Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кто попадает в рай, а кто в ад?




Однажды падишах сильно загоревал, даже похудел, узнав о смерти своего любимца сардара.

—Бирбал! Скажи мне, кто попадает в рай, а кто в ад? – спросил он.

—Владыка мира! Когда люди хвалят покойного, считают его дела добрыми, стало быть, он в раю, а если люди дурно говорят о нём – он наверняка в аду.

Акбару очень понравился мудрый и утешительный ответ Бирбала.

Суд над Бирбалом

Однажды в беседе с падишахом Бирбал сказал:

—Владыка мира! Если я когда-нибудь провинюсь, пусть меня судят люди, которых я сам назначу.

Падишах согласился. Рад был вазир, твёрдо верил он слову падишаха.

Вскоре падишах рассердился за что-то на Бирбала. Решил он вазира наказать – наложить на него штраф в несколько тысяч рупий. Проведал Бирбал о замысле падишаха и всё загодя обдумал.

Зовёт Акбар Бирбала на суд.

—Бирбал! Недостойно ты поступил, и будет тебе за твою вину наказание – денежный штраф.

Бирбал не стал отпираться, повинился.

—Ну, раз ты и сам признаёшь свою вину, я накажу тебя непременно.

—Владыка мира! Ведь вы не можете меня сами наказать, – напомнил Бирбал. – Придётся вам позвать судей, которых я назначу.

—Ладно. Выбирай панчаят171, и я велю им судить те­бя. И чтобы они не решили, я заранее согласен.

—Пусть моими судьями будут пятеро чамаров172. Я приму от них любое наказание.

Удивился падишах:

—Как? Разве могут вершить суд такие низкородные люди?! Почему ты не выбираешь ростовщиков, тор­говцев?

Но Бирбал стоял на своём: пусть судят чамары. Созвали во дворец чамаров – пять старейшин из пяти деревень. Падишах рассказал им, в чём Бирбал про­винился, и велел его судить. Бедняги не ждали та­кой великой чести и очень обрадовались. Стали судьи совет держать.

—Друзья! – говорит один чамар, – Бирбал ведь нас всегда гнёт и мнёт, как его душе угодно, а нынче он к нам в руки попался. Надо его так проучить, чтобы вовек не забыл.

—Присудим ему заплатить семь двадцаток173, да ещё одну десятку сверх того, – молвил другой чамар.

—Эка ты куда хватил! – с опаской сказал другой судья. – Да ведь его хозяйство прахом пойдёт, пустим человека по миру. На нашей совести будут слёзы его детей. По мне, так хватит с него и пяти двадцаток.

—Вот так пожалел! – подивился третий судья. – Да разве ж это мало?! Где он возьмёт такую уйму денег? И три двадцатки – целое богатство. Если вы не согласны, то накиньте ещё десятку. И такие-то день­жищи отдать – поди глаза на лоб полезут.

—А я не согласен с вами, поменьше присудить на­до, – сказал четвёртый чамар.

Пятый судья поддакнул четвёртому. Спорили они, спорили и наконец решили: пусть Бирбал заплатит две двадцатки и ещё десятку.

Потом старший из судей почтительно сложил руки и промолвил:

—Защитник бедных! Мы долго думали, держали совет и в один голос решили это дело. Прикажите, и я оглашу приговор.

Падишах велел огласить приговор.

—Благодетель наш милостивый! Велика вина господина вазира, и кара должна быть тяжкая. Мы и при­судили ему тяжкое наказание: две двадцатки и сверх того десятку штрафа. Срок уплаты – одна неделя. Нелегко будет Бирбалу справиться с таким бременем, потому – да будет ваш взор к нему милостив.

Падишах в душе хвалил Бирбала за ум и хитрость. Отпустил он чамаров и, усмехаясь, подошёл к Бир­балу. Взглянул на него и вдруг расхохотался. Гнева как не бывало. «Назначенный чамарами штраф в пятьде­сят рупий что бери, что не бери, всё равно», – рассудил падишах и простил Бирбала.

В глазах падишаха провинность вазира была очень велика, а такие деньги для обоих были мелочью. Иное дело – бедные чамары: они на тысячи и считать-то не умели. Как ни трудись, как ни гни спину, а больше чем сорок-пятьдесят рупий за год чамар не соберёт. По своим доходам они и счёт ведут. Вот это и учёл Бирбал, когда назначал чамаров своими судьями.

Сделаю наоборот

Однажды Акбар разгневался на слугу и тут же при­казал его казнить. В это время пришёл Бирбал. Не­счастный задрожал от страха и припал к ногам Бирба­ла, моля о помощи. Бирбал успел только начать:

О великий владыка!..

Но падишах тут же перебил его:

—Смотри, Бирбал, не вздумай за этого злодея заступаться. Если будешь за старика хлопотать, клянусь, я сделаю как раз наоборот!

Бирбал быстро нашёлся:

—Владыка мира! Этот слуга, конечно, негодяй и мерзавец. Его непременно надо повесить. За своё преступление он должен понести жестокую кару, – стал настойчиво просить Бирбал.

А падишах только что дал слово сделать обратное тому, что скажет Бирбал. Так и пришлось ему от­пустить старика.

Колодец женится

Случилась у Бирбала размолвка с падишахом. Ушёл Бирбал из Дели и под чужим именем поселился в де­ревне. Старостой в той деревне был раджпут, человек почтенный, заступник за бедных. Он всегда помогал, чем мог, тем, кто к ним в деревню попадал. В его доме и стал жить Бирбал.

А Акбару понадобился другой вазир. Шахиня уп­росила падишаха назначить на это место её брата. Согла­сился Акбар скрепя сердце: не по душе был ему новый вазир.

Не прошло и двух недель, а в государственных де­лах начались неполадки, повсюду пошли распри и бун­ты. Суды стали неправедными. Люди то и дело зате­вали тяжбы – гораздо чаще, чем прежде. Жалобы так и сыпались одна за другой.

Захотел падишах показать шахине и всем придвор­ным, чего стоит его шурин. Вот однажды собрался он и поехал со всей свитой к гробнице пира.

На обратном пути заметил Акбар на дороге след слона. Показал он его новому вазиру и говорит:

— Уважаемый! Очень мне этот след нравится. По­заботься, чтобы его не затоптали. Пусть хоть три дня останется таким как есть.

Распорядился он так и поехал в свой гарем, а но­вый вазир от усердия слоновий след сам сторожить остался. Первый день простоял, с места не сошёл. На­завтра тоже не отлучался, не ел и не пил. На третий день к полудню голод его совсем измучил. А что де­лать? Ничего новый советник не придумал, так и про­стоял в карауле три дня и три ночи. Измучался, ослаб, ни рукой, ни ногой пошевелить не может, всё тело оде­ревенело; чтобы не упасть, к дереву привалился.

На четвёртые сутки пришёл он к падишаху и под­робно рассказал, как след на дороге караулил. Ну, тот, конечно, сразу понял, какова голова у шурина. Прошло ещё несколько дней, и стал Акбар придумывать, как бы ко двору Бирбала вернуть. И придумал наконец: разослал гонцов по всем деревням, чтобы они оповести­ли народ: «В Дели колодец женится. Все деревенские старосты обязаны прибыть на свадьбу вместе со своими прудами и другими водоёмами. Если какой-нибудь староста не явится, не миновать ему наказания».

Словно молния, разнеслась эта весть по деревням и сёлам. Староста, у которого жил Бирбал, собрал деревенский сход и сказал:

—Братцы, что-то странное приказал нам падишах. Где же это видано, чтобы водоёмы подымались со своих мест и ходили по гостям? Такое и Богу нелегко сделать, как же тут человеку справиться? Если не ис­полним приказ, придётся платить штраф – десять тысяч рупий. Надо нам всем миром придумать такое средство, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

Был на сходе и Бирбал. «Акбар пустил в ход эту уловку, чтобы меня разыскать, – догадался Бирбал. – Должен теперь и я пойти ему навстречу. От этого и мне и ему только чести прибавится».

—Почтеннейший! – сказал Бирбал. – По вашей милости я обрёл здесь приют и живу в покое и довольстве. Нужно и мне вам в трудный час подсобить. Вот что я посоветую: соберите односельчан и идите всей деревней в Дели. Под стенами города станьте лагерем и через посыльных известите падишаха: «Мы прибыли вместе с нашими колодцами, стоим под стенами Дели, соблаговолите выслать свои колодцы для встречи с нашими. Если же они навстречу не выйдут, наши колодцы с места не сдвинутся». Падишах колодцев выслать не сможет, и придётся ему поневоле вас с почётом и ува­жением принять.

Услышав такой умный совет, все сразу повеселели и стали благодарить Бирбала, А назавтра чуть свет всё село поднялось и двинулось в Дели. Подошли они к городу и разбили лагерь. Староста послал к падишаху одного старшину, и тот в точности всё сказал, как Бирбал его надоумил.

Услышал падишах такие слова и глаза широко рас­крыл от удивления. «Не иначе как это придумал Бирбал. И наверное, он тоже пришёл вместе с ними», – догадался Акбар и спросил у старшины:

—Кто послал тебя с этой вестью? Говори всю прав­ду. А если слукавишь, накажу.

Испугался старейшина и, смиренно сложив руки, ответил:

—Покровитель бедных! Не так давно к нам в дерев­ню пришёл незнакомый человек и поселился у нас. Он-то и посоветовал нам так сказать.

—Не сумеешь ли ты рассказать, каков он из себя? – спросил падишах.

—Владыка мира! Отчего не суметь, если я его ка­ждый день вижу. Росту он не высокого и не низкого, не толстый и не худой, кожа совсем чёрная. Лоб у него выпуклый, ясный, лицо в оспинах. А на язык остёр и в беседе искусен. За его мудрость большой ему почёт в се­ле, хотя живёт он у нас недолго.

Речь точно шла о Бирбале, теперь Акбар был в этом уверен. Он снарядил пышный поезд со слонами и ко­нями, с паланкинами, с красивыми повозками и отпра­вил его за Бирбалом.

И Бирбал со своими друзьями-крестьянами с боль­шой пышностью въехал в город.

Падишах наградил старосту за услуги Бирбалу и от­пустил крестьян. А Бирбал вскоре опять был назначен вазиром. Увидел он, что государственные дела при­шли в расстройство, и стал трудиться не покладая рук. За восемь дней всё поправил, всё наладил.

Гулял однажды падишах со своей свитой за городом. На обратном пути он опять увидел на земле слоновьи следы. Остановившись Акбар подозвал Бирбала и прика­зал ему уберечь след, а сам поехал дальше. Как только царский поезд скрылся с глаз, Бирбал велел слугам принести железный кол, врыть в землю около следа и привязать к колу длинную-предлинную верёвку. По­том верёвку вытянули во всю длину и обошли вокруг кола. Внутри круга очутилось несколько деревушек. Бирбал созвал всех, кто жил в этих деревнях, и при­пугнул:

—Чтобы уберечь слоновьи следы, придётся ваши дома снести. Уходите из домов.

Перепугались крестьяне и для спасения своих домов понесли Бирбалу подарки, кто сколько мог – сто, двес­ти, а кто и пятьсот рупий. Тогда Бирбал объявил:

—Ладно, теперь расходитесь по домам. Я буду про­сить за вас владыку.

Взяток набрался целый лакх рупий. Бирбал велел убрать железный кол, деньги отослал в казну, а по­том и сам прибыл во дворец. Когда падишах спросил у него про слоновьи следы, Бирбал ни слова не промол­вил и положил перед ним расписку от казначея на лакх рупий.

—Что это за расписка? На какие такие деньги? – удивился Акбар.

—Владыка мира! Я получил эти деньги, когда охранял слоновьи следы.

Падишах онемел от удивления, а придворные да­же рты разинули. Велел Акбар позвать шурина и ска­зал ему:

—Ты три дня и три ночи следы сторожил, чуть от голода не умер – и все твои мучения пропали даром. А погляди на Бирбала: на том же деле он за один день лакх рупий заработал. Нельзя государственные дела вести таким простакам, как ты.

Услышал бедняга шурин такую отповедь и опро­метью кинулся прочь.

А Бирбала падишах щедро наградил.

Куда идёт дорога

Однажды утром падишах с Бирбалом гуляли в лесу и заблудились. Выбрались они наконец на дорогу и не знают, в какую сторону идти. Повстречался им мужик. Решил Акбар, что уж он-то дорогу знает, и спросил:

—Братец, скажи-ка нам, куда идёт эта дорога?

—Да вы, видно, просто глупцы, если у вас дороги ходят. Это люди по ней взад и вперёд ходят, а дорога с места не двигается, – со смехом ответил тот.

Удивились падишах и Бирбал остроумному ответу мужика и подарили ему золотой.

Поделом вору мука

Поспорил Бирбал с делийским кази о вере. Долго спорили они, и всё время Бирбал верх брал. Не мог кази стерпеть такого позора и поклялся извести вазира. Он отпросился у падишаха, будто бы в палом­ничество, и поехал в другой город. Поселился он там тайно, под чужим именем, и стал учиться ремеслу лицедейства. Вскоре кази так наловчился, что, когда он вернулся в Дели и разыгрывал представления, его никто не узнавал. Горожане без устали искусного лице­дея расхваливали, и вскоре дошёл о нём слух до самого падишаха.

Акбар так и загорелся желанием увидеть его пред­ставление. Как-то раз вечером велел падишах позвать во дворец лицедея и приказал ему показать своё ис­кусство.

—Владыка мира! Я очень хорошо умею представ­лять льва, но, боюсь, при этом может случиться и убийство. Обещайте, что вы меня тогда помилуете. Главный советник непременно должен тоже посмотреть эту игру.

Падишах дал своё согласие, одно убийство лицедею разрешил, и тот, довольный, ушёл. А падишах велел позвать Бирбала и рассказал ему про свой разговор.

—Бирбал! Напоследок лицедей сказал, что без тебя представления не будет. Так что ты тоже приходи.

Бирбал стал раздумывать над словами лицедея: «Тут дело нечисто. Он, видно, готовит мне западню. Но ведь и приказ падишаха исполнить надо».

На другой день в указанный час Бирбал явился в дарбар. Началось представление: лицедей прыгал, ска­кал, рычал – ну прямо лев! Падишаху искусная игра очень понравилась, и все придворные наперебой хвали­ли лицедея. Вдруг лев кинулся на Бирбала. Все так и застыли, испугались, что вазиру конец пришёл. Лице­дей всё метил задрать Бирбала насмерть – и грудь «лапами» дерёт, и спину ломает, да ничего не выходит, не поцарапал даже. А Бирбал-то заранее догадался, кто под личиной льва таится, и надел под рубаху креп­кий панцирь. Увидел падишах, что Бирбал жив ос­тался, и рад-радёшенек. А Бирбал знай хвалит лицедея за ловкую игру, а потом стал о чём-то с падишахом шептаться.

—Бирбал! Как его наградить? – спрашивает падишах громко.

—Назначить его, государь, на должность главного советника на двенадцать месяцев, – отвечает Бирбал.

Услышал это кази-обманщик, и от радости у него дыханье перехватило. А Бирбал добавил:

—Только пусть он сначала даст ещё одно представ­ление: по всем правилам разыграет обряд сати174.

Слово в слово повторил Акбар решение Бирбала:

—Если ты завтра представишь нам точно, как полагается, обряд сати, то будешь на целый год назначен главным советником, но если напутаешь – тебя казнят.

Лицедей согласился, и на другой день в обличье женщины-сати явился во дворец. Бирбал, понятно, не сплоховал, загодя приготовил ему «угощение» – ка­менный уголь в яме так и полыхал.

Увидел лицедей огненную яму, и в глазах у него потемнело, ноги подкосились. Он понял, что Бирбал нарочно всё это затеял, чтобы отплатить ему. «Как те­перь выпутаться, как жизнь спасти? Не идти в огонь ни­как нельзя – такой обряд, а прыгнешь в яму – конец, назад не выйдешь». Душа у кази ушла в пятки. Но де­лать нечего. Стал он представлять весь обряд по по­рядку, а когда пришло время взойти на костёр – прыг­нул в яму и сгорел.

Очень горевали о нём люди, ведь они не знали сути дела. Но потом Бирбал открыл всем правду.

Падишаху пришлось по душе, как ловко Бирбал разделался с недругом, и Акбар стал пуще прежнего хвалить и славить своего главного советника.

Какая вода лучше?

Однажды в жаркую летнюю пору падишах и Бир­бал сидели на верхнем балконе дворца, любовались Ямуной и забавлялись беседой.

Вдруг Акбару пришла в голову какая-то мысль, и он спросил:

—Из какой реки вода считается самой лучшей?

—Из Ямуны, – ответил Бирбал.

—Бирбал! Ты говоришь, подумав, или просто, что в голову взбредёт? Ведь в ваших Ведах175 и Пуранах176 прославляется величие Ганга, его воды, а ты го­воришь, что вода Ямуны лучше!

—Владыка мира! Вода Ганга – это небесная амрита, эликсир жизни, и с водой её равнять нельзя.

Падишаху понравился удачный ответ Бирбала.

Косточки манго

В знойный летний день принесли во дворец несколь­ко корзин прекрасных манго – дар какого-то раджи. Этот сорт манго давно славился своим необыкновен­ным вкусом, и падишах очень любил его. Он дал не­много плодов родственникам, а остальные велел от­нести к шахине и, усевшись рядом с ней на ковёр, стал лакомиться манго. Был при этом Бирбал, и за­метил он, что падишах хитрит: съест манго, а кожуру и косточки положит перед шахиней. Она знала его нрав, сосала сок из плодов и помалкивала. Вдруг па­дишах рассмеялся и сказал:

—Бирбал! Смотри, какая у меня жена обжора! – и падишах показал на кучку косточек около неё. – Я ещё одного манго не успел съесть, а она за это время це­лую груду уплела.

Шахиня, бедняжка, зарделась от стыда, голову опустила и не нашла, что сказать. Пожалел её Бир­бал и решил выручить:

—Владыка мира! Правда ваша: шахиня – обжора, то видно по кожуре и косточкам, но она хоть и много плодов манго съела, косточки же сложила, а вы, вид­но, целиком их глотали – с косточками и кожурой.

Падишах не нашёлся, что и ответить, зато жена его обрадовалась и просияла, и нашла случай Бирбала щедро наградить.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных