ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Разделы системы права.34. Система законодательства: понятие и структура. Соотношение системы права и системы законодательства.
Система права и система законодательства — тесно взаимо связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.Система законодательства — внешняя форма права, выражающая стро ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, кото рые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их спе цифику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процес сов, актуальность которых способствует появлению новых пра вовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органи ческого единства с внешней формой права — системой законода-тельства. Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, ос-нованная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспе чивается за счет различных факторов, главным из которых явля ется предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ ном, комплексном построении источников права. Однако система права и система законодательства не тождест венны. Между ними имеются существенные различия и несовпа дения, которые позволяют говорить об их относительной само-стоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система законодательства по объему представлен ного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положе ния, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однород ности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные от ношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпа дает с внутренней структурой системы законодательства. Верти кальная структура системы законодательства строится в соответ ствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компе тенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и рес-публиканское законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъек тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объ ективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объектив ными социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, по требностями систематизации законодательства, т.е. деятель ностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|