ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процедура убеждения.Согласно ст. 20 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается только пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Конституция запрещает принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Эти правила работники отделов персонала должны соблюдать неукоснительно. Убеждения оказывают определяющее влияние на порядок в конкретной организации и в обществе в целом, так как действует не закон, а человек, который воспринял этот закон. Закон становится законом только после того, как он стал убеждением человека, писал Гегель. В коллективах постоянно идет борьба различных убеждений, то есть борьба за направление деятельности. Применяя убеждения, кадровые службы должны четко представлять цели убеждения, например, изменить отношение к правилам организации, помочь работнику избавиться от некоторых привычек и т. д. По определению Аристотеля, убеждение — это уверенность в истинности знаний. Убеждение нередко представляют в виде следующей структуры: 1) знания; 2) субъективное признание человеком истинности знаний, отсутствие сомнений в правильности знаний; 3) уяснение соответствия данного знания интересам личности, осознание жизненной важности знаний для человека и необходимости их для практической деятельности; 4) субъективная готовность действовать в соответствии со знаниям:;. Убеждение является сильнейшим мотивом поведения работника. Убеждение отличается от знания, которое лежит в основе убеждения, тем, что знания — это отражение действительности, а убеждение — форма оценки этих знаний и ситуаций. Процесс переубеждения, в котором приходится принимать участие работникам всех отделов персонала, состоит в коррекции взглядов, в изменении оценок, установок. Как уже отмечалось, среди методов укрепления трудовой дисциплины убеждение занимает особое место. Если руководитель не способен обеспечить надлежащую дисциплину на порученном ему участке работы, то есть не владеет этими методами, его деятельность расценивается как несоответствующая занимаемой должности. Таким образом, метод убеждения является главным средством управления дисциплиной любого руководителя. И всё же на практике этот метод используется еще слабо. Одна из причин такого положения — его недостаточное освещение в юридической литературе, в частности в изданных в разные годы учебниках по трудовому праву. Что же такое убеждение? Для понимания этого процесса требуется анализ таких понятий, как убеждение, убеждения, убежденность. В трудовом праве убеждение трактуется как главный метод Как соотносятся знания с убеждением? Знания составляют основу убеждения, но не все из них, а только те, которые позволяют выработать собственную позицию, которые являются выводом, имеют форму принципов, целей, задач, функций, структур и т. д. Убеждения неразрывно связаны с мировоззрением, по существу образуя его. Совокупность убеждений или система взглядов — философских, правовых, экономических, социальных, этических, научных, эстетических — образуют мировоззрение. Убеждения — принцип — действия человека. Они включают в себя знания, составляющие мировоззрение, знания идей, знания принципов, знания норм поведения. Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее сознания и поведения[7]. Убеждения — высшая форма направленности личности, в нее также включают желания, интересы, влечения, склонности, идеалы. Исходя из изложенного вряд ли можно согласиться с определением убеждения как метода воздействия, стимулирующего отдельных индивидов, социальные группы или классы к такому поведению, которое соответствует, их воле, подлинным интересам, поскольку его сущность раскрывается через стимулирование, которое является элементом поощрения, а не убеждения[8]. Убеждение — это вид взаимодействия, отношение между многочисленными субъектами. Убеждение — главный метод влияния профсоюзной и других общественных организаций. К субъектам убеждения относится и сам трудовой коллектив. Можно выделить три вида убеждений: 1) непосредственно эмоциональное,, при котором воздействуют на чувства; 2) логическое воздействие на разум; 3) убеждение практикой. В зависимости от вида убеждения — философского, политического, правового, нравственного, эстетического и т. д. — различаются и его цели. Цель убеждения как основного метода управления трудовой дисциплиной состоит в формировании отношения к труду, трудовой и правовой активности, непримиримости к нарушениям трудовой дисциплины. И второй аспект цели — добиваться того, чтобы осуждения человека не расходились с его поведением. Результат убеждения оценивается по уровню трудовой активности, дисциплинированности человека. В правовое воспитание включается передача правовых знаний — правовое обучение, правовое просвещение, формирование правового убеждения и т. д. Правовое убеждение отличается от правового обучения выработкой личного отношения человека к нормам права, к правовому поведению, правовым теориям путем ценностного подхода к знаниям. Знания о нормах, правовых теориях оцениваются человеком как истинные или ложные, существенные, несущественные, обязательные или необязательные и т. д. Средства убеждения весьма разнообразны. Эффективной группой средств являются такие моральные, этические категории, как справедливость, равенство, свобода, добро, зло. Задача правового убеждения — доказать справедливость требований закона, норм права. Убеждение отличается от знания тем, что человек уверен в справедливости и необходимости именно такого поведения. Убеждение в то же время необходимо только там, где возможны оспоримые знания, иная линия поведения. Например, человек считает, что изредка нарушать трудовую дисциплину вполне возможно и т. д. Рассмотрим психологическое содержание убеждения как воздействие человека, группы на личность. Убеждение в данном случае — элемент общения, в процессе которого один человек (субъект общении) стремится доказать другому (объект общения) правильность своих выводов по определенному вопросу, аргументировать свою точку зрения, раскрыть причинно — следственные связи и т. д. Процесс взаимодействия людей весьма сложен, поскольку его цель — изменить мнение, взгляды, активность личности, повлиять на ее восприятие конкретной ситуации, на сознание, самосознание, самодисциплину человека и, возможно, изменить его взаимоотношения с другими людьми. Эффективность убеждения, его действенность в значительной степени зависят от того, насколько хорошо убеждающий знает своего собеседника, подчиненного — его интересы, ценностные ориентации, культурный, интеллектуальный уровень, особенности темперамента, характера, эмоциональной сферы, мотивационную среду, убеждения и т. д., а также и от активности объекта общения, осознанности, самостоятельности его собственных высказываний. Взаимная активность, включенность собеседников в процесс общения — вот фактор, способствующий достижению оптимального результата. В ходе убеждения необходим дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т. д., что позволит выделить в коллективе определенные группы, например активных работников, "середняков" (тех, кто, хотя и не нарушает трудовую дисциплину, но и не проявляет активности), лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей трудовой дисциплины. На этих двух последних группах и нужно сосредоточить особое внимание. Если работник нарушает трудовую дисциплину, это свидетельствует о преобладании личных интересов над корпоративными. В то же время это показатель, по крайней мере, противоречия в его сознании. Сегодня немало людей с отсталым экономическим, правовым сознанием, в результате чего они терпимы к нарушителям трудовой дисциплины, расхитителям собственности, не только не осуждают, а даже оправдывают их. Убеждение, то есть влияние на активность и сознательность собеседника, переосмысление, переоценку взглядов, иначе говоря, побуждение его к активному мышлению нельзя рассматривать изолированно от внушения, основанного только на вере человека. В данном случае над активной сознательной деятельностью доминирует несознаваемая психическая деятельность, выражающаяся в том, что объект внушения (тот, на кого оно направлено) полностью и беспрекословно принимает доводы, соглашается с мнением собеседника без их обдумывания и собственного анализа. Внушение переносится автоматически, распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот. Как известно, сила внушения может быть очень велика, что зависит как от индивидуально-психологических свойств объекта, так и от наличия суггестивных способностей внушения руководителя. Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, менеджеры одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т. д. зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя недооценивать значимость внушения, влияющего прежде всего на эмоционально-чувственную сферу личности. Более того, его необходимо использовать в процессе воздействия на личность. В ходе правильного, корректного убеждения и использования элементов внушения руководитель может добиться социально-профилактического эффекта психотерапии, то есть комплексного воздействия на личность. Эффективность убеждения личности обусловливается и речью убеждающего, поскольку благодаря ей происходит обмен информацией, раскрываются смысл и предмет беседы. Таким образом, процесс убеждения — это сложная система взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение оценочных суждений. Эффективность убеждения зависит и от особенностей личности субъекта общения: его компетентности в данном вопросе, уровня знаний в определенной области, стиля руководства (авторитарный, демократический, попустительский), свойств темперамента, характера, наличия определенных способностей. Убеждение используется не только в общении. Убеждающая информация содержится в самом нормативном акте. Это такие его части, как преамбула, определения, принципы и т. д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|