Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и стадии применения норм права.




Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. – такова задача субъектов правоприменения».

Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В силу чего правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным от влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что применение права – важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Можно выделить следующие стадии применения правовых норм:

1) установление фактических обстоятельств;

2) выбор и анализ юридической нормы;

3) вынесение правоприменительного решения.

На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоя тельств определяются следующие основные фак ты, Которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При не установлении или непра вильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.

Также на этой стадии определяются вспомога тельные (иначе - факультативные) факты, которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсут ствовать. К вспомогательным фактам относят:

1) различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания; 2) процессуальные факты;

3) ПРОВЕРОЧНЫЕ ФАКТЫ, СПОСОБНЫЕ ПОДТВЕРДИТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ ПРЕДЪЯВЛЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ЭТИ ФАКТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ ВМЕСТЕ С ДОКАЗА ТЕЛЬСТВАМИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕ ПОДЛЕЖАТ УСТАНОВ ЛЕНИЮ ФАКТЫ, ПРИЗНАННЫЕ ДРУГОЙ СТОРОНОЙ, ОБ-ЩЕИЗВЕСТНЫЕ И ПРЕЮДИЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ РЕШЕНИЕМ ИЛИ ПРИГОВОРОМ СУДА, ВСТУПИВШИМ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. НА ВТОРОЙ СТАДИИ, ПРИ ВЫБОРЕ И АНАЛИЗЕ ЮРИДИ ЧЕСКОЙ НОРМЫ (УСТАНОВЛЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЕЛА), ЮРИДИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ (ПРАВОВУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ) УСТАНОВЛЕННЫМ ФАКТИЧЕСКИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РАС СМАТРИВАЕМОГО ДЕЛА ДАЕТ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НА ДАННОЙ СТАДИИ:

1) устанавливается отрасль права;

2) определяется институт права и конкретная норма права;

3) осуществляется проверка нормы, которая призва на устранить все возможные коллизии;

4) устанавливается точный смысл, толкуется содер жание и сопоставляется с другими нормами.

На третьей, главной, стадии принимается ре шение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:

1) происходит оценка собранных доказательств;

2) дается окончательная юридическая оценка совер шенного;

3) проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юриди ческие последствия.

Доказательствами называют фактические дан ные, посредством которых устанавливаются обстоя тельства, имеющие большое значение для правиль ного разрешения дел.

Требования, которые предъявляются к доказатель ствам:

1) относимость, т.е. использование сведений, которые

имеют значение для рассматриваемого дела;

2) допустимость,т.е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной фор мы из установленных законодательством источников;

3) достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства рассматриваемого дела;

4) достаточность сведений, которые позволят разре шить возникший юридический спор.

Можно выделить следующие виды доказательств:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидете лей и потерпевшего;

2) объяснения двух сторон, а также третьих лиц;

3) установленные следствием письменные и вещест венные доказательства;

4) аудио- и видеозаписи;

5) показания и заключения, представленные экспер тизой.

46. Правоприменительные акты: понятие, структура и виды.

Правоприменительные акты принимают практически все ор ганы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по раз личным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под разделяются на: а) акты государственных органов и обществен ных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты орга нов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при меняемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выде лить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспо зиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и при званные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранитель ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреж дению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; ука-зывающие объем их субъективных прав и юридических обязан ностей; предусматривающие моменты возникновения конкрет ного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют из вестную роль в индивидуальном регламентировании обществен ных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реали зацию правоотношений и, следовательно, достижение целей пра вового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права под разделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще офор мленное решение компетентного органа, составленное в пись менном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить за конность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловле но положением правоприменительного органа и значением рас сматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части — вводную, опи сательную (констатирующую), мотивировочную и резолютив ную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие две части — вводную и резо лютивную (акты-разрешения на совершение определенных дей ствий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением ре золютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «испол нить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствую щих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отда ваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия со вершаются посредством сочетания определенных жестов, движе ний и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осу ществляющего регулирование движения транспорта и пеше ходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия об ладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголов ную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Ос новные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательны ми считаются такие акты, которые содержат предписания, подго тавливающие издание основных актов (надзора и контроля, про цедурно-процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штра фа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных