Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и признаки нормы права.




В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-опреде ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя занностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и по ведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязан ностей.

3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или ино му субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в каче стве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержа нии, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на по следствия ее нарушения. Внешняя определенность заключа ется в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантирован ное государством.

6. Она обладает качеством системности, которое прояв ляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

• исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;

• исходят непосредственно от общества (страны), тер риториального образования и выражают волю всего населе ния или его большинства, т.е. нормы, принятые путем все народного голосования (референдума), предусмотренного Конституцией;

• изданы легитимными органами государства, избран ными или назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепля ющим естественные права человека;

закреплены в договорах, заключенных между субъек тами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международно го права.

 

21.Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, ис ходящие от государства, и непосредственно от гражданско го общества. В первом случае это нормы органов представи тельной государственной власти, исполнительной государ ственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нор мы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и.т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой систе ме нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), ох ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де финитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала пра вового регламентирования общественных отношений, право вого положения человека, пределов действия государства.

Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани на — обязанность государства".

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе ра субъективных прав и обязанностей различают три основ ных вида регулятивных норм: управомочивающие (предос тавляющие своим адресатам право на совершение положи тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); зап рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей ствий и поступков, которые определены законом как право нарушения).

Охранительные нормы фиксируют меры государствен ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и поря док освобождения от наказания.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос тей в процессе правового регулирования. Социальная цен ность их зависит от того, насколько эффективно они спо собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят ственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.

Декларативные нормы обычно включают в себя поло жения программного характера, определяют задачи право вого регулирования отдельных видов общественных отно шений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Россий ская Федерация и Россия равнозначны".

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Прези дента Российской Федерации или постановления Правитель ства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствую щий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нор мы конституционного, гражданского, уголовного, админист ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду ру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются им перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в ре гулируемом поведении. Это, как правило, нормы админист ративного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек тивных прав и обязанностей или использовать в определен ных случаях резервное правило. Они реализуются преиму щественно в гражданско-правовых отношениях. /

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу дарственным предприятиям, устанавливают варианты же лательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего дей ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граж дан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус ловленные территориальными, временными, субъективны ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федера ции, или нормы, исходящие от представительных или ис полнительных органов краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам ках отдельных государственных, общественных или част ных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез нодорожников и т.п.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных