ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие, принципы и виды правотворчества.Одно из важнейших направлений государственной деятель ности — правотворчество. В его понимании сегодня обозначи лись два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразу мевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практи ческой реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демо кратизм и гласность правотворчества; профессионализм; закон ность; научный характер; связь с правоприменительной прак тикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводит ся привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворчес кой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реали зации такой важнейшей государственной функции. Распростра нена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевиде ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предло жения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества являет ся референдум. 2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффек тивностью механизма принятия государственных решений. К та кого рода деятельности должны привлекаться компетентные спе циалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании зако нопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалис тами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» зако ны, тогда как они должны работать уже с законопроектами, под готовленными высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направле ниям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное пла нирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, тре буется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотре ние парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем орга не законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодатель ной работы. 3. Законность правотворчества. В основу этого принципа поло жено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демо кратизма и гуманизма, общепризнанным нормам международно го права. 4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сво дятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономичес кой ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных соци альных потребностей и интересов общества ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум). Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению. Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|