Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процедура убеждения.




Согласно ст. 20 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается только пропа­ганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, нацио­нальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается так­же пропаганда социального, расового, национального, религиозно­го или языкового превосходства.

Конституция запрещает принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Эти правила работ­ники отделов персонала должны соблюдать неукоснительно.

Убеждения оказывают определяющее влияние на порядок в конкретной организации и в обществе в целом, так как действует не закон, а человек, который воспринял этот закон. Закон стано­вится законом только после того, как он стал убеждением человека, писал Гегель.

В коллективах постоянно идет борьба различных убеждений, то есть борьба за направление деятельности.

Применяя убеждения, кадровые службы должны четко пред­ставлять цели убеждения, например, изменить отношение к пра­вилам организации, помочь работнику избавиться от некоторых привычек и т. д.

По определению Аристотеля, убеждение — это уверенность в истинности знаний.

Убеждение нередко представляют в виде следующей структуры:

1) знания;

2) субъективное признание человеком истинности знаний, от­сутствие сомнений в правильности знаний;

3) уяснение соответствия данного знания интересам личности, осознание жизненной важности знаний для человека и необходи­мости их для практической деятельности;

4) субъективная готовность действовать в соответствии со зна­ниям:;.

Убеждение является сильнейшим мотивом поведения работника. Убеждение отличается от знания, которое лежит в основе убеждения, тем, что знания — это отражение действительности, а убеждение — форма оценки этих знаний и ситуаций.

Процесс переубеждения, в котором приходится принимать участие работникам всех отделов персонала, состоит в коррекции взглядов, в изменении оценок, установок.

Как уже отмечалось, среди методов укрепления трудовой дис­циплины убеждение занимает особое место. Если руководитель не способен обеспечить надлежащую дисциплину на порученном ему участке работы, то есть не владеет этими методами, его деятельность расценивается как несоответствующая занимаемой должности. Таким образом, метод убеждения является главным средством управления дисциплиной любого руководителя.

И всё же на практике этот метод используется еще слабо. Одна из причин такого положения — его недостаточное освещение в юридической литературе, в частности в изданных в разные годы учебниках по трудовому праву.

Что же такое убеждение? Для понимания этого процесса тре­буется анализ таких понятий, как убеждение, убеждения, убеж­денность.

В трудовом праве убеждение трактуется как главный метод
укрепления трудовой дисциплины, одно из средств реализации
воспитательной функции трудового права. В педагогике — убеждение — метод воспитания, педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать его учебную и другую об­щественно полезную деятельность или предотвратить нежелатель­ные поступки[5]. В психологии убеждение — осознанная потреб­ность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями[6]. В социальной психологии убеждение — способ осуществления коммуникативного влияния, в на­уке управления — основной метод регулирования поведения лю­дей, путь, способ достижения целей управления.

Как соотносятся знания с убеждением? Знания составляют основу убеждения, но не все из них, а только те, которые позволя­ют выработать собственную позицию, которые являются выводом, имеют форму принципов, целей, задач, функций, структур и т. д.

Убеждения неразрывно связаны с мировоззрением, по суще­ству образуя его. Совокупность убеждений или система взглядов — философских, правовых, экономических, социальных, этических, научных, эстетических — образуют мировоззрение.

Убеждения — принцип — действия человека. Они включают в себя знания, составляющие мировоззрение, знания идей, знания принципов, знания норм поведения.

Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориен­тации и выступающее регулятором ее сознания и поведения[7]. Убеж­дения — высшая форма направленности личности, в нее также включают желания, интересы, влечения, склонности, идеалы.

Исходя из изложенного вряд ли можно согласиться с опреде­лением убеждения как метода воздействия, стимулирующего от­дельных индивидов, социальные группы или классы к такому поведению, которое соответствует, их воле, подлинным интересам, поскольку его сущность раскрывается через стимулирование, ко­торое является элементом поощрения, а не убеждения[8].

Убеждение — это вид взаимодействия, отношение между многочисленными субъектами.

Убеждение — главный метод влияния профсоюзной и других общественных организаций. К субъектам убеждения относится и сам трудовой коллектив.

Можно выделить три вида убеждений:

1) непосредственно эмоциональное,, при котором воздейству­ют на чувства;

2) логическое воздействие на разум;

3) убеждение практикой.

В зависимости от вида убеждения — философского, полити­ческого, правового, нравственного, эстетического и т. д. — различа­ются и его цели. Цель убеждения как основного метода управления трудовой дисциплиной состоит в формировании отношения к труду, трудовой и правовой активности, непримиримости к нарушениям трудовой дисциплины. И второй аспект цели — добиваться того, чтобы осуждения человека не расходились с его поведением.

Результат убеждения оценивается по уровню трудовой ак­тивности, дисциплинированности человека.

В правовое воспитание включается передача правовых зна­ний — правовое обучение, правовое просвещение, формирование правового убеждения и т. д. Правовое убеждение отличается от правового обучения выработкой личного отношения человека к нормам права, к правовому поведению, правовым теориям путем ценностного подхода к знаниям. Знания о нормах, правовых теори­ях оцениваются человеком как истинные или ложные, существен­ные, несущественные, обязательные или необязательные и т. д.

Средства убеждения весьма разнообразны. Эффективной груп­пой средств являются такие моральные, этические категории, как справедливость, равенство, свобода, добро, зло. Задача правового убеждения — доказать справедливость требований закона, норм права.

Убеждение отличается от знания тем, что человек уверен в справедливости и необходимости именно такого поведения. Убеж­дение в то же время необходимо только там, где возможны ос­поримые знания, иная линия поведения. Например, человек счи­тает, что изредка нарушать трудовую дисциплину вполне возмож­но и т. д.

Рассмотрим психологическое содержание убеждения как воздей­ствие человека, группы на личность. Убеждение в данном случае — элемент общения, в процессе которого один человек (субъект обще­нии) стремится доказать другому (объект общения) правильность своих выводов по определенному вопросу, аргументировать свою точку зрения, раскрыть причинно — следственные связи и т. д.

Процесс взаимодействия людей весьма сложен, поскольку его цель — изменить мнение, взгляды, активность личности, повлиять на ее восприятие конкретной ситуации, на сознание, самосознание, самодисциплину человека и, возможно, изменить его взаимоотно­шения с другими людьми. Эффективность убеждения, его дейст­венность в значительной степени зависят от того, насколько хоро­шо убеждающий знает своего собеседника, подчиненного — его интересы, ценностные ориентации, культурный, интеллектуальный уровень, особенности темперамента, характера, эмоциональной сферы, мотивационную среду, убеждения и т. д., а также и от ак­тивности объекта общения, осознанности, самостоятельности его собственных высказываний. Взаимная активность, включенность собеседников в процесс общения — вот фактор, способствующий достижению оптимального результата. В ходе убеждения необходим дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т. д., что позволит выделить в коллективе определенные группы, например активных работников, "середняков" (тех, кто, хотя и не нарушает трудовую дисциплину, но и не проявляет активности), лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей трудовой дисциплины. На этих двух последних группах и нужно сосредоточить особое внимание.

Если работник нарушает трудовую дисциплину, это свиде­тельствует о преобладании личных интересов над корпоративны­ми. В то же время это показатель, по крайней мере, противоречия в его сознании. Сегодня немало людей с отсталым экономическим, правовым сознанием, в результате чего они терпимы к нарушите­лям трудовой дисциплины, расхитителям собственности, не только не осуждают, а даже оправдывают их. Убеждение, то есть влияние на активность и сознательность собеседника, переосмысление, пере­оценку взглядов, иначе говоря, побуждение его к активному мыш­лению нельзя рассматривать изолированно от внушения, основан­ного только на вере человека. В данном случае над активной со­знательной деятельностью доминирует несознаваемая психичес­кая деятельность, выражающаяся в том, что объект внушения (тот, на кого оно направлено) полностью и беспрекословно принимает доводы, соглашается с мнением собеседника без их обдумывания и собственного анализа. Внушение переносится автоматически, рас­пространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот. Как известно, сила внушения может быть очень вели­ка, что зависит как от индивидуально-психологических свойств объекта, так и от наличия суггестивных способностей внушения руководителя.

Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, менеджеры одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т. д. зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя недооценивать значимость внушения, влияющего прежде всего на эмоционально-чувственную сферу личности. Более того, его необходимо использовать в процессе воздействия на личность. В ходе правильного, корректного убеждения и использования элементов внушения руководитель может добиться социально-профилактического эффекта психотерапии, то есть комплексного воздействия на личность.

Эффективность убеждения личности обусловливается и ре­чью убеждающего, поскольку благодаря ей происходит обмен ин­формацией, раскрываются смысл и предмет беседы.

Таким образом, процесс убеждения — это сложная сис­тема взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение оценочных суж­дений.

Эффективность убеждения зависит и от особенностей личнос­ти субъекта общения: его компетентности в данном вопросе, уров­ня знаний в определенной области, стиля руководства (авторитар­ный, демократический, попустительский), свойств темперамента, характера, наличия определенных способностей.

Убеждение используется не только в общении. Убеждающая информация содержится в самом нормативном акте. Это такие его части, как преамбула, определения, принципы и т. д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных