Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторичная профилактика различных нервных заболеваний




Направлена на выявление заболеваний на самых ранних этапах, на уровне предпатологии и донозологии по характерным компенсаторно-декомпенсаторным функциональным сдвигам. Здесь большую роль играет ранняя диагностика, применение эффективных методов и средств лечения, длительная поддерживающая терапия, исключающая возможность рецидивов.

 

Некоторые аспекты профилактики психических нарушений (психозов)

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека - потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция» (восприятие или оценка самого себя) - позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Стресс - что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители.

Дистресс — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора.

У современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются болезни нервной системы, которые объединены в группу невротических расстройств.

Невротические расстройства - это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

• все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;

• имеют невротический уровень проявления, т. е. больной независимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реальной действительностью;

• расстройство имеет четкую временную связь с провоцирующим его фактором. Профилактика психического стресса

• Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики.

• Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

• Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

• Фармакологическая коррекция, которая включает использование лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера. Кроме того, люди, пережившие острый стресс (психотравму) или находящиеся в состоянии хронического стресса, подлежат общему оздоровлению.

Адаптогены - вещества растительного и животного происхождения, обладающие антистрессорным действием, повышающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу наступления утомления и укорачивающие восстановительный период.

К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных возможностей организма, а они не безграничны.

Необходимо помнить и применять такие доступные, не оказывающие отрицательного воздействия на здоровье организма методы снятия стрессовых реакций, как:

• глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой ситуации непроизвольно впадают в летаргический сон);

• повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина - химической причины стресса);

• различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов медработника или психолога (медитация, аутогенная тренировка, групповой тренинг);

• занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);

• нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения - смехотерапия);

• любовно-романтические отношения.

Как известно, на что человек направляет свое внимание, на то и расходуется его энергия. Стремясь удовлетворить свои потребности, часто многие сразу, человек рассредоточивает свои силы. На удовлетворение всех потребностей своего ресурса, естественно, не хватает, но человек этого не понимает или игнорирует. Такое поведение редко даёт желаемый результат, и неизбежно отрицательно сказывается на физическом и психологическом состоянии.

Снижается работоспособность, возникают проблемы со здоровьем, осложняется общение, накапливается неудовлетворённость качеством своей жизни. Если инстинкт самосохранения блокирует неправильное поведение человека, то ограничивается его активность (внезапно нарастает чувство лени, понижается сопротивляемость организма различным инфекциям и т.п.). Так создаются условия для выздоровления и восполнения ресурса.

Человек же, располагающий скромным запасом сил, сконцентрировавший их на приоритетном направлении, в состоянии удовлетворить актуальную потребность. Удовлетворив её, он может направить свое внимание на удовлетворение следующей по актуальности потребности. Очень хорошо, если такие потребности связаны с образованием, развитием личности. Можно разбить путь их достижения на этапы, и решать задачи последовательно. Правильно распоряжаясь своими возможностями, человек может достичь многого.

В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек "отравляет" своё сознание, ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная мудрость: "Если смотришь в грязь - видишь грязь и ничего, кроме грязи. Если смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды". Умение видеть в другом человеке достоинства, даже если они глубоко спрятаны и редко проявляют себя из-за невостребованности, даёт возможность выстраивать новые, более конструктивные отношения.

Патология формируется, когда у человека разрушаются межличностные связи, нет любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно сам помогает. Все люди прямо или косвенно зависимы друг от друга и поэтому соблюдение принципа экологичности в общении является надёжной гарантией сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.

Позитивный взгляд на жизнь - это умение человека фокусироваться на светлой стороне жизни. Он позволяет в любой проблеме находить возможности, видеть лучшее в себе и каждом человеке, уметь на основе этого выстраивать гармоничные отношения. Смотреть позитивно на происходящее не отрицает способность видеть и учитывать все грани жизни, замечать в своем саду и сорняки, и цветы. Но человек, выбирающий жить позитивно, заботится о розах, а сорняки спокойно вырывает.

Взгляды на жизнь определяются нашими установками. Установка - это то, как мы привыкли относиться и оценивать что-либо. Позитивно живущий человек сформировал у себя определенные установки, и они стали для него привычными.

Советы по развитию позитивного взгляда на жизнь

Умей различать подвластное и неизбежное, изменяя первое и принимая второе.

Внутренняя гармония случается, когда наши установки позволяют поступать правильно и относиться мудро к происходящему. Она возникает у тех людей, кто смог воплотить в своей жизни давно известную истину, один из вариантов которой выражен следующими словами: «Боже, дай нам благоразумие спокойно принять то, что мы не можем изменить; мужество, чтобы изменить то, что можем; и мудрость, чтобы отличить одно от другого» (Р. Нибур).

Умей во всем находить полезный урок. То, что случается в жизни, не всегда соответствует нашим желаниям и ожиданиям. Но вместо возмущений по этому поводу мы можем в любой ситуации найти смысл и обогатиться новым опытом. Для этого задай себе соответствующий вопрос: «Чему я могу научиться в этой ситуации?»

Пример: запланирован летний отпуск на море, но возникли серьезные обстоятельства, и все указывает на то, что нужно изменить свои планы. Ситуация одна, варианты поведения разные.

Вариант поведения «жертвы». Чувствовать себя самым несчастным человеком на белом свете, обижаясь на жизнь, завидуя другим. Прожить очередной отрезок жизни в депрессии и разочаровании.

Вариант поведения «рокового борца» (термин В.Леви). Идти «напролом», вызвав на поединок Судьбу, и доказать, что любую ситуацию можно «взять под контроль». Часто это срабатывает, но если обстоятельства действительно серьезные, то не исключено, что они подсказывают о необходимости довериться ходу событий. Тому же, кто пойдет «на прорыв», порекомендуем следующее: будь внимателен к тому, как будут дальше разворачиваться события, и, если «грабли» будут повторяться, может, действительно, есть смысл приостановиться. Хотя это как раз людям такого типа дается сложнее всего, и они часто предпочтут продолжать наступать на грабли. И что раньше разобьется, голова или грабли, покажет лишь время.

Вариант поведения мудрого человека. Напомнить себе о важности принятия того, что многое от нас не зависит. И что эта ситуация - приглашение к тренировке важнейших качеств, которые необходимы нашей душе: принятие, терпение, оптимизм. Смыслы, которые человек может найти, зависят от уровня внутренней готовности учиться: кто-то в этой ситуации выберет научиться лучше отдыхать, не дожидаясь отпуска; кто-то уделит внимание развитию отношений с близкими, что зависит не от места (где общаться), а от нашей готовности проявлять интерес, заботу и понимание; кто-то пересмотрит свои привычные взгляды на отдых и работу.

Если что-то не устраивает, или изменяй ситуацию, или выходи из нее, или принимай происходящее без внутреннего сопротивления.

Когда что-то идет не по нашему плану, нормальным является переживание недовольства.

Но важно «не застрять» на этих эмоциях, иначе в «брюзжании» потеряется много времени.

Когда тебя что-то не устраивает, задай себе вопрос: «Могу ли я это изменить?» Если да, изменяй. Если не можешь изменить, задай следующий вопрос: «Могу ли я выйти из этой ситуации?» Если да, принимай соответствующее решение. Если не можешь изменить и решил не выходить из ситуации, тебе остается учиться принимать происходящее, иначе увязнешь в негативности.

Пример: работа с руководителем, который тебя не устраивает. Задавая последовательно указанные вопросы, ты можешь сделать выбор, который позволит выжить, но никак не доставит твоей душе спокойствия.

«Могу ли я выйти из этой ситуации?» Если твой начальник преступает элементарные нравственные нормы и с людьми не считается, расставание с таким человеком может оказаться наиболее оптимальным решением. Но если руководитель с тебя спрашивает «по делу» и не унижает твою личность, а ты реагируешь болезненно, потому что принимаешь критику на личный счет, вместо того чтобы лучше справляться с задачами, то ты очень долго можешь менять начальников.

Это достаточно типичная ситуация, когда люди часто увольняются, меняя одного начальника на другого, но на новом месте у них повторяются те же проблемы. Это показатель того, что корень проблем связан с установками «бегающего» работника. И пока эти установки не изменятся, бег по кругу будет продолжаться.

«Могу ли я принять ситуацию?» Данный вариант выбора доступен нам всегда. Причем принятие касается отношения к своему начальнику. Когда ты внутри перестаешь возмущаться по поводу «невыносимого поведения» начальника, то не тратишь энергию в пустоту и направляешь на эффективное выполнение своего дела. И в этом случае вероятность того, что начальник изменит к тебе свое отношение, выше, нежели когда ты возмущаешься.

В жизни всегда были, есть и будут проблемы. И у каждого из нас есть возможность не прятаться от них, а открываться тем урокам, которые они нам несут. Необходимо не противиться происходящему, а учиться во всем постигать смысл, и тогда жизнь станет позитивнее и гармоничнее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных