Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ




Практически на протяжении всего периода реформирова­ния экономики в Республике Беларусь проводилась политика, направленная на достижение макроэкономической стабилиза­ции. В реальной действительности периоды относительной стабилизации сменяются периодами кризисов и стагнации, за­тем вновь достигается относительная стабильность, после ко­торой возможен очередной кризис. Может ли государство в принципе способствовать стабилизации экономики, и если да, то каким образом?

Прежде чем отвечать на эти вопросы, необходимо выяснить параметры состояния, которое в экономике называют стабиль-


Основы теории макроэкономики _______________________ 301

ным или равновесным, а также изучить механизм его достиже­ния. В данной главе рассматриваются общее равновесие и его основные факторы, т.е. закладывается теоретическая основа, необходимая для понимания важнейших форм равновесия и причин его нарушения. Элементарная модель совокупного спроса и совокупного предложения позволит в дальнейшем произвести более детальный и всесторонний анализ макроэкономических проблем, составляющих предмет рассмотрения последующих тем курса экономической теории.

9.1. Понятие совокупного спроса и его факторы

Общее, суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных ус­ловиях, составляет совокупный спрос. Он является более слож­ной категорией, чем рыночный спрос, и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов:

потребительского спроса на товары и услуги;

инвестиционного спроса фирм;

государственных закупок, включающих все расходы го­сударства на армию и вооружение, бесплатное медицинское об­служивание и образование, государственные инвестиционные программы и т.д.;

чистого экспорта, составляющего разницу между экс­портом и импортом.

Совокупный спрос представляет собой абстрактную модель соотношения уровня цен и реального объема национального производства. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Таким обра­зом, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость, которая гра­фически может быть представлена посредством кривой совокуп­ного спроса AD (рис. 9.1).

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено потребителями при каждом воз­можном уровне цен. Изменение объема совокупного спроса вы­ражается в движении вдоль кривой AD.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важ­нейшими эффектами в рыночной экономике:

• эффектом процентной ставки;

• эффектом богатства, или эффектом реальных кассовых ос­татков;

• эффектом импортных закупок.


302_________________________________________ Раздел III

Рис. 9.1. Кривая совокупного спроса AD

Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Это означает, что если в стране повышается уровень цен, то при не­изменной денежной массе происходит повышение процентной ставки (так как растет спрос на деньги для осуществления трансакционных операций). Но чем выше процентная ставка, тем ниже уровень инвестиций, а значит, и объем производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потреби­тельский спрос, поскольку дорогим становится потребитель­ский кредит. Следовательно, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса.

Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остат­ков, проявляется следующим образом. В рыночной экономике богатство домашних хозяйств в значительной степени пред­ставлено в виде различных финансовых активов (акций, обли­гаций, срочных вкладов и т.д.). Предположим, что какой-то ин­дивид имеет облигацию номиналом 1 000 000 руб. При повыше­нии уровня цен в два раза реальное богатство, представленное этой облигацией, в два раза уменьшится. Снижение реального богатства приведет к уменьшению потребительского спроса. В случае снижения общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство подталкивает их к уве­личению расходов, и они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877—1959), поэтому данную законо­мерность иногда называют эффектом Пигу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных