ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общее понятие о второстепенных членах.В т о р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения могут распространять (пояснять) как главные, так и второстепенные члены предложения, вместе с которыми они составляют словосочетания (см. выше, § 1—4), например: 1) На деревьях висят спелые яблоки. (В этом предложении второстепенные члены распространяют (поясняют) главные члены предложения.) 2) Больная говорила очень тихо. (В этом предложении тихо распространяет сказуемое говорила, и второстепенный член очень распространяет второстепенный член тихо.) Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением, примыканием, например: 1) Краснеет спелая земляника (согласование). 2) Ученик читает книгу (управление). 3) Вдали был виден лес (примыкание). (См. § 3.) Второстепенные члены предложения имеют самые разнообразные значения: указывают качество предмета (Цветут душистые липы); указывают на принадлежность предмета (Ваши часы верные); указывают орудие действия (Лесоруб работал автопилой); предмет, на который направляется действие (Лесоруб пилит дерево); место действия (Всадники ехали впереди); время действия (Разведчики вернулись на рассвете) и др. Некоторые второстепенные члены совмещают два значения, например: 1) У пристани стоял баркас с грузом. Второстепенный член с грузом указывает на добавочный предмет и одновременно указывает на признак предмета. (Ср.: У пристани стоял гружёный баркас.) Вот почему к этому второстепенному члену можно поставить два вопроса: а) баркас с чем? — баркас с грузом; б) баркас какой? — баркас с грузом. 2) Очки лежат в футляре. Второстепенный член в футляре совмещает два значения: 1) указывает на предмет (в чём лежат очки?); 2) указывает место (где лежат очки). (См. § 4.) Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы: д о п о л н е н ия, о п р е д е л е н и я и о б с т о я т е л ь с т в а. Дополнение. Д о п о л н е н и е обозначает предмет, являющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопросов косвенных падежей: к о г о? — ч е г о? к о м у? — ч е м у? к о г о? — ч т о? к е м? — ч е м? о к о м? — очё м? Дополнения бывают как без предлога, так и с предлогом. 1. Дополнение выражается косвенными падежами имён существительных и местоимений-существительных: Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. (Т.) 2. Дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного: Старый Тарас думал о давнем. (Г.) Он посмотрел на вошедшего. Кукушка одно куку своё твердит. (П.) 3. Дополнение (как и подлежащее) может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным: Командир приказал обстрелять дот противника (что приказал командир?). Разделите десять на два (что на что?). П р и м е ч а н и я. 1. Числительные и неопределённая форма не приобретают при этом значения существительного; они признаются дополнениями постольку, поскольку стоят на месте дополнения и относятся к словам, допускающим при себе дополнение. 2. В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глагольное сказуемое, неопределённая форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть указаны в предложении в дательном или винительном падеже. Такое значение неопределённая форма имеет при глаголах, связанных с понятиями: просить, приказывать, умолять, разрешать, препятствовать и т. п., например: Я велел ямщику ехать. (П.)— Велел я, а ехать должен ямщик. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.)— Наказывала матушка, а беречь должен я. Зурин велел подать пуншу. (П.)— Велел Зурин, а подадут другие. Я прошу вас подождать. — Прошу я, а подождёте вы. 4. Дополнение может быть выражено словосочетанием, состоящим из количественного числительного и существительного, например: 1) Купили пять тетрадей. 2) Встретился с пятью товарищами. 3) Говорили о пяти новых книгах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|