Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Синонимика простых предложений разных типов.




Раз­ные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мо­роз (двусоставное полное предложение).— Сильный мороз (на­зывное предложение).— Сильно морозит (безличное предложе­ние); Я хочу работать (двусоставное полное предложение).— Хочу работать (неполное предложение).— Мне хочется рабо­тать (безличное предложение).

Полные двусоставные предложения более всего употребительны в книжно-литературной речи, прежде всего в таких её стилях, как научный и официально-деловой. Это объясняется особенностями указанных стилей: необходимостью точно обозначать субъект действия, его объект (или объекты) и само действие, давать детальную, расчле­нённую характеристику описываемым предметам, свойствам и про­цессам.

В разговорной речи обычно нет надобности в точном словесном обозначении предмета беседы — он ясен из ситуации, из «общего опыта» собеседников, а часто находится у них перед глазами. Поэто­му здесь так распространены неполные предложения, в которых мо­гут быть опущены разные их члены. Перенесённые в письменную форму речи, многие разговорные конструкции непонятны и требу­ют подробных комментариев, описывающих соответствующую си­туацию.

Например, неполное предложение Идёт может иметь несколько осмыслений в зависимости от обстановки речи. Поэтому в него можно подставлять (мысленно) разные существительные, которые играли бы роль подлежащих. — Идёт! — может сказать кто-либо из стоящих на автобусной остановке (всем остальным ясно: идёт автобус). Ученик, последним вбегающий в класс после звонка и восклицающий Идёт!, имеет в виду идущего на урок учителя. Третья ситуация: несколько прохожих укрылось от дождя под козырьком подъезда. Дождь постепенно слабеет, превращается в мелкий, едва различимый на глаз. Один из группы вытягивает руку ладонью кверху и сообщает остальным: — Идёт... (т. е. Идёт Дождь).

В разговорной речи, помимо подлежащего, может опускаться объект действия (— Принёс? — спрашивает один приятель друго­го, не добавляя «книгу», так как оба знают, о чём идёт речь), опре­деляемое (— Дайте вот эти коричневые — в обувном магазине: из ситуации совершенно ясно, что покупательница, произносящая эту фразу, имеет в виду туфли), сказуемое (— Мыло! — вос­клицает ребёнок, которого мать купает в ванне, и в зависимости от обстановки это восклицание может означать: «Мыло попало в глаза», «Дай мыло», «Мыло упало» и т.п.) и другие члены предло­жения, при условии, что обозначаемые ими понятия очевидны из ситуации.

Некоторые неполные предложения, употребляющиеся в обиходно-бытовой речи, с т е р е о- т и п н ы: они часто повторяются в одних и тех же типичных ситуациях общения — в магазине, в автобусе, у газетного киоска, в парикмахерской и т. п.

Например, у кассы кинотеатра: — Один на девять (Дайте один билет на девятичасовой сеанс). — Два на семь трид­цать. В продовольственном магазине: — Полкило докторской

( Взвесьте полкилограмма докторской колбасы). — Пять триста за хлеб ( Выбейте чек на сумму пять тысяч трис­та рублей за хлеб). — Два молока ( Дайте два пакета моло­ка). У железнодорожной кассы: — Два до Клина. — Москва — обратно, два. — Детский и взрослый, Голутвин (= Детский и взрослый билеты до станции Голутвин). Такие неполные конст­рукции нормальны для разговорной речи: употребление соот­ветствующих полных предложений, характерных для книжно-письменных стилей, было бы нарушением стилистической правильности.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных