Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Девятнадцатое занятие




Форма речи детей на этом занятии такая же, как и на предыдущем. Дети называют свои действия в процессе сервировки стола или рассказывают о том, что уже сделали. Только стол теперь сервируется не к чаю, а к обеду (рис. 18).

Рис. 18

В начале занятия учитель напоминает детям, что ложка и нож кладутся оправа от тарелки, а вилка — слева. Затем, как и на предыдущем занятии, учитель вызывает сначала такого ученика, в хорошем и плавном ответе которого уверен заранее. Ему предлагается быть “хозяином” и накрывать на стол к праздничному обеду. Теперь дети уже не забудут сначала накрыть стол скатертью, а при сервировке стола к обеду могут проявить и свою фантазию.

Занятие проходит также в форме игры. “Гости” с учителем сидят в стороне, а “хозяин” готовится к их “приему”.

Учитель. Алеша, накрывай на стол не спеша, смотри не побей посуду. Рассказывай нам все громко, четко, что ты ставишь на стол, а то, может быть, еще не все знают, как что называется.

Алеша. Сначала я накрываю стол скатертью. Вот я ее поправляю, чтобы она лежала ровно. Теперь я расставлю тарелки. Эта первая, эта вторая, эта третья, эта четвертая, эта пятая, эта последняя, шестая. Теперь я раскладываю ложки справа и ножи справа, а вилки слева от тарелки. (Можно предложить при этом “хозяину” считать вслух, сколько он кладет ложек, ножей и вилок, чтобы не ошибиться и положить всем все необходимое.) Я поставил еще на стол хлебницу, масленку, вазочку с салфетками. Еще я поставил вазу с цветами.

Учитель. Молодец, Алеша, ты очень хорошо сервировал стол. Но только ты опять забыл положить общий нож к масленке. У тебя, наверное, обед будет без холодных закусок. А если ты хочешь сначала подать салат, селедку, шпроты или еще что-нибудь, то надо поставить на стол и мелкие тарелки.

Затем учитель просит сервировать стол следующего ученика. И так каждый ученик по очереди держит экзамен на “гостеприимного хозяина”. Учитель все время оживляет ответы детей дополнительными вопросами, пояснениями, добавлениями, шутками, поощрениями.

Естественно, что после такой тщательной подготовки в логопедической группе все ученики смогут хорошо, без запинок отвечать и в классе, когда такое практическое занятие будет проводиться со всеми детьми

Логопед должен поговорить с родителями, чтобы впоследствии они использовали этот вид речи детей для закрепления у них навыка плавной, свободной от заикания речи. Необходимо поручать детям дома накрывать на стол к завтраку, обеду и ужин с обязательным пояснением всех действий. Родители должны обязательно поощрять хорошую речь детей и проявлять при этом самый живой интерес к их действиям. Для того чтобы речь детей во время сервировки стола была для них оправдана, родителям следует задавать вопросы, например: “Что ты сначала поставил на стол, интересно?” или “А сейчас что ты ставишь, я не вижу?” и т. д.

На последующих занятиях второго периода речь детей усложняется еще больше. Теперь они не только отвечают на вопросы учителя, относящиеся к выполняемой или уже завершенной работе, но и подробно рассказывают весь последовательный ход изготовления каждой вещи. Учитель также может спрашивать детей в конце занятий о том, что они делали сегодня на занятии, из какого материала, какие необходимые предметы, инструменты им понадобились для этого. Приведем пример подобного занятия.

Двадцатое занятие

На этом занятии, как и на всех предыдущих, дети подробно отвечают на все вопросы учителя, относящиеся к производимой в данный момент или уже выполненной работе. В конце занятия ученики рассказывают подробно о процессе изготовления игрушки.

Дети делают из круглых коробочек из-под зубного порошка игрушечный барабан для елки (рис. 19).

Рис. 19

Учитель показывает детям яркий барабан и говорит:

“Посмотрите, дети, этот барабан я сделал из пустой коробочки из-под зубного порошка. Из такой коробочки можно сделать барабан и повесить его на елку”.

Затем учитель показывает и объясняет детям, как нужно оклеить всю коробочку цветной бумагой. При этом он говорит: “Крышку тоже нужно заклеить: теперь она не нужна. Дно и крышка оклеиваются белой бумагой (вспомните настоящий барабан), а стенки — цветной. По стенкам барабан украшается цветной аппликацией из ромбиков и кружочков. Затем к нему прикрепляется шнурок”.

Дети приступают к работе. В процессе изготовления барабана учитель задает им самые разнообразные вопросы: “Что ты делаешь?”, “Что ты уже сделал?”, “Что ты намазываешь клеем?”, “Чем ты намазываешь клей?”, “Где ты мажешь клеем?”, “Куда ты наклеил белую бумагу?”, “Где ты приклеил ромбик?”, “Куда ты наклеил кружочек?”, “Что у тебя получилось?”, “Что ты прикрепляешь к барабану?” И т. д.

Когда у всех детей будут готовы елочные игрушки, учитель обращается к ним со следующими словами: “Сегодня, дети, вы научились делать барабан, но я не уверен, что вы сами дома сможете сделать точно такую же игрушку. Помните ли вы все с начала и до конца, как надо делать такой барабан? Сейчас проверю. Кто из вас может рассказать, как и чем мы оклеивали коробочку, чем ее украшали, куда прикрепляли шнурок? Кто все это хорошо помнит, пусть выйдет и расскажет нам”. Дети по очереди выходят к столу учителя и, глядя на готовую игрушку, подробно рассказывают, как и из чего они делали барабан.

Нина. Мы сегодня научились делать красивую елочную игрушку — барабанчик. Мы взяли для этого пустые коробочки и разную бумагу, и еще клей, и кисточки, и шнурочек. Сначала мы наклеивали белую бумагу на коробочку вот здесь, наверху и внизу. А потом сбоку наклеили желтую. После мы украшали барабанчики разными ромбиками и кружочками. И еще мы привязали к барабану шнурочек, чтобы его повесить на елку. Вот и вышел красивый барабан!

Сережа. Я делал этот барабан так. Сначала я взял коробочку и намазал клеем крышку. Потом я наклеил на нее белую бумагу. Потом я перевернул коробочку и наклеил с другой стороны белую бумагу. А сбоку я оклеил барабан голубой бумагой. Потом я украсил свой барабан разными украшениями и приделал к нему ниточку, чтобы было как у настоящего барабана.

Так по-разному все дети по очереди рассказывают весь ход изготовления барабана. Учитель постоянно поощряет подробные рассказы детей.

Затем учитель говорит: “Ну, теперь я вижу: вы все сможете дома сделать такие же барабанчики. Только не забудьте дома приложить еще к барабану палочки (спички)”.

Третий период

После того как дети научатся хорошо и свободно отвечать на все вопросы по поводу совершаемого или только что выполненного действия, объяснять весь последовательный ход изготовления поделки, можно перейти к наиболее сложным вопросам. А именно — опрашивать детей о том, что они только еще намереваются делать. Таким образом, в III период занятий дети должны рассказывать (отвечать на вопросы) о том, что они будут делать.

Занятия, как и прежде, начинаются с того, что учитель показывает готовый образец поделки. Затем на глазах у детей снова делает ту или иную вещь и подробно объясняет каждый этап работы. Причем на этот раз слова учителя опережают действие, то есть он тоже говорит о том, что собирается сделать. (“Сейчас я согну этот листок пополам, вот так. Теперь я загну один уголок (загибает), потом загну другой уголок” (опять загибает уголок). И т. д.)

Напомним, что прежде при объяснении учитель говорил иначе, то есть сначала слова его совпадали с действием (“Смотрите, я разрезаю этот листок бумаги. Теперь я мажу полоску клеем”. И т. д.). Затем учитель завершал действия словами: “Я склеил шапочку. Посмотрите, теперь я приклеил к ней ленточки. Клея на кисточку я брал мало”. И т. д.

При переходе к новому виду речи (рассказ по вопросам о предстоящей работе) вначале следует давать детям очень элементарные поделки, изготовление которых связано с небольшим количеством трудовых операций. Так, например, на таком занятии хорошо начинать с детьми лепку из пластилина.

После того как учитель объяснил и показал все последовательные звенья работы, то есть слепил на глазах у детей ту или иную вещь, он снова напоминает о том, что дети будут делать сначала. “Теперь я проварю, все ли вы помните, с чего нужно начать. Скажи, Коля, что ты будешь сначала делать?” (Если ребенка спросить: “Что ты будешь делать?”, — он может ответить, что он собирается лепить вообще.)

Новый вид речи (как и на всех предыдущих занятиях) не исключает прежних, усвоенных. Иначе говоря, дети говорят на занятиях не только о том, что они будут делать (новая форма ответов), но и о том, что они уже сделали или выполняют в данную минуту.

Приведем пример занятия, на котором дети впервые отвечают на вопросы о предстоящем действии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных