ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие жизненного и сексуального сценария
Понятие «жизненный сценарий» было введено в психологию известным американским психотерапевтом психоаналитического направления — Эриком Берном. Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т. д. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись. Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Итак, сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем; а жизненный путь — это то, что происходит в действительности*. * Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или вызывающую доверие убежденность. Разрушителями сценариев могут выступать три силы: 1) массовые события, которые обрушиваются на тропу истории: войны, голод, эпидемии и т. д.; 2) психотерапия и другие превращения, которые разбивают сценарии; 3) сценарий разрушается автономным решением или перерешенном самого человека. Это происходит с теми людьми, чей сценарий позволяет им принимать автономные решения. Важно отметить, что сценарий не является «бессознательным» и может быть легко выявлен путем умелого расспроса или внимательного самонаблюдения. Единственная помеха — то, что многие люди с неохотой принимают существование такого жизненного плана и предпочитают демонстрировать свою независимость, играя в игры, — игры, которые сами продиктованы их сценарием. Сценарий планируется на всю жизнь. С первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме так же прочно, как если бы они были программами, заложенными в память компьютера. В более поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или автономии, является просто свободой выбора определенной программы, практически без изменений. Некоторые люди получают чувство свободы, что обычно означает одно из двух: 1) либо они используют несколько программ, заложенных в раннем детстве, просто они ими раньше не пользовались; 2) либо они переворачивают некоторые программы наоборот и делают противоположное тому, о чем они говорят. В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчивает свой сценарий или жизненный план, в большинстве случаев продиктованный его родителями. Т. о. план на будущее составляется в основном по семейным инструкциям и образцам. На жизненный сценарий оказывают влияние предки. Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя историю жизни прародителей. Старинная пословица гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает». В детстве дети часто хотят быть похожими на своих родителей, это накладывает отпечаток на сценарий. Как показывает практика, к прародителям относятся с благоговением или с ужасом, а к родителям с восхищением или страхом. На ранних стадиях формирования сценария ребенка изначальные чувства к прародителям и родителям оказывают влияние на общую картину мира в его представлениях. На будущую судьбу человека сильное влияние может оказать ситуация зачатия. Она начинает складываться тогда, когда его родители вступают в брак. Например, в женитьбе молодых заинтересованы семьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают родить сына. Если рождается сын, сценарий вручается ему в готовом виде. Но если рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При этом девочка, как правило, ощущает все время смутное чувство вины из-за того, что она не родилась мальчиком. Важное значение имеет то, каковы были обстоятельства и как подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результатом случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители считали секс пошлостью, развлечением или священнодействием. Отношение родителей к интимной жизни может быть перенесено на ребенка. Одним из важнейших факторов является сценарий родителей. Дети в своих семейных отношениях чаще всего в будущем воспроизводят родительские сценарии. Сексуальный сценарий является составной частью жизненного сценария. Компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане*. * Кон И. С. Введение и сексологию. М., 1988.
Как всякая сложная диспозиционная система, предрасполагающая человека к определенного рода поведению, сексуальный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня — представления, понятия, оценочные суждения и т. д. Человек имеет обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые человек никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать, во-вторых, планы реального поведения, которые человек более или менее последовательно осуществляет, в-третьих, промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»), в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое. Сексуальные сценарии можно изучать и классифицировать по ряду измерений: 1. По сложности, т. е. по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого: какой круг мотивов, партнеров, мест и времени действия представлен в сценарии; чем отличается когнитивная программа от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сценария и т. д. 2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности; насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и последовательность действий человека и как он отнесется к нарушениям принятого порядка. 3. По их обыденности, конвенциональности: насколько данный сценарий или его компоненты соответствуют принятым в обществе нормам поведения. 4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т. д. Интимный контакт давно уже утратил для человека свое прямое физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные личностные смыслы. Он может быть средством □ релаксации (уменьшение общего напряжения), разрядки полового напряжения; □ прокреации (продолжение человеческого рода); □ рекреации (восстановления), получения чувственного удовольствия, познания, удовлетворения любопытства, общения (когда близость выступает в качестве глубочайшей личностной интимности), полового самоутверждения, проверки (и демонстрации) своих возможностей, достижения каких-то неэротических целей, поддержания определенного ритуала, привычки и даже просто замены им каких-либо других, недоступных способов эмоционального удовлетворения. Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленного много не физиологического, а психологического, глубоко личностного.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|