Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музыкальное приветствие.

Ход урока

Попевка-диалог «Родина моя» (исполняется приемом «эхо» учителем и учащимся с построчным повтором текста)

Родина моя – российская земля.

Дружно здесь живем, весело поем.

Добрый день, добрый день,

Добрый день все!

Учитель: На предыдущем уроке Давайте вспомним, как называются эти песни?Дети: Они называются вокализы.Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?Дети: Голосом.Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?Дети: В песне.Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.Дети: Из музыки, стихов.Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?Дети: Куплеты у песни бывают разные, а припев один.

Учитель.Я очень рада встрече с вами. На прошлом уроке мы познакомились с песнями без слов, а называются они?... (Вокализ) мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких строчек:
«Слово родина - первое».
Есть у каждого времени песни свои.
О дорогах, о доме, о верной любви...
Только одна песня, всех песен главней.
Слово Родина - самое первое в ней. (В.Татаринов.)


Учитель: О Родине, о Русской земле сложено немало песен - народных и авторских. Слово Родина, Красота Природа, часто соединены с такими словами, как Мать, Матушка, Мама. Россия, родина - для каждого своя. (выделенные слова на доске)

Какие стихи и песни о родине вы помните?(Дети называют песни и стихи о родине)

Послушайте стихотворение Г. Серебрякова.О чем оно?

«Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится в песне у поэта»
Учитель: О чем стихотворение? (О жизни, которая дает нам темы для вдохновения).

В каком жанре, как нельзя лучше, можно выразить все эти чувства? (Песня).

Как называются песни у которой нет автора, он неизвестен.( Народные ).

А как же они дошли до нас, если автор неизвестен?

Произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. А что такое уста – рот, губы. Многие народные песни слагались еще в то далекое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременнно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. И сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.

А если у песни есть автор? (Композиторская.)

Учитель:Послушайте песню и определите кто её автор – народ или композитор. (Композиторская.)(Показ, беседа и разучивание куплета песни)

Разминка

Разучивание игры «Варим борщ», сопровождая ее игрой на ложках

1. Кастрюлю с водой ставим на огонь.
Припев: Варим борщ, варим борщ, вкусный овощной.

2. Раз – картошка, два – картошка, варится картошечка.
Припев:

3. От капусты стало густо, стало густо.
Припев:

4. Свеклу и морковку-чик, режем-чик, ловко-чик.
Припев:

5. Добавляем помидоры, режем-чик, ловко-чик.
Припев:

6. Лук (щелчок), лучок (щелчок),
Петрушка (щелчок) и укроп (щелчок)
Припев:

– Все сварили?А что забыли?
– Соль забыли.
Припев:

Молодцы!

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!..

Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну
Так задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!

С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!

В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Учитель:Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт Сергей Есенин.


Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие,

что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.


Учитель:(Открывает тему урока на доске «Вокальная музыка Песня русская в березах, Песня русская в хлебах …»)Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками? (русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)

Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомним жанры народных песен.
Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, люльке. Как называются песни, которые мамы поют детям перед сном? (колыбельные.)

Какие жанры русских народных песен вы ещё знает, кроме колыбельных?

Игра «Собери слоги – назови жанр»


е ис ри то чес

дат ски сол е

до тру вы е

е со вы пля

ри чес ли ки е

е точ ны шу

е деб сва ны

туш час к


хо вод е ны ро лы ко ны е бель


Учитель: Лирические («Ты река ль моя реченька…»), былины («Об Илье Муромце», Садко), солдатские («Солдатушки, браво, ребятушки»), частушки, хороводные («Со вьюном..», «Во поле…»), плясовые («Уж как по мосту-мосточку»), обрядовые (колядки), трудовые («Земелюшка-чернозем..») и др.

Послушайте песню, и скажите к какому жанру она относится? (слушание и анализ. Разучивание куплета. Вокально-хоровая работа)

Можем ли мы сказать, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка)

Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений. Музыкальное прощание.

Учитель: до свидания, спасибо за урок

Ученики: до свидания, до свидания, до сви-да-ни-я!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические основы лизинговых отношений | ОБОСНОВАНИЕ ПРИСУТСТВИЯ САТАНЫ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных