Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ошибочные представления о групповой терапии




Ошибочные представления и страхи относительно групповой терапии появляются с такой регулярностью, что психотерапевт может воспринимать их наличие как должное, и если даже о них не говорил сам пациент, то терапевт все равно должен иметь их в виду как потенциальную проблему. Вопреки существующим хвалебным описаниям масс - медиа, среди будущих пациентов широко распространено мнение о том, что групповая терапия второсортна, то есть это дешевая терапия, и предназначена она для тех, кто не может позволить себе индивидуальную терапию, что групповая психотерапия менее эффективна, так как каждый пациент может занять только 15 — 20 минут времени психотерапевта в неделю, и что групповая терапия существует только потому, что некоторые пациенты преувеличивают возможности психотерапевта.

Подобные ошибочные представления продуцируют ряд таких неблагоприятных ожиданий от групповой терапии, что положительный результат становится просто невероятным. Существует исследование, убедительно показавшее, что изначальные ожидания пациента и его вера в терапию и терапевта положительно коррелируют с тем, что он останется в группе, и с его очень хорошим результатом.

Вдобавок ко всему, у пациентов, обычно это происходит позже, вырабатываются еще ошибочные представления о процедурах и воображаемые межличностные страхи. Многие из них вы обнаружите в приведенном ниже сне одной пациентки, который она рассказала на предтерапевтическом индивидуальном сеансе, незадолго до начала курса групповой терапии.

«Мне снилось, будто всех членов группы попросили принести на встречу печенье. Я пошла со своей мамой в магазин, чтобы купить его. Нам было очень трудно решить, какое печенье будет правильнее купить. Между тем я понимала, что опаздываю на встречу, и мое желание прийти туда вовремя не давало мне покоя. Наконец мы уладили вопрос с печеньем, и я отправилась навстречу. Я спросила, как пройти в комнату, где собирается наша группа, и мне сказали, что в комнате 129А. Я прошла туда и обратно вдоль длинного коридора, в котором комнаты не были пронумерованы последовательно, но не смогла найти комнаты с литерой А. Наконец я обнаружила, что комната 129А находится за другой комнатой. Пока я искала кабинет, я встретила много людей из моего прошлого, тех, с кем я еще ходила в школу и которых знала многие годы. Группа была очень большая, около сорока или пятидесяти человек ходили кругом по комнате. В группу входили и два моих брата. Всех членов группы попросили рассказать, в чем состояли их проблемы, трудности и зачем они пришли сюда. Весь сон был очень тревожным, и то, что я боялась опоздать, и большое количество человек в группе — все это было очень неприятным».

Хотя у нас и нет возможности анализировать этот сон подробно, все же некоторые моменты очевидны. Пациентка ожидала первой встречи с большим опасением. В ее беспокойстве по поводу собственного опоздания отразилась боязнь быть исключенной или отвергнутой группой. К тому же, так как она должна была попасть в группу, которая уже работала в течение какого-то времени, она боялась отстать от остальных участников, достигших к тому времени какого-то прогресса. (Она не могла найти комнату, отмеченную буквой А.) Ей снилось, что в группе около сорока или пятидесяти человек. Опасения по поводу размеров группы обычны в данной ситуации: пациент боится, что его индивидуальность может затеряться в людской массе. Более того, пациенты ошибочно применяют принцип экономического распределения товаров к групповой психотерапии, предполагая, что количество членов в группе обратно пропорционально количеству товаров, полученных каждым.

Присутствующий во сне образ всех членов группы, рассказывающих о своих проблемах группе, отражает один из основных и наиболее распространенных страхов, который испытывают люди перед вступлением в группу, — предчувствие того, что они будут вынуждены разоблачиться, покаяться в постыдных поступках и мыслях перед чужими людьми. Далее мы обнаруживаем ожидания критического, презрительного отношения со стороны других членов группы. Эта ситуация представляется как апокалиптическое испытание перед неумолимым и беспристрастным судом. Сон также показывает, что предгрупповые ожидания происходят из возрождения тревоги, связанной с рядом ранних групповых переживаний пациентки, включая школьные, семейные и игровые переживания. Кажется, будто все значимые для нее люди и группы, с которыми она сталкивалась в жизни, будут присутствовать в этой группе (В метафорическом смысле это истина: поскольку она сформировалась под влиянием других людей и многое от них усвоила, она перенесет их вместе с собой и в группу, таким образом, они являются частью ее характера. Более того, она воспроизведет во время групповой терапии свои ранние значимые взаимоотношения.)

Если обратиться к комнате под номером 129 (одну из ее первых классных комнат), то станет ясно, что пациентка ассоциирует предстоящие групповые переживания с тем временем в ее жизни, когда почти самым важным для нее было принятие и одобрение со стороны сверстников. Она ожидает от психотерапевта такого же поведения, как и от ее первых учителей, — равнодушного, бесстрастного оценивания.

Со страхом вынужденного признания близко связано и переживание в связи с конфиденциальностью. Пациентке кажется, что не будет никаких границ группы и что обо всем, что бы она ни рассказала, узнают все значимые для нее люди.

Другие распространенные волнения пациентов, не отраженные в этом сне, включают страх заразиться душевной болезнью через связи с другими пациентами. Чаще обо всем этом думают шизофреники или пациенты в пограничных состояниях. Отчасти этот страх отражает презрение, существующее у пациентов к самим себе, благодаря чему они проецируют на других чувства собственной никчемности и свою воображаемую склонность порочить людей, с которыми они общаются. Такая динамика лежит в основе часто задаваемого вопроса: «Как слепой может вести слепого?» Убежденные, что они сами не представляют никакой ценности для других, пациенты считают невозможным получение какой-либо пользы от других, таких же как они. Другие пациенты боятся своей же собственной враждебности, боятся того, что если они хотя бы раз дадут ей волю, это испугает и их самих, и остальных. Представления о группе, в которой гнев можно выражать свободно, их ужасает, и они думают: «Если бы только они знали...»

Нереальные ожидания, будучи неуправляемыми, могут принести вред или даже привести к отказу от групповой терапии, но их можно уменьшить с помощью правильной подготовки кандидата. Перед тем как очертить процесс подготовки, мы должны обратить внимание на некоторые проблемы, с которыми мы обычно сталкиваемся в процессе групповой терапии и которых также можно избежать посредством предтерапевтической подготовки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных