Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ




Выбор темы

От правильного выбора темы диссертации зависит успех всего дела. Ее нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться вашим способностям, знаниям. интересам. Естественно, что чем больше вы занимались той или иной темой, чем больше вы имеете по ней публикаций, выступлений с научными сообщениями, чем больше у вас оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и богаче получиться у вас работа. Большое значение имеет знание вами иностранных языков. Если вы достаточно свободно читаете научную литературу на иностранном языке, вы можете почерпнуть там немало полезной информации. Серьезной опорой и украшением вашей диссертации станут ссылки на непереведенные иностранные источники по вашей теме.

Очень многое определяется и психологическим фактором. Написание и защита диссертации длительный процесс обычно занимающий несколько лет и этим напоминает марафонский бег. Поэтому важно с самого начала настроить себя на терпеливое преодоление трудностей, правильно распределить силы на начальном и последующих этапах работы, выработать ее оптимальный ритм и режим, не бояться изменять свою тактику, если эти изменения работают на успешное достижение цели.

Получение ученой степени - очень значимый факт вашей индивидуальной биографии. Вы тратите на это несколько лет своей жизни и ваша дальнейшая судьба, научная и человеческая во многом определяется фактом защиты. Среди соискателей ученой степени можно выделить два типа людей. Представители первого типа - практики, для которых научная работа является лишь средством решения практических задач своей специальности. Она позволяет им просто глубже узнать какую-то узловую проблему своей повседневной деятельности, чтобы потом успешнее работать в этой сфере. Другая группа - теоретики. Это люди для которых защита, к примеру, кандидатской диссертации является лишь этапом длительного творческого пути на котором их ждут и докторская и монографии, научные открытия. Для таких людей выбор темы кандидатской должен стать стратегическим выбором направления научных поисков на долгие годы вперед. Так что, выбирая тему диссертации, задумайтесь над тем к какой группе людей вы себя относите. От этого будут зависеть требования, которые вы должны предъявлять к своей работе: будет ли это узкоспециальная тема с большим выходом в практику или чисто научная, но очень перспективная и плодотворная теоретически.

Если вы не можете так с ходу выбрать и сформулировать тему диссертации, это не должно вас тревожить. При небольшом опыте научной работы вполне естественно, что у человека недостает перспективы видения, чувства актуальности, а может быть и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он смутно чувствует и понимает. Для устранения затруднений такого рода и существует научный руководитель, в обязанности которого входит помощь в выборе темы. Помимо консультаций руководителя помочь вам могут следующие меры:

1. Вы можете обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научной библиотеке или на кафедре.

2. Обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, на грани экономики и социологии, социологии и философии, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но таят в себе определенные исследовательские перспективы.

3. Большое значение имеет методологический ракурс рассмотрения проблемы. Порой смена ракурса, новый угол зрения - это уже тема новой научной разработки, особенно это касается социальных и философских дисциплин.

4. Полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки, которой вы занимаетесь. Вообще чем больше вы прочтете по своей научной специальности, тем проще вам будет сориентироваться в ней. Попробуйте воспользоваться своеобразным методом "погружения", по аналогии с тем, как изучают иностранный язык.

Предположим, что тему вы уже выбрали. Теперь начинается следующий этап вашей работы. Выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках, соответствующих квалификационным требованиям. Это не так просто, как может показаться. Вы должны определить актуальность темы, научную новизну ваших положений, их практическую и теоретическую значимость.

Научная новизна применительно к самой диссертации - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом1.

Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не означает, что вся ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обиходе и т.д. Применительно к кандидатской диссертации новизна может сводиться к так называемому "элементу новизны". Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение вашей работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, - самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, клинические испытания и т.д. В последнее время требования к стилю и структуре диссертаций стали гораздо более либеральными, и поэтому стиль и структура сами по себе могут содержать элемент новизны. Например, иногда философские, социологические, филологические диссертации пишутся в стиле постмодерна, что приводит к относительной ломке классической структуры работы, но дает определенное преимущество в изложении наиболее оригинальных идей.

Актуальность - одно из основных требований, предъявляемых к диссертации. Обычно оно раздражает соискателя, поскольку воспринимается им как требование чисто формального характера, назойливо преследующее его научный поиск. Однако требование актуальности не столь негативно, как это может показаться. Оно предполагает лишь соответствие вашей работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность вашей диссертации как попытки решения ее насущных проблем. Например, если вы пишете работу, посвященную изобретению колеса или получению философского камня, то ваше исследование, мягко говоря, не актуально.

Обоснование актуальности темы в тексте введения должно соответствовать следующим конкретным требованиям: во-первых, соискатель обязан кратко осветить причины обращения именно к этой теме именно сейчас, охарактеризовать, если речь идет о социально-философских науках, те особенности нынешнего состояния общества, которые делают насущно необходимым исследование этой темы; во-вторых, он должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки - объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования, и т.д.

В советский период идеологические установки требовали обоснования актуальности темы с опорой на задачи, сформулированные в документах партийных съездов, постановлениях правительства и т.д. Это во многом способствовало формированию своего рода "принципа квазиактуальности", когда наличие на первой странице диссертации цитаты из материалов очередного съезда уже считалось достаточным для того, чтобы работа была признанной актуальной. К счастью, вам это не угрожает.

Практическая значимость диссертации во многом определяется характером выполняемого вами исследования. Диссертации теоретического и методологического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера.

Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в монографиях, учебниках, научных статьях, в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства, использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.

Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического или социального развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности

Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны. Основные из них следующие:

- предложения по совершенствованию систем социально-экономического, политического, юридического и т. п. регулирования;

- рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т. д.;

- нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.

Планирование работы

Как всякая целенаправленная деятельность написание диссертации не может не планироваться. Вы можете размышлять над планом работы по-разному, в зависимости от вашей натуры: либо планировать ее в уме, на ходу, во время прогулки, порой даже полубессознательно; либо набрасывать пункты плана в записной книжке или рабочей тетради. Ваши поиски в итоге должны формализоваться в виде рабочего плана аспиранта. Первоначально рабочий план представляет собой черновой набросок исследования, который в дальнейшем обрастает конкретными чертами. В план могут вноситься изменения, но основная цель должна оставаться неизменной. Форма рабочего плана допускает известную произвольность. На первых стадиях работы желательно набросать несколько вариантов рабочих планов, с тем, чтобы потом синтезировать из них один, обогащенный преимуществами остальных и оптимальный с вашей точки зрения. Непременным условием пригодности рабочего плана должна стать логическая связь между последовательными разделами. В диссертациях, где присутствует исторический элемент, в рабочий план может быть внесена и хронологическая последовательность.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.

Логическая последовательность пунктов плана имеет первостепенную важность. Этапы вашей научной работы должны чередоваться так, чтобы прохождение каждого из них необходимым образом подводило к следующему этапу. Перескакивать этапы нельзя. Нарушение логической последовательности плана вашей деятельности может завести вас в тупик и даже сделать работу невыполнимой. План должен обладать динамическим характером и допускать различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии.

Стратегическая цель в противоположность этому должна быть неизменной и четкой на протяжении всего исследования, доминировать над его ходом, и все ваши тактические приемы, исследовательские методы и средства должны работать на ее достижение.

Помимо рабочего плана вам нужно составить индивидуальный план аспиранта или соискателя. Индивидуальный план - это ваш основной документ на период работы над диссертацией. В нем определяется ваша научная специализация, вся ваша учебная деятельность в аспирантуре, сдача кандидатских экзаменов и их сроки, ваша аттестация за каждый год обучения, окончательно формулируется выбранная вами тема и фиксируются сроки работы над отдельными главами. В индивидуальном плане также формально закрепляется за вами ваш официальный научный руководитель. В его функции входит помощь в выборе и формулировки темы и составлении рабочего плана, регулярные консультации, в ходе которых рекомендуется необходимая научная литература и другие материалы и источники по вашей теме, аттестации работы аспиранта или соискателя за каждый учебный год, допуск диссертации к защите.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных