Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пожилой человек и семья




 

На современном этапе развития общества человечество со­храняет самое большое количество старых и пожилых людей по сравнению с предыдущими эпохами. Их численность превышает численность всего населения планеты в XVII веке. По данным ООН, в 1950 г. в мире было 214 млн. людей старше 60 лет, в 2000 г. их уже будет 590 млн., а в 2025 г. — 1100 млн., то есть числен­ность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это время увеличится лишь в 3 раза. В связи с этим ученые говорят о «старении» общества*. Наряду с этим в нашей стране существует сложная экономическая ситуация, уве­личилась потеря рабочих мест, снизился жизненный уровень, категория пожилых людей попала как бы на «обочину» жизни.

* См.: Альперович В. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении. Ростов-на-Дону, 1997.

 

Несмотря на относительное многообразие конкретных под­ходов к периодизации психологического старения в пожилом возрасте, более или менее общепризнанным является выделе­ние серьезного нормативного кризиса в 55—65 лет. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отноше­нию к своей жизни — главное содержание этого кризиса. Как во всяком возрастно-психологическом кризисе, в кризисе пожило­го возраста есть негативные и позитивные моменты. К негатив­ным относится изменение образа жизни, потеря множества со­циальных связей, ухудшение здоровья, снижение социальных и личностных притязаний, изменение психологического функци­онирования и прочее. К позитивным, созидательным моментам относится то, что практически все возрастные психологи счита­ют, что классический образ «психической окаменелости» не го­дится для правильного понимания пожилого возраста. Сознание человека и его психика имеют системное строение, и изменение (в частности, ухудшение) одних психологических функций мо­жет быть успешно компенсировано за счет других психологичес­ких функций. Кризис и есть свидетельство того, что субъект в условиях изменившихся психофизиологических возможностей организма, состояния здоровья, исчерпавшейся мотивации дос­тижений и прочего оказывается готов к изменению образа жиз­ни и внутренней позиции по отношению к жизни. Выход на пен­сию лишь формально узаконивает эти изменения, делает их, так сказать, неизбежными, так как самостоятельно принятое реше­ние о выходе на пенсию есть всегда решение развивающегося субъекта*.

* См.: Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-прак­тический журнал. М., 1998.

 

Считается, что к моменту наступления пенсионного возра­ста подавляющее большинство людей достигает максимально возможных для них образовательного, профессионально-квали­фикационного, должностного и материального уровней, и ре­зультатом этого является выход на пенсию. В теории «освобожде­ния от дел» или «разобщения» У. Генри и Э. Камминга выход на пенсию рассматривается следующим образом. Разобщение состоит в разрыве между личностью и обществом, уменьшении ее энер­гии и ухудшении качества тех социальных связей, которые еще сохраняются между ней и обществом. Разобщение может прояв­ляться как в ослаблении социальных контактов и специфичес­ком отстранении более молодых поколений и общества в целом от пожилых людей, так и в выходе на пенсию и связанной с этим утратой социального статуса, уменьшением поступающей информации, которую обеспечивал этот статус, спаду коммуникабелыюсти. В то же время разобщение проявляется в психо­логической сфере: изменяется мотивация, интересы, сужается их круг, сосредотачиваясь при этом на внутреннем мире лично­сти. В зависимости от уровня психической энергии У. Генри вы­делил три группы пожилых людей. Два энергичных типа — это те, кто либо продолжает выполнять свою прежнюю социальную роль, трудясь на производстве, либо ведет жизнь на пенсии, наполненную активным досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью. Пассивная группа — это люди с низким уровнем психической энергии, не занятые ни на произ­водстве, ни вне его, а погруженные в мир своих личных забот и переживаний*.

* Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жиз­ни. М.,1980.

 

Прекращение работы сопровождается у многих пожилых людей изменением образа жизни, разрывом привычных связей, новым отношением со стороны окружающих, сужением и отпа­дением одних возможностей, расширением и появлением дру­гих. Гораздо медленнее происходит изменение структуры лично­сти, отличающейся в этом возрасте, как правило, большей ус­тойчивостью. Вследствие такою «отставания» адаптация пенсио­неров к новым условиям, усвоение ими новых социальных ро­лей затрудняется, а период «перестройки», как его называют геронтологи, требует большего количества времени. Выход на пенсию, означающий, в первую очередь, утрату прежнего поло­жения, ухудшение состояния здоровья и снижение активной деятельности, может привести к нарушению сложившегося ди­намического стереотипа личности*. В связи с этим явлением упот­ребляется понятие «пенсионная болезнь», которая объясняется тем, что в течение всей жизни человек привык трудиться, нахо­дить в труде удовлетворение, после ухода на пенсию тяготится своим новым положением**.

* Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983.

** Книга о здоровье: Сборник / Cocт: Ю. В. Махотин, О. В. Карева, Т. Н. Лосева. Под ред. Ю. П Лисицына. М., 1988.

 

Выход на пенсию — сложное, многоплановое социальное событие и социальный процесс. Он складывается из этапа подго­товки к оставлению работы, этапа принятия непосредственного решения о прекращении трудовой деятельности и этапа адапта­ции к новым социальным ролям. Выход на пенсию — это важное событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Процесс адаптации человека к новому положению протекает двояко. С одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному микроокружению, с другой — последнее тоже при­спосабливается к его новому социальному положению, роли*.

* Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983.

 

В. Д. Шапиро отмечает, что женщины чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины, так как мужчины сталкива­ются с более радикальными изменениями в своей жизни и, сле­довательно, их адаптация проходит труднее. Женщины более подготовлены к переходу на положение пенсионеров. Это, воз­можно, связано с изменением степени участия в домашнем хо­зяйстве: для женщин это лишь увеличение объема ранее выпол­нявшихся функций, в то время как большинству мужчин прихо­дится впервые осваивать новые для них роли в семье*.

* Там же.

 

Таким образом, пенсионер — активный, деятельностный субъект, реальная личность, носитель и выразитель определен­ных интересов, социальных ориентации, носитель стремлений и потребностей, то есть социально мотивируемый субъект.

Ценностные ориентации личности — это представления человека о главных целях жизни и основных способах достиже­ния этих целей.

В. Д. Шапиро выделил следующие ценностные ориентации у пожилых людей:

1) работа на производстве;

2) полезность людям, обществу;

3) общественная работа;

4) сознание выполняемого долга;

5) общение с людьми;

6) семья, дети;

7) внуки;

8) уважение, авторитет, забота окружающих;

9) материальное обеспечение;

10) хорошее здоровье;

11) активность, интересный досуг;

12) покой, отдых;

13) независимость от окружающих.

Таким образом, ценностные ориентации пожилых людей отражают самые разнообразные потребности, которые могут быть представлены в виде 3 групп:

1) связанные с социальными потребностями (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отды­хе, хороших материальных и бытовых условиях);

2) социально-психологические потребности (в межлично­стном общении, престиже, независимости, чутком, за­ботливом отношении окружающих);

3) потребность в сохранении здоровья.

Специфическими для пожилого возраста являются ориен­тация на полное освобождение от дел и ориентация на внуков. Источник удовлетворения для пожилых людей заключается не только в их собственном благополучии, моральном и матери­альном, но и в благополучии, успехах семьи, близких людей.

Наиболее значимыми ценностями для пожилых людей яв­ляются: во-первых, семья и дети; во-вторых, покой и отдых; в-третьих, хорошее здоровье; в-четвертых, работа на производ­стве; в-пятых, полезность людям; в-шестых, материальное обес­печение; в-седьмых, активный, интересный досуг.

Польский социолог Е. Пиотровский отмечает, что хотя по­нятие «пожилой возраст» и связано с биологическими измене­ниями, но оно по существу определяется социально-культурны­ми признаками. Хронологические определения старости следует рассматривать как чисто операциональные. Образ старого чело­века, бытующий в традиционных представлениях, не соответ­ствует мнению так называемых старых людей о самих себе. По данным исследований, проведенных Е. Пиотровским, В. Д. Ша­пиро, лишь меньшинство пожилых людей (старше 65 лет) счи­тает себя стариками, а около 25% опрошенных думают, что они в расцвете сил, или относят себя к среднему возрасту.

С точки зрения гуманистической психологии важнейшее условие самореализации в любом возрасте, личностного роста и психического здоровья — это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для по­жилого возраста безусловное позитивное принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другое). Для большинства пожилых людей практически исчерпаны возмож­ности сколько-нибудь серьезных изменений в жизненном пути. Пожилой человек продолжает бесконечно много работать со сво­им жизненным путем в идеальном плане, внутренне*.

* Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практичес­кий журнал. М., 1998. Зима (4).

 

В эпигенетической теории Э. Эриксона* рассматривается формирование эго-идентичности, которое происходит в тече­ние всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к про­шлому опыту. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе идей — только в нем постепенно созревает целостность личности**. Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и смиренно, но твер­до сказать себе: «Я доволен». Э. Эриксон отмечает несколько со­ставляющих такого состояния души: это все возрастающая лич­ностная уверенность в своей приверженности к порядку и ос­мысленности, это постнарциссическая любовь человеческой лич­ности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они дости­гаются, это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене, это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям, это приязненное отноше­ние к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зре­лость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в отно­сительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти»***.

* Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

** Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996.

*** Эриксон Э. Детство и общество. М, 1992.

 

На противоположном полюсе находятся люди, относящи­еся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этих людей в скрытом cтpaxe смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «еще может случиться». Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раз­драженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недо­статков и дефектов путем проецирования их на внешний мир*.

* Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, ис­следования и применение). СПб., 1997.

 

В современном, преимущественно технократическом, по­стоянно озабоченном прогрессом и ростом прибылей обществе старение рассматривается как процесс превращения в нечто не­нужное, негодное, бесполезное. Это, в частности, наблюдается в растущем взаимоотчуждении поколений. Причиной этого от­чуждения стал распад семьи. Жизнь в «Я» стала важнее, чем жизнь в «Мы». В то время как раньше молодые, помогая пожилым в гораздо более близком контакте, были внутренне сопричастны не только их слабостям и болезням, по также и богатству их опыта, и силе чувств, теперь поколения живут гораздо отдален­нее и изолированнее. К телесному и духовному отчуждению до­бавилось также социальное*.

* Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

 

На последних этапах жизненного цикла индивида исклю­чительно большую роль играет семья. Она представляет для по­жилого человека ближайшее социальное окружение, оказывает и позитивное, и негативное влияние на его адаптацию к изме­нившимся после выхода на пенсию условиям жизни. Семья яв­ляется важнейшим источником повседневной помощи, соци­ально и психически поддерживает стареющих людей*.

* Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983.

 

Для большинства людей прямые родительские обязаннос­ти — если, конечно, они у них были — прекращаются в поздней взрослости. В среднем, по данным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большей удовлетворенности бра­ком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Первоначально могут возникать некоторые сложности, потому что, когда не отвлекают дети, людям нужно заново научиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей и сохра­нивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряже­ние и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии. Кроме того, пары, которые сообщают при опросах об удовлет­воренности, превышающей средний уровень, часто говорят, что брак стал занимать более важное место в их эмоциональ­ной жизни. Он стал для них источником утешения, поддержки и душевной близости*.

* Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

 

«Чувственное сближение» между супругами в пожилом воз­расте может быть очень сильным. Езеф Зеленка делится своими наблюдениями:

 

«Она стояла перед зеркалом, маленькая, сильная, некра­сивая. Новое пальто спускалось ей до лодыжек, из рукавов торча­ли только кончики пальцев. Она выглядела неуверенной и очень ранимой.

«Тебе идет, - повторил уже несколько раз старичок, обходя ее кругом. Он осторожно поправил складку, снял невидимую пу­шинку с плеча. Немного его подшить, — советовал он, — и будет очень хорошо...»

Зеркало привлекло высокую интересную блондинку. Она прикидывала на себя костюмы различных цветов, крутилась и наклонялась в разные стороны из за спин тех двоих.

«Ох», — прошипела сквозь зубы продавщица, нетерпеливо поднимая глаза к потолку, пока эти двое еще стояли у зеркала.

«Я так не могу, я такая маленькая», - произнесла винова­то старушка и повернула раскрасневшееся личико к продавщи­це, потом посмотрела на мужа. Она хотела быть в его глазах не­много получше. Старичок отдал завернуть старое пальто.

«Холодно», — заметил он, расплачиваясь.

Я совершенно забыл, зачем пришел в магазин. Пошел за ними, влекомый какой-то неясной силой. Старичок, держа жену за кончики пальцев, высовывавшиеся из длинного рукава, вел ее по улице. Я шел за ними довольно долго, незаметно, но упорно, не говоря ни слова»*.

* Цит. по: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармо­ний. М., 1991. С. 235.

 

Семья может предоставлять пенсионерам прямую и кос­венную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. Этим, однако, не ограничиваются функции семьи по отношению к пожилым людям. В семье пенсионеры сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интен­сивного и, что особенно важно, интимного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддер­живают свой престиж, а обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную деятельность, находят применение свое­му опыту, в том числе и профессиональному. В семье пенсионер в дополнение к собственным использует и ее социальные кон­такты, что позволяет вести ему более активный образ жизни. При­надлежность человека, ушедшего на пенсию, к семье может слу­жить лучшим средством от «пенсионной болезни». Таким обра­зом, значение семьи как ближайшего социального окружения, непосредственной микросреды не только полностью сохраняет­ся, но и резко усиливается с оставлением работы*.

* Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жиз­ни. М., 1980.

 

Успешность адаптации к жизни на пенсии во многом оп­ределяется и предрасположенностью, готовностью самого че­ловека к осуществлению прежних и новых семейных ролей, а также тем, насколько семья удовлетворяет основные социальные и психологические потребности человека. Особое значение для пожилых людей имеет любовь, уважение и заботливое отноше­ние детей и внуков, признание детьми родительского автори­тета, высокая оценка сделанного для них отцом или матерью. Установка на помощь детям зависит от конкретных обстоя­тельств: положительная установка на помощь детям, не огово­ренная никакими условиями, свойственна только половине пожилых людей. Поэтому реальная внутрисемейная ситуация, с которой пенсионеры сталкиваются после оставления работы, не всеми из них воспринимается как благоприятная. Отсюда несоответствие между фактическими семейными функциями пожилых людей и их предрасположенностью к такого рода дея­тельности. Это может стать причиной их неудовлетворенности своим новым положением в семье и источником напряженных отношений с детьми.

Ценностные ориентации свидетельствуют не только о го­товности пожилых людей что-то делать для семьи, поступаться своими интересами для блага детей, но и о желании получать от них моральную поддержку или по крайней мере простую человеческую благодарность. Одинокие пожилые люди сталки­ваются с рядом социальных, экономических и психологичес­ких проблем, которые они далеко не всегда могут разрешить. Радость постоянного общения с детьми нередко заставляет идти на известный компромисс, ограничивая удовлетворение дру­гих потребностей и беря на себя дополнительные обязанности по дому. А ведь часто, снимая с детей нагрузку по дому, пожи­лые люди жертвуют своим здоровьем, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями. Вместе с тем некоторые пожилые люди сталкиваются с непониманием со стороны млад­ших родственников, считающих, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающих его вклад как нечто само собой разумею­щееся.

Хотя многие пожилые стремятся к автономии от детей (со­циальной, экономической, территориальной), для большинства из них семья по-прежнему является центром их интересов, мес­том удовлетворения многих человеческих потребностей, важней­шей сферой деятельности. Отношение семьи к пожилому чело­веку во многом служит показателем ее сплоченности и стабиль­ности. Благоприятная семейная среда может обеспечить актив­ный, разносторонний и полноценный образ жизни пожилого человека, способствовать его долголетию.

В целом семья остается уникальным, ничем не заменимым источником поддержки и помощи пожилым и старым людям. Она разделяет с обществом ответственность за их социальное функционирование, материальное благополучие, физическое и моральное здоровье.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Дайте характеристику каждой стадии жизненного цикла семьи.

2. Прицедите примеры разных периодизаций развития се­мейной жизни.

3. Попробуйте определить специфику каждой стадии жиз­ненного цикла развития российской семьи.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Алешина Ю. Е. Цикл разтггия семьи: исследования и проблемы. //Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1987. № 2. С. 60—72.

Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов. // Ве­стник МГУ, сер. 14, психология. 1989. №2. С. 44—53.

Алешина Ю. Е., Волович Л. С. Проблемы усвоения ролей муж­чины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.

Альперович В. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении. Ростов-на-Дону, 1997.

Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами. // Вестник МГУ, сер. 14, пси­хология. 1989. №4. С. 25-34.

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.

Бодалев А. А., Столиц В. В. О задачах в области научного психо­логического обеспечения службы семьи. // Семья и фор­мирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

ВладинВ., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социо­логический анализ)// Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.

Голод С. И. Стабильность семьи. Социологический и демогра­фический аспекты. Л., 19.S4.

Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность мо­лодой семьи. // Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Захаров А. И. Психологические особенности диагностики опти­мизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Воп­росы психологии. 1981. №3. С. 58—68.

Ильин Е. П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №2. С. 27-42.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет суп­ружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83-89.

Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

Книга о здоровье: Сборник / Сост.: 10. В. Махотин, О. В. Карева, Т. Н.Лосева. Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1988.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.,1988.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.

Обозов Н. П. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996.

Орлокк К. Нет — старению. М., 1998.

Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-прак­тический журнал. М., 1998. Зима (4).

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.

Современная семья. М., 1982.

Стрелков Ю. К. Психология жизненных кризисов и значимых событий. //Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. С. 141-142.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Хейли Дж. Необычайная психотерапия (психотерапевтические техники Милтона Эриксона). Нью-Йорк—Лондон, 1986.

Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.

Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно­сти-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.

Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.. 1983.

Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. М., 1980.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия се­мьи. СПб., 1999.

Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение. // Конфликты детской души. М., 1995.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных