Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гражданская война в России 4 страница




В условиях капиталистического окружения одной из основных задач советской дипломатии стала борьба за предотвращение новой войны и складывание эффективной системы международной безопасности. Еще на Генуэзской конференции российская делегация выступила с предложением обсудить вопрос о разоружении. Но это предложение не нашло поддержки у участников конференции. По инициативе России 2 - 12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения Советского государства о сокращении армий стран - участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты. Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. - 24 апреля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Ведущие государства мира, прежде всего Англия и Франция, первоначально не хотели даже приглашать советскую делегацию, а когда она, по настоянию советского правительства, была приглашена, ее допустили только в комиссию, рассматривающую вопросы о черноморских проливах. Советское предложение о закрытии черноморских проливов для прохода военных судов всех стран, за исключением Турции, не соответствовало реальному положению вещей и соотношению сил, а поэтому было отвергнуто даже Турцией. Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Хотя российская делегация подписала текст конвенции, советское правительство отказалось ее ратифицировать.

В 1925 г. между Бельгией, Великобританией, Германией, Италией, Польшей, Францией и Чехословакией был заключен так называемый Рейнский гарантийный пакт, который обеспечивал неприкосновенность западных границ Германии и ставил под сомнение безопасность СССР. Возникла опасность возникновения антисоветского военного блока. В этих обстоятельствах советское руководство решило заключить соглашения о ненападении с соседними государствами. 17 декабря 1925 г. такое соглашение было подписано между СССР и Турцией. В течение 1925 - 1932 гг. договоры о ненападении были подписаны с Афганистаном, Ираном, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей и Финляндией. В рамках борьбы за создание системы коллективной безопасности в Европе следует рассматривать договор о ненападении и нейтралитете, подписанный 24 апреля 1926 г. между СССР и Германской республикой.

В марте 1928 г. советская делегация внесла на рассмотрение конференции по разоружению, работающей под эгидой Лиги Наций, проект конвенции о немедленном полном и всеобщем разоружении. Но ни этот, ни последовавший за ним проект о частичном разоружении участниками конференции не был принят. В сентябре 1928 г. СССР присоединился к Парижскому трактату отказа от войны (пакт Бриана - Келлога). Деятельность советской дипломатии в Европе в 1920-е гг. существенно затрудняло то обстоятельство, что СССР не был принят в Лигу Наций.

Отчасти это объяснялось тем, что советское правительство продолжало в различных сферах, в том числе и финансовой, активно поддерживать коммунистические и антиимпериалистические национально-освободительные движения. На XV съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.) подчеркивалось, что СССР остается очагом всемирного революционного движения. III Коммунистический Интернационал, Исполнительный комитет (ИККИ) которого находился в Москве (председатель - Г.Е. Зиновьев), осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в западных странах рассматривалась как подрывная и противозаконная.

Во время всеобщей забастовки и стачки английских горняков, начавшейся
1 мая 1926 г., Советское правительство через профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании: с мая 1926 г. по март 1927 г. в фонд помощи поступило 16 млн инвалютных рублей. Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. - в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.

После поражения классовых боев в Европе руководство Коминтерна решило, что пожар мировой революции разгорится на Востоке. Особое внимание уделялось Китаю, где в начале 1920-х гг. усилилось национально освободительное движение. СССР руками Коминтерна активно вмешивался во внутренние дела этого государства. При его материальной помощи в Китае сформировался блок оппозиционных сил - Гоминьдан. Советские инструкторы помогли создать и вооружить гоминьдановскую армию. В армейских частях китайской армии насаждались коммунистические ячейки. В 1925 г. М.В. Фрунзе даже разработал детальный план смены политического режима в Пекине. Советская сторона пыталась таким способом разжечь здесь гражданскую войну. Все возрастающее влияние коммунистов в Гоминьдане не устраивало его руководство. И в 1927 г. председатель Гоминьдана Чан Кайши прекратил сотрудничество с компартией. В Китае развернулась антисоветская истерия. 6 апреля полиция устроила налет на советское посольство. Было захвачено более 3 тыс. секретных документов, свидетельствующих о подрывной работе советских дипломатов и инструкторов. В декабре в Кантоне произошло восстание рабочих, крестьян и солдат. Оно было жестоко подавлено армией Гоминьдана. При расследовании обстоятельств восстания власти выявили «руку Москвы». 14 декабря правительство Китая закрыло советское посольство, все консульства, торговые представительства и агентства. В 1928 - 1929 гг., когда Гоминьдан стал правящей партией в Китае, отношения между двумя государствами стали еще более драматичными и даже перешли в вооруженные конфликты.

В целом можно сказать, что международное положение СССР в годы нэпа укрепилось. Советской дипломатии удалось не только избежать вооруженного столкновения с капиталистическим миром, но и заставить его признать СССР в качестве суверенного государства. Используя противоречия между империалистическими державами, Советский Союз смог наладить торговые и дипломатические отношения с большинством стран Европы и Азии. Однако тайная и явная поддержка мирового коммунистического движения ограничивала возможность расширения контактов.

 

29. Внешняя политика СССР первой половины 1930-х гг. Основные направления, содержание, итоги

В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе [4, с.217].

В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером [14, с.334].

Одновременно с этим Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств [2, с.150]. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР [8, с.404].

В это время тревожные известия пришли и с дальневосточных рубежей СССР.

В 1929 г. Советская страна впервые после окончания Гражданской войны подверглась серьезной военной провокации [4, с.221]. 10 июля отряды маньчжурских войск и белогвардейцев разгромили советское консульство в Харбине; захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), находившуюся с 1924-го в совместном советско-китайском управлении; арестовали советскую администрацию дороги (более 200 человек). Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать Советские пограничные заставы и населенные пункты. Попытки советского правительства разрешить конфликт мирными средствами были сорваны. 16 августа ЦИК и СНК приняли постановление о разрыве дипломатических отношений с Китаем. Советское правительство создало Особую дальневосточную армию под командованием В. К. Блюхера (18,5 тыс. бойцов и командиров), которая в октябре-ноябре 1929-го изгнала интервентов из советских районов Приморья и Забайкалья [10, с.101]. 22 декабря 1929 г. подписано советско-китайское соглашение, по которому на КВЖД восстанавливалось прежнее положение. Однако полномасштабное восстановление дипломатических отношений между двумя странами произошло лишь в 1932 г [5, с.446].

Кроме того, в это время, воспользовавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский Союз были в значительной степени заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять "большевистской опасности" в Китае [4, с.222]. Перед этой угрозой СССР оказался одинок, и поэтому его политика состояла из ряда дипломатических протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения [7, с.369].

Советский Союз, приступивший к модернизации своей экономики в условиях враждебного окружения, фактически был вынужден вести борьбу за выживание. В наиболее отчетливой форме такая стратегия выражена И. В. Сталиным в феврале 1931 г. на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Внешняя политика на период форсированной модернизации страны имела целью обеспечить безопасность для проведения реконструкции народного хозяйства страны и создания надежных Вооруженных сил, способных оградить страну от внешней угрозы [16, с.311].

По Конституции страны самыми высокими полномочиями в области внешних сношений обладал Верховный Совет СССР. Общее руководство сношениями возлагалось на правительство. В действительности непосредственно руководили внешней политикой Политбюро и его глава. Повседневную внешнеполитическую деятельность осуществляли Наркомат (министерство) иностранных дел, возглавлявшийся Г. В. Чичериным (1923-1930), М. М.Литвиновым (1930-1939), В. М. Молотовым (1939—1949). Внешнеэкономическую в 1926—1930 гг. возглавляли Наркомат внешней и внутренней торговли (нарком А. И. Микоян), позднее — Наркомат внешней торговли (А. П. Розенгольц в 1930— 1937; Е. Д. Чвялевв1938;А. И. Микояне 1938-1949) [14, с.335].

В начале первой пятилетки внешнюю политику СССР пришлось вести в условиях усиления интервенционистских настроений в империалистических странах. Стремясь к мирному сосуществованию государств с различными социально-политическими системами, Советский Союз присоединился к подписанному в Париже девятью державами в августе 1928 г. «пакту Бриана—Келлога» (инициаторы — министр иностранных дел Франции и госсекретарь США) об отказе от войны как средства внешней политики и первым ввел его в действие [6, с.316].

Таким образом, на внешнюю политику СССР со странами Западной Европы, США, Японией и Китаем в начале 1930-х годов заметное влияние оказал мировой экономический кризис, причиной которого многие страны склонны были считать демпинговую политику СССР во внешней торговле. Как следствие – последовали многочисленные разрывы экономических отношений западноевропейских стран и США с Советским Союзом [2, с.151].

В свою очередь, начало мирового экономического кризиса поначалу расценивалось в СССР, и особенно в Коминтерне, как предвестие нового этапа долгожданной мировой пролетарской революцию. Однако капитализм в очередной раз продемонстрировал свою живучесть: кризис был преодолен. Во многом — благодаря усилению государственного вмешательства в экономическую и общественную жизнь и перекачке ресурсов из колониальных и зависимых стран.

Общим следствием такой противоречивой политики СССР и стран Запада стало обострение внешнеполитических отношений между ними. Иными словами, основным дестабилизирующим фактором в мире была непримиримость капитализма и социализма, которая обострилась в период мирового экономического кризиса. В задачу ведущих капиталистических государств входило сохранение своих господствующих позиций в мире, удовлетворение претензий «ущемленных» соперников в основном за счет Советского Союза. СССР, в свою очередь, ставил перед собой цель, используя капиталистические противоречия, как можно дольше оттянуть войну, как можно лучше к ней подготовиться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных