ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия.П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, которая состоит из качественного прилагательного и указательного слова такой (такой сильный, такой громкий и т. п.) или из качественного наречия или краткого прилагательного и указательного слова так (так сильно, так громко и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, например: 1) Лёд был такой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?), что даже вблизи его трудно было заметить. (Пауст.) 2) Разве чёрные брови и очи мои так хороши (к а к х о р о ш и? д о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?), что уже равных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за нею так громко (как громко? до какой степени громко?), что не под силу было отпереть. (Г.) Вместо указательных слов такой и так в главной части могут быть слова до такой степени, настолько, до того, например: 1) Блеск был до такой степени (настолько, до того) яркий, что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестел до того (до такой степени, настолько) ярко, что ломило глаза. Придаточные степени могут указывать на степень действия. В этом случае они прикрепляются союзом что к сочетаниям, состоящим из глаголов и указательных слов, отмеченных выше, например: Он крикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м к о?), что все вздрогнули. Он изменился так (д о т а к о й с т е п е н и, д о т о г о), что его трудно было узнать. Придаточные с союзом что, относящиеся к сочетанию глагола с указательным местоимением так, могут иметь значение не степени, а образа действия, например: Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку. Он взглянул на меня так (как взглянул?), что я невольно вздрогнул. Если придаточное степени с союзом что относится к сочетанию, состоящему из указательного слова такой и существительного (такой крик, такой шум и т. п.), то оно имеет добавочное определительное значение, например: 1) Раздался такой крик, что все вздрогнули (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2) Блеск такой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й б л е с к?). П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в главных частях некоторых предложений может быть местоимение столько, например: Народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицам так много, что в глазах рябило.) 2. Значение степени имеют некоторые придаточные с союзом чтобы. например: Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить... (П.) (Ср.: Сильвио был так умён и опытен, что не мог этого не заметить.) 3. Есть небольшая группа сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к сочетанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например: Ученик всё сделал так, как велел мастер. Упражнение 141. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые. 1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался (П.) 3) Снег уже местами настолько осел что можно по насту проехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех женщин руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар такой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось темно что ничего нельзя было уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким маленьким что не мог выговорить даже его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь скоро что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что походили на юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я слишком был счастлив чтобы хранить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать своё мнение не стесняясь без утайки под конец даже так громко и с таким увлечением что явно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что трудно перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. (Т.) 18) Левко остолбенел увидевши что перед ним стоял отец его. (Г.) 19) Скажи Катерине чтобы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не мог сказать. (Г.) § 107. Сложноподчинённые предложения с придаточными места. П р и д а т о ч н ы е м е с т а относятся к сочетаниям сказуемого главной части предложения с указательными словами там, туда, оттуда и прикрепляются к этим сочетаниям союзными словами где, куда, откуда; придаточные места указывают место или направление действия и отвечают на вопросы г д е? к у д а? о т к у д а? П р и м е р ы. 1) Я был там (г д е был?), где никто из вас не был. (Б. Г.) 2) Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт. (Б. П.) 3) Семён возвратился оттуда (о т к у д а?), откуда не хочется уезжать. Иногда указательные слова в главной части опускаются, например: Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Г.) Это свойственно главным образом разговорной речи. Если при союзных словах есть усилительная частица ни, то придаточная часть предложения имеет обобщающее значение и сочетаниям где ни куда ни, откуда ни соответствуют в главной части предложения не указательные, а определительно-обобща-ющие или отрицательные местоименные наречия (везде, всюду, повсюду, нигде), например: Где ни искал его, нигде не мог найти. Придаточные места могут иметь уточняющее значение: в этом случае они относятся к обстоятельствам места, при которых могут быть указательные слова. 1) Впереди (где именно впереди?), где осталась роща, стояли берёзы. (Ч.) 2) Наталья смотрела вперёд, туда, где заранее была намечена линия первого гона. (Г. Ник.) 3) Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (Купр.) Упражнение 142. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения, спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя запятые. 1) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м...нило туда где оно казалось краем тёмной зелени лугов. (М. Г.)2) Куда н... обращаю взор кругом сине...т мрачный бор. (Ф.)3) Туда туда всем сердцем я стремлюся туда где сер...цу было так легко где из цветов плетёт венок Маруся о старине поёт слепой Грицко. (А. К. Т.) 4) Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари-орлы. (Л.) 5) Где быстрые шумные воды н...давно свободно текли се...одня прошли пеш...ходы обозы с товаром прошли. (Н.) 6) Мне вздумалось завернуть под навес где стояли наши лошади. (Л.) 7) Я стал np...пом...нать как и куда ходил в течение дня. (Т.) 143. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы придаточные части со следующими значениями: 1) места, 2) определительные, 3) изъяснительные. 144. Составьте следующие сложноподчинённые предложения: 1) в которых были бы придаточные изъяснительные и придаточные степени с союзом что; 2) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом где; 3) в которых были бы придаточные определительные и изъяснительные с союзным словом что; 4) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом куда. 145. Укажите придаточные определительные, изъяснительные и степени и их связь с главной частью предложения; затем спишите, расставляя знаки препинания. В двух последних предложениях выделите в глаголах корни и объясните их правописание. По случаю праздника семья оставалась весь день дома. Старуха которую и муж и невестка и внуки все одинаково называли бабкой старалась всё делать сама: сама топила печь и ставила самовар сама даже ходила на полдень и потом роптала что её замучили работой. И всё она беспокоилась как бы кто не съел лишнего куска как бы старик и невестки не сидели без работы. То слышалось ей что гуси трактирщика идут задами на её огород и она выбегала из избы с длинной палкой и потом полчаса пронзительно кричала около своей капусты дряблой и тощей как она сама то ей казалось что ворона подбирается к цыплятам и она с бранью бросалась на ворону. Сердилась и ворчала она от утра до вечера и часто поднимала такой крик что на улице останавливались прохожие. (А. П. Ч е х о в.) 146. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ «Это письмо передаст вам дорогой Николай Иванович мой большой друг Саша Орлов. Мы с ним сдружились ещё в авиацио...ом училище. Он вам и ра...каж...т обо всём как мы с ним жили и воевали. Сейчас я лежу в госпитал... пуля пробила мне лёгкое. Каже...ся мне уже не подня...ся. Вы нас научили чувствовать Родину. И я всегда думал о людях которые ум...ради за свой народ. Я часто вспоминал вас. Сколько раз вы нам говорили что русской землёй н...кто н...когда н... завладеет и приводили примеры истории. Мне хоче...ся чтобы вы носили мои часы. Вы воспитали во мне мужество Николай Иванович я вам многим обязан. Сейчас надо кончать сестра отказывае…ся больше писать. А помните: «У кого денег нет у того дитя возьмёт, у кого дитяти нет у того жену возьмёт, у кого жены нет того головою возьмёт...» Это кажется про Батыя. Врага н...навижу и зав..щаю бить его до последнего и Саша Орлов поклялся мне что будет дра...ся пока хватит сил. Прощайте дорогой Николай Иванович. Ваш бывший ученик Вася Курганов». (В. Г. Л и д и н.) 147. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные степени, изъяснительные, образа действия, определительные и их связь с главной частью. Вставьте пропущенные буквы. В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР — Прощайте и ещё раз спасибо голубчик! — сказал Иван Алексеевич.— Спасибо вам за ваше радушие за ваши ласки за вашу любовь... И вы хороший и дочка ваша хорошая и все у вас тут здесь добрые весёлые радушные... Такая великолепная публика что и сказать не умею. Огнев ещё раз поцеловался со стариком и стал спуска...ся вниз. — Вы бы книги тут оставили! — крикнул ему вслед Кузнецов. — Что вам за охота тащить такую тяжесть? Но Огнев уже н... слушал и быстро удалялся от дома... Он шёл и думал о том как часто приходи...ся в жизни встреча...ся с хорошими людьми и как жаль что от этих встреч не остаё...ся ничего больше кроме воспоминаний. Бывает так, что на горизонте мелькнут журавли слабый ветер донесёт их жалобновос-торже...ый крик а через минуту с какой жадностью н... вглядывайся в синюю даль н... увидишь н... точки, н... услышишь н... звука. В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелиотропом которые н... успели ещё отцвести на клумбах... Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из чёрных силуэтов и бродивших белых теней. (По А. П. Ч е х о в у.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|