новой.

На основе проектов всех разделов Конституции, представленных подкомиссиями, был составлен "Первоначальный проект Конституции СССР", который подвергся уточнениям на заседаниях Редакционной подкомиссии. Почти одновременно в аппарате ЦК ВКП(б) была создана рабочая группа.

К началу апреля 1936 г. она подготовила документ "Черновой набросок Конституции СССР", который 17, 18, 19 и 22 апреля тщательно обсуждался и редактировался на совещаниях членов группы у председателя Конституционной комиссии И. В. Сталина.

Тридцатого апреля 1936 г. проект Конституции, прошедший через Редакционную подкомиссию, был разослан членам Политбюро и членам Конституционной комиссии.

Пятнадцатого мая проект был рассмотрен Конституционной комиссией и утвержден ею с некоторыми поправками. Первого июня 1936 г. проект был обсужден Пленумом ЦК ВКП(б), который принял резолюцию:

а) одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР;

б) ввиду особой важности вопроса считать целесообразным созыв Всесоюзного съезда Советов для рассмотрения проекта Конституции СССР8.

Пленум ЦИК СССР 11 июня 1936 г. одобрил проект и постановил созвать Всесоюзный съезд Советов и опубликовать проект для обсуждения. Так впервые в истории был применен этот новый политический институт выявления воли трудящихся. Только в условиях победившего социализма, когда были ликвидированы эксплуататорские классы и классовые антагонизмы, оказалось возможным ввести эту демократическую форму.

12 июня 1936 г. текст проекта Конституции был опубликован во всех газетах, передан по радио, a также напечатан отдельной брошюрой тиражом более 10 млн. экз. на 100 языках народов СССР. Проект Конституции СССР был переведен также на немецкий, английский, французский и другие иностранные языки.

Проект был детально обсужден на митингах и собраниях на заводах, фабриках, в учреждениях, колхозах, на общих собраниях граждан. В течение пяти с половиной месяцев проект широко обсуждался на страницах 7 тыс. центральных и местных газет. Насколько велика была политическая активность советских людей, можно судить по тому, что уже к 5 ноября 1930 г. Орготдел Президиума ЦИК СССР рассмотрел 13 721 предложений и дополнений, включая опубликованные в 50 центральных и местных газетах, а также изложенные в письмах в адрес ЦИК СССР.

Проект новой Конституции СССР получил в целом полное одобрение. Все дополнения и поправки, которые вносились к проекту,— а их было около 2 млн.— свидетельствовали о стремлении советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.

Интересно отметить, что наибольшее число поправок и дополнений было внесено к ст. 1, в которой содержалось определение Советского государства как социалистического государства рабочих и крестьян. Многие не вполне соглашались с этим определением, считая, что в обществе победившего социализма было бы более правильно охарактеризовать Советское государство как социалистическое государство рабочих, крестьян и интеллигенции. В некоторых поправках предлагалось вместо слов "рабочих и крестьян" написать: "тружеников социалистической промышленности и сельского хозяйства". Были и предложения определить Советское государство как общенародное, а вместо термина "Советы депутатов трудящихся" применить понятие "Советы народных депутатов". В западносибирской газете "Красное Знамя" предлагалось, например, записать, что "все органы власти, начиная от сельского и кончая Верховным Советом СССР, являются общенародными органами власти".

В газете "Красный Крым" говорилось о целесообразности записать в Конституции: "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни; она осуществляется через Советы депутатов трудящихся, являющиеся самой демократической формой государственной власти всего народа". Хотя эти предложения и не были приняты, но сам по себе факт выдвижения подобного рода предложений, в которых победа социализма связывалась с формированием общенародного характера социалистической государственности, весьма примечателен.

Итоги всенародного обсуждения убедительно свидетельствовали о том, что широчайшие массы трудящихся приняли очень активное и непосредственное участие в разработке и уточнении проекта новой Конституции СССР. Замечания и конкретные предложения во многом способствовали также улучшению деятельности Советов и усилению их связи с трудящимися. Всенародное обсуждение по существу означало массовую проверку деятельности советского государственного аппарата снизу доверху. В ходе обсуждения почти повсеместно проводились отчеты местных Советов и их депутатов перед избирателями. Так, например, по РСФСР, ЗСФСР и Узбекской ССР перед избирателями отчиталось о своей работе около 80% местных Советов и свыше 85% их депутатов.

С августа 1936 г. широко развернулась подготовка к созыву Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР, который должен был окончательно рассмотреть проект новой Конституции. В октябре—ноябре состоялись чрезвычайные районные, областные, краевые и республиканские съезды Советов, на которых подводились итоги всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР. Единодушно одобряя проект, эти съезды в своих постановлениях отмечали наиболее важные поправки и дополнения, которые было бы целесообразно в него внести.

25 ноября 1936 г. в Москве открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР. На нем присутствовали 2016 делегатов с решающим голосом. Социальный состав делегатов убедительно показывает, что съезд имел характер самого широкого представительства трудящихся всей страны. В составе делегатов было 42% рабочих,. 40% крестьян и 18% представителей советской интеллигенции. 72% делегатов являлись членами Коммунистической партии. Среди делегатов было 419 женщин. Делегаты принадлежали к 63 нациям и народностям СССР.

Доклад о проекте Конституции СССР на съезде сделал председатель Конституционной комиссии И. В. Сталин. Первого декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял постановление:

1. Представленный Конституционной комиссией ЦИК СССР проект Конституции Союза ССР одобрить и принять за основу.

2. Для рассмотрения внесенных поправок и дополнений и установления окончательного текста Конституции СССР создать Редакционную комиссию в составе 220 человек.

3. Поручить Редакционной комиссии в трехдневный срок представить на рассмотрение съезда окончательный текст Конституции СССР, учтя, при этом, как результаты всенародного обсуждения проекта Конституции, так и обсуждение на самом съезде.

Вырабатывая окончательный текст проекта Конституции СССР, Редакционная комиссия внесла в него 48 поправок и дополнений, которые коснулись 38 статей проекта. Большинство этих поправок носило редакционный характер. Однако в некоторые статьи были внесены добавления, имеющие существенное значение.

Так, в ст. 6 было включено положение о том, что земля, находящаяся в распоряжении колхозов, закрепляется за ними не только в бессрочное (что было предусмотрено в проекте), но и бесплатное пользование. Ст. 10 уточнена и дополнена указаниями на то, что закон охраняет не только личную собственность граждан, как говорилось в проекте, но и право ее наследования. В ст. 12 было включено дополнение о том, что труд в СССР является не только обязанностью каждого способного к труду гражданина, но и делом чести. В ст. 35 были внесены принципиальные изменения, устанавливающие прямые выборы гражданами СССР Совета Национальностей Верховного Совета СССР и нормы представительства в Совете Национальностей от республик, автономных областей и национальных округов. Конкретно, в ст. 35 Проекта было указано, что Совет Национальностей составляется из депутатов, выделяемых Верховными Советами союзных и автономных республик, т. е. не избирается непосредственно гражданами СССР, подобно тому как должен был избираться Совет Союза.

В дополнении к ст. 40 говорилось, что законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик. Ст. 48 устанавливала избрание заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР по числу союзных республик. Существенные изменения и дополнения были также внесены в статьи, касающиеся полномочий высших органов государственной власти и органов государственного управления.

Пятого декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съезд утвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручил ЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР.

Вывод: В результате продолжительного обсуждения с апреля по декабрь, Конституция была принята 5 декабря 1936 года. Она выражала стремление советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.

 

1.2 Особенности принятия Конституции

 

Конституция СССР 1936 г. во многом отличалась от первой Конституции СССР — Конституции 1924 г., которая была посвящена в основном принципам построения Советского союзного многонационального государства на основе добровольного договора союзных советских республик, но не закрепляла основ советского общественного и государственного строя, которые были предусмотрены тогда лишь конституциями республик. Конституция СССР 1936 г. впервые в развернутом виде сформулировала единые для всего Союза ССР основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, принципы избирательной системы и т. д. Новая Конституция СССР явилась, поэтому, определяющей основой для разработки соответствующих ей конституций союзных и автономных республик.

В июне-июле 1936 г. во всех союзных республиках были созданы конституционные комиссии, подготовившие проекты республиканских конституций. По одобрении ЦИК республик, эти проекты были опубликованы для всенародного обсуждения и в окончательном виде утверждены затем на республиканских чрезвычайных съездах Советов, состоявшихся в январе—марте 1937 г.

В течение 1940—1941 гг. были разработаны и утверждены конституции новых союзных советских республик: Карело-Финской ССР — в апреле 1940 г.; Латвийской, Литовской и Эстонской ССР — в июле 1940 г.; Молдавской ССР — в феврале 1941 г. В этих конституциях, составленных в соответствии с Конституцией СССР 1936 г., вместе с тем были учтены некоторые конкретно-исторические особенности общественного строя перечисленных республик, в особенности республик Советской Прибалтики. После принятия Конституции СССР и конституций союзных республик в конце 1937 г. были разработаны и приняты конституции всех автономных республик.

 

41. Механизм массовых репрессий 1934-1938 гг.

Чистка партии

С 1933 г. по 31 декабря 1934 г. проводилась «генеральная чистка» ВКП(б). В ходе «чистки», которая была возобновлена в мае 1935, из партии, насчитывавшей 1916,5 тыс. членов, было исключено 18,3 %. По завершении «чистки» началась «проверка партийных документов», продолжавшаяся по декабрь 1935 г. и добавившая ещё 10-20 тысяч исключённых. А 14 января 1936 г. было объявлено о «замене партийных документов», что и было проделано к сентябрю 1936 г. с исключением 18 % членов, согласно Ежову.[ источник не указан 143 дня ]

Исключённые члены партии попадали под репрессии в первую очередь. Основная масса большевиков, игравших ведущие роли в 1917 году или позже, в Советском правительстве, была казнена. Единственным членом первоначального состава Политбюро 1917 года, уцелевшим после чистки, был сам Сталин. Из остальных пяти четверо были расстреляны, а пятый, Лев Троцкий, исключён из партии, изгнан из страны и убит в 1940. Из семи членов Политбюро, избранных между революцией 1917 года и смертью Ленина, четверо были расстреляны, один (Михаил Томский) покончил жизнь самоубийством, и лишь двое (Молотов и Калинин) остались в живых.[ источник не указан 143 дня ]

Из 1966 делегатов XVII съезда ВКП(б) («Съезда победителей»), состоявшегося в начале 1934 г. (последний съезд перед чисткой), 1108 были арестованы, и большинство из них расстреляны.[ источник не указан 143 дня ]

Многие члены партии, занимавшие достаточно видное положение, были осуждены (в основном к расстрелу) Военной коллегией Верховного суда СССР, которая выносила приговоры после рассмотрения каждого дела в закрытом заседании в течение 10-20 минут без участия обвинения и защиты на основании списков, утверждённых лично Сталиным и его ближайшими приближёнными. Прецедент рассмотрения дел подобным образом был создан 4 октября 1936 года, когда Политбюро санкционировало осуждение 585 человек согласно списку, поданному Ежовым и Вышинским.[ источник не указан 143 дня ]

Репрессии в РККА

В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского (см. Дело Тухачевского). Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. Впоследствии советское руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА. Примечательно, что из восьми человек, входивших в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, приговорившего обвиняемых по «делу Тухачевского» к смертной казни, пятеро (Блюхер, Белов, Дыбенко, Алкснис и Каширин) сами также впоследствии были расстреляны.

Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков.

За контрреволюционные преступления были осуждены лица высшего, среднего и младшего командного и начальствующего составов, а также рядового состава по годам: 1936 год — 925 человек, 1937 год — 4079, 1938 год — 3132, 1939 год — 1099 и 1940 год — 1603 человека. По данным Архива Военной коллегии Верховного суда СССР к высшей мере наказания в 1938 году были приговорены 52 военнослужащих, в 1939 году — 112 и в 1940 году — 528 военнослужащих[41].

Чистка способствовала быстрому продвижению оставшихся офицеров вверх по служебной лестнице. Например, 30-летний военный лётчик старший лейтенант Иван Проскуров меньше чем за год стал комбригом[42], а ещё через год возглавил ГРУ в звании генерал-лейтенанта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных