ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стадии формирования группыЗнакомство В каждой группе с собственным уникальным составом происходит сложное взаимодействие и индивидуальный процесс развития. Каждый член группы начинает проявлять себя в межличностных отношениях и создавать свой социальный микрокосм. Со временем, при условии правильной работы психотерапевта, они начинают анализировать свой стиль взаимодействия, а затем и экспериментировать с новыми способами поведения. Что касается сложности и богатства человеческих взаимоотношений, усложняющихся еще больше в процессе группирования индивидов с плохо адаптированными поведенческими стилями, очевидно, что спустя много месяцев или лет направление терапии будет маловразумительным и во многом непредсказуемым. Однако существуют массовые силы, действующие во всех группах, сильно влияющие на направление развития и дающие нам примерную, но все же очень важную схему фаз развития. Существуют причины, по которым психотерапевт обязательно знакомится с последовательностью развития группы. Так как терапевт должен помогать группе сформировать нормы и предотвратить установку антитерапевтических норм, то очевидно, что он должен иметь ясные представления об оптимальном естественном развитии терапевтической группы. Если он собирается диагностировать те или иные препятствия в группе и вмешиваться таким образом, чтобы не затруднять развитие группы, то он должен чувствовать удачный и неудачный ход развития. Более того, понимание последовательности развития позволяет терапевту ощущать свою власть и направленность группы и предотвратит чувства смущения и тревоги, которые могут вызвать такие же ощущения и у пациентов. Знания о развитии группы мы черпаем из систематических исследований, посвященных тому, как группы выполняют те или иные задания в лабораторных условиях, и из лонгитюдных наблюдений за контактными группами. Несмотря на терминологические расхождения, в отношении основных фаз раннего развития группы все же существует более или менее полная картина. В широком смысле группы проходят через начальную (вступительную) стадию ориентации, характеризующуюся поиском структуры и целей, сильной зависимостью от терапевта и озабоченностью границами группы. Затем пациенты сталкиваются во стадией конфликта, так как в это время группа работает с вопросом межличностного доминирования. Затем группу резко начинает волновать гармония во взаимоотношениях между участниками и их привязанность друг к другу. Межличностные взаимоотношения в это время служат для группового сплочения. Затем, много позже, появляется уже полностью сформировавшаяся рабочая группа, характеризующаяся высокой сплоченностью, межличностным и внутриличностным исследованием и полным выполнением первичной задачи как всей группой, так и каждым участником в отдельности.
Первая встреча Первая встреча группы — это несомненное достижение! Пациенты и новоиспеченный терапевт предчувствуют первую встречу, боясь ее настолько сильно, что этот страх уменьшается с наступлением реального события. Некоторые терапевты предпочитают начинать встречу с короткой вступительной речи о целях и методах групповой терапии, особенно если пациенты не проходили предварительную подготовку. Другие могут просто упомянуть основные правила, например, честность и конфиденциальность. Терапевт может предложить участникам представиться или же он может сохранять молчание. Несомненно, некоторые участники сами захотят представиться, и обычно уже в течение нескольких минут устанавливается норма называть друг друга по именам (в американских группах). Затем наступает тягостное молчание, которое, как всегда и бывает в психотерапии, кажется вечным, но на самом деле длится лишь несколько секунд. Обычно молчание нарушает пациент, которому суждено доминировать на первых стадиях. Он говорит: «Я думаю, я начну», или что-нибудь в этом духе. Обычно затем он излагает свои причины, по которым ему необходима групповая терапия, что часто приводит к похожим высказываниям других пациентов. Все происходит иначе, когда участник под влиянием замечания терапевта о напряженности группы объясняет свою неловкость или страх перед группой. Это также часто стимулирует подобные комментарии других участников группы, имеющие отношение к первому уровню межличностной патологии. Как я уже отмечал в шестой главе, терапевт, желает он этого или нет, начинает формировать групповые нормы с момента зарождения группы. Более того, этот процесс будет наиболее эффективным, когда группа еще молода. Таким образом, первая встреча группы — это период, когда терапевту нельзя вести себя пассивно. Существует много техник (некоторые из них описаны в пятой главе), которые можно использовать для эффективного вмешательства на ранних этапах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|