Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Периодизация семейной жизни




 

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что се­мья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, об­суждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодиза­цию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семенной структуре. Например, Р. Нойберт* выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рожде­ния детей, воспитания детей старшего школьного возраста, от­деления детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай вы­деляет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с деть­ми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

* См.: Кузнецов Л. В. Успешность совместной деятельности и эффек­тивность межличностного восприятия. //Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1986. №1.С.67-68.

 

Выделение этапов может быть связано со статистикой кри­зисов семьи. «Установлено, — пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, — что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».

С. Кратохвил также указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4—6 и 17—25 годы об­щей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответ­ствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изме­нения вызывают большие или меньшие трудности. П. Босс назы­вает их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на началь­ном этапе развития семьи возникают трудности взаимного при­способления, трудности отношений с родственниками, а на сле­дующих этапах — трудности организации быта и воспитания де­тей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, мож­но было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, З. Розенталь пишет, что 8% разво­дившихся молодых супругов (продолжительность брака 0—2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только 0,6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесня­ют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джейм­са, на 5—10-м году брака больше всего разногласий между суп­ругами возникает из-за различного отношения к воспитанию де­тей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются сво­еобразные причины ее нестабильности, среди которых важ­ное место занимает представление о том, что невозможно воз­родить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, что после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, ко­торые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50—60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак).

В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

□ Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ре­бенка.

□ Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

□ Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внеш­ней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обыч­но играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

□ Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый воз­раст.

□ Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

□ Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью вхо­дят невестки и зятья.

□ Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщи­ны.

□ Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психоло­гическая.

□ Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и про­блем.

□ И, наконец, десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновре­менно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обыч­но. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, пере­живаемые большинством людей.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достиг­нуть частичной психологической и материальной независимос­ти от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоцио­нального и делового взаимодействия с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения бра­ка, включение отношений в паре в более широкий контекст от­ношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудно­сти, возникающие при решении указанных задач, для преодоле­ния которых нередко нужна и профессиональная психологичес­кая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свой­ственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоцио­нальные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобре­тение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с от­цовством и материнством, и их согласование, материальное обес­печение новых условий жизни семьи, приспособление к боль­шим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточ­ной возможности побыть в одиночестве и г. д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополни­лась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в бе­зопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной неза­висимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние де­тей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобнов­ляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция вы­ражается участием в воспитании внуков).

Периодизация развития семьи может быть и иной, но пред­лагаемый принцип выделения этапов развития — это определе­ние минимальных эмоциональных задач деятельности, свойствен­ных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих эта­пах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, ре­шаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего чис­ла детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого эта­па определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого — достижение всеми детьми частичной независимости от генети­ческой семьи.

В современной отечественной психологии известна перио­дизация Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненно­го цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функ­ций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет соб­ственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собствен­ные семьи.

Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой ста­дии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:

□ стадию монады;

□ стадию вступления в брак;

□ стадию рождения ребенка;

□ стадию проживания с ребенком до подросткового воз­раста;

□ стадию «вылета детей из гнезда»;

□ стадию смерти одного из супругов;

□ вновь стадию монады.

Обнаруживается, что семьи, живущие в разных социоэкономических условиях, по некоторым параметрам своего разви­тия схожи. Объяснением данного явления может быть влияние личности на семью и семьи на личность. На это обращают вни­мание Дороти и Рафаэль Беквары, по мнению которых, есть некоторые общие моменты в развитии семьи и личности в семье. Они пишут, что личность в семье проходит следующие этапы развития: необрученный человек; брак; рождение; родитель — дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши; чело­век среднего возраста; старик. А семья имеет следующие этапы развития: брак (первый-второй год совместной жизни), ранний период семьи (2—10 лет), средний период (10—25 лет), длитель­ный период (25 и более лет). Первая из предлагаемых периодиза­ций легко переносится в любой социальный контекст, вторая не всюду будет эмпирически достаточно обоснованной. Но Д. и Р. Беквары предлагают и общий принцип периодизации развития личности в семье и развития семьи. Им можно считать эмоцио­нальное развитие и задачи деятельности, без решения которых невозможно перейти на новый этап развития.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные черты, к которым для российской семьи можно отнести:

1) отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях;

2) почти неизбежный феномен группового давления на но­вого члена семьи. На стадии зарождения семьи актуальны проблемы первоначального семейного обзаведения и оп­ределения членов семьи в координатах «свой — чужой». Как правило, молодая семья начинает свое существова­ние на территории одной из родительских семей, следо­вательно, сопровождается приходом в родительскую се­мью нового члена. Для родителей один из молодой супру­жеской пары «свой», другой — «чужой». Проживание на «чужой» территории может сопровождаться вмешатель­ством родителей в семейные дела молодых;

3) потенциальная возможность перерастания межличност­ного конфликта в межгрупповой (межсемейный).

На наш взгляд, наиболее удобной для решения приклад­ных задач психологии семейных отношений является периоди­зация жизненного цикла семьи М. Эриксона. Согласно этой пе­риодизации выделяются:

□ период ухаживания;

□ брак и его следствия (брачное поведение);

□ рождение ребенка и взаимодействие с ним;

□ зрелая стадия брака;

□ отлучение детей от родителей;

□ пенсия и старость.

Рассмотрим далее некоторые стадии жизненного цикла (пе­риод ухаживания, семья молодоженов, семья в пожилом возра­сте) подробнее.

Период ухаживания

 

Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобож­дение их для самостоятельной жизни.

Существенные отличия человеческих отношений по фор­мированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак по сути является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.

У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения.

У животных образование пары зависит от 2 факторов: кри­тически-временного и территориального. Особь в критический период занимает свою территорию и создает пару. Если она это­го не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути они становятся пасынками природы.

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора вре­мени и фактора риска. Существует определенный возрастной пе­риод, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот ин­дивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

Люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с тем ситуация брачного выбора характеризуется двойственнос­тью: с одной стороны, молодой человек остается «ребенком» в своей семье, с другой стороны, он выступает в роли молодоже­на. Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что молодой человек зачастую к пе­риоду брачного возраста не в достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье. Длительный период выра­щивания человеческого ребенка позволяет лучше и полнее под­готовить его к жизни, но одновременно фиксирует, а то и про­сто стагнирует детско-родительские отношения. Родители могут подготовить ребенка к самостоятельному сознательному брач­ному выбору, а могут и запутать в семейных связях навечно.

Молодые люди, так и не освободившиеся от материнской семьи и не создавшие собственной семьи, в человеческом сооб­ществе также оказываются периферийными индивидами. Имеет­ся в виду, что эти люди не оцениваются по критериям «хоро­шие—плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, например: «Взрослый чело­век обязан иметь семью».

Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

В некоторых культурах проблема такого противостояния решается таким путем, что родители сами выбирают брачного партнера своему чаду.

По мере подбора партнеров родители становятся важней­шим фактором в процессе принятия решения о браке. В этом смысле можно говорить не о двух. а о трех факторах, влияющих на период ухаживания у человека. Даже современный городской человек весьма зависим в брачном вопросе от мнения родителей. Даже выбор назло родителем - это зависимый выбор. Известен еще выбор «всей семьей», что в большинстве случаев можно трак­товать как «невротический выбор партнера.

Рассмотрим далее особенности предбрачного периода. В пси­хологии семейных отношении принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода отно­сят весь жизненный сценарии человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным парт­нером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Остановимся несколько подробнее на предбрачном знаком­стве.

Известна следующая статистика по предбрачному знаком­ству.

18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.

14% — по месту учебы.

17% — на работе.

18,7% — в местах досуга.

7% — живут на одной улице.

8% — познакомились на улице.

2% — живут в одном доме.

Таким образом, преобладающее число знакомств происхо­дит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, от­дыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопро­вождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стара­ются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внеш­него вида, так и в отношении повествования о себе и своих рас­суждений о жизни. В таких условиях происходит общение «ма­сок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объяв­лений содержат намеки на некие недостатки.

Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отно­шений. Картина здесь такова:

 

Длительность знакомства до брака   Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в%)
до 1 мес. от 1 мес. до 6 мес. до 1 года от 1 года до 3 лет свыше 3 лет 4% 14% 22% 42% 18%

 

Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивос­ти брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрач­ных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный пе­риод ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, сни­жается интерес и новизна межличностных отношений.

Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жад­ные и глупые люди, и очень образованные и интересные. Одна­ко в отечественной психологии проведены исследования, по­зволившие отметить благоприятные качества для вступления в брак. Благоприятными качествами обозначаем свойства, нали­чие которых повышает вероятность успешного брака.

К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества:

□ оптимизм и эмоциональную живость;

□ старательность;

□ способность исполнять подчиненные роли при сохране­нии собственных суждений;

□ доброжелательность и участливость;

□ умение обращаться с деньгами.

Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

□ умение брать на себя ответственность;

□ способность получать удовольствие, ведя за собой других;

□ уверенность в себе;

□ забота о поддержании равенства в общении;

□ умение подмечать детали.

Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в брак:

□ способность к эмоциональной поддержке;

□ способность получать удовольствие от помощи другим;

□ спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);

□ отсутствие тенденции к соперничеству;

□ отсутствие излишней романтичности.

Предбрачный период является очень важным для понима­ния всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «род­ственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впос­ледствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

Но вернемся к предбрачному периоду и опишем его функ­ции. К ним относят:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она зат­рагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения уси­лий. По сути дела, разговор идет о предбрачном «экс­периментировании», в ходе которого проверяется фун­кционально-ролевое соответствие партнеров. Истори­чески место такому эксперименту в предбрачных от­ношениях было четко отведено, известно оно как по­молвка. К сожалению, в настоящее время такое явле­ние на старте семейной жизни отсутствует. Ему «на смену» пришло предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессозна­тельно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формиру­ется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте:

3) проектирование совместной жизни. В его рамках моло­дые люди моделируют будущую совместную жизнь, зак­лючают своего рода «брачный договор». Ключевым мо­ментом здесь выступает доверие друг к другу и вербали­зация своих ожидании.

Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:

□ рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих соб­ственных, так и партнера:

□ замена эмоционального образа избранника на реалис­тичный:

□ осуществление предбрачного информационного обме­на. который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоя­нии здоровья, способности к деторождению, о ценнос­тных ориентациях и жизненных планах, о представлени­ях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. В ходе предбрачного информационного обмена складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности родительских семей (состав, структура, ха­рактер взаимоотношений родителей, детско-родительских семей). Безусловно, сбор информации не должен пре­вращаться в допрос и следственные действия. Разговор идет о взаимном самораскрытии и доверии друг к другу, когда хочется рассказать о себе, поделиться своей исто­рией, мыслями, чувствами, мечтами. Доверие порожда­ет доверие, утаивание информации или скрытые ожида­ния могут обернуться в браке источниками сложных про­блем. Характер предбрачных отношений обыкновенно пе­реносится в семейную жизнь;

□ оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

□ адекватизация уровня притязаний;

□ реалистичное восприятие партнера и принятие его;

□ мысленное и реальное проигрывание сценариев совмес­тной жизни.

Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов риска. К ним относят:

□ ранний возраст брачующихся (в России такой возраст негласно считают — для мужчины до 20 лет, для жен­щины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

□ поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины — 40—45 лет, для женщины — 30—35 лет, для России: для мужчины — 30—32 года, для женщины — 25—27 лет);

□ превышение возраста жены относительно возраста мужа;

□ наличие у жены более высокого образования;

□ городское происхождение;

□ гетерогенность статуса;

□ социально-демографическая разница в происхождении;

□ отсутствие братьев и сестер у жены;

□ отсутствие сестер у мужа;

□ неустойчивость отношений до брака;

□ отрицательное отношение родителей к браку;

□ слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

□ неоптимальные мотивы вступления в брак;

□ добрачная беременность;

□ наличие друзей противоположного пола у одного из бу­дущих супругов.

Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влия­ние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностичес­ки-благоприятные. К ним относят:

1) высшее образование у мужчины;

2) оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

3) «теплые» отношения до брака;

4) сходные черты характера (кроме доминирования и со­перничества);

5) наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласо­ванность;

6) наличие общих друзей будущей семейной пары;

7) согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни.

Принято различать три модели выбора спутника жизни:

1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На пер­вой стадии происходит фильтрация по принципу гомо­генности, т. е. обнаруживается притягательная сила чело­века, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабаты­вает фильтр ценностно-ориентационного единства. Сим­патия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильт­рация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потреб­ностей.

2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары проис­ходит при наличии у партнера максимального количе­ства желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем ве­роятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.

3. Модель дополнительности. Притягательным является ситу­ация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, уме­ниями), чего нет у первого. Такой механизм компенса­ции срабатывает по принципу комплиментарности.

В современной психологии различают три мотивации на брак:

Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации ло­зунга «Пора!». При этом другой человек является толь­ко средством для исполнения заветного желания — же­ниться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возра­жал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой пози­ции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком слу­чае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который спо­собен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внут­ренняя убежденность свидетельствует, что законный суп­руг был всего лишь средством.

Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях дей­ствуют более уверенные люди, они ориентируются на та­кого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престиж­ном варианте брачных отношений. В прежние время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества яв­ляется брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни мно­гократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

Мотивация на определенного человека. В этом случае из­бранник воспринимается как конкретный реальный че­ловек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей от­сюда личной ответственностью за свои чувства.

К. Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность непол­ного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случа­ев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.

Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личност­ную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием, В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя ею. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызыва­ет своеобразные модификации.

Известный психолог А. В. Добрович выделил группу моти­вов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще все­го не осознаются. К ним он относит:

□ обоюдное актерство, когда молодые люди играют ро­мантические роли;

□ общность интересов. когда совпадение интересов, об­щее увлечение принимают за родство душ;

□ уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «за­ветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду по­беды через обладание «непокорным»;

□ ловушка неполноценности, в которой сливаются воеди­но установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

□ интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

□ взаимная легкодоступность, что очень привлекает в доб­рачных отношениях;

□ жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринима­ется как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

□ порядочность, когда брак стимулируется мнением бли­жайшего окружения и ответственностью перед ним;

□ выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

□ месть, когда выбор партнера и вступление в брак совер­шают «назло обидчику»:

□ боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть осознан­ны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается и полном объеме, сеть шанс, что брак, стартовав­ший с этих позиций, может оказаться успешным. По выраже­нию И. С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возни­кает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое — актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.

По-видимому, браков, заключенных по описанным выше основаниям, немало. Причину К. Юнг связывает с искусствен­ной бессознательностью родителей. Он полагает, что если ин­стинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться сво­бодным от этих влияний, но все же они — раньше или позже — станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и ин­дивидуально развитой личностью зачастую имеется большая раз­ница.

Однако Юнг в целом оптимистичен относительно прогно­зов брака, ибо уверен, что большинство браков достигает своего наивысшего психологического предела в биологическом пред­назначении без ущерба для духовного и морального здоровья. Относительно немногие оказываются в глубочайшем разладе с собой.

Брак как психологическое отношение, по Юнгу, имеетрядособенностей;

1. цель и содержание брака выступают как осознание бес­сознательных мотивов и влияний;

2. неизбежность создания счастливого брака через превра­щение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3. возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное пре­дусловие осознавания.

За рамками аналитической психологии исследователи вы­деляют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально этические мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в третью - мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становит­ся ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных