Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка ценовой стратегии и определения цены.




 

Ценовая стратегия — это комплекс средств и методов, с помо­щью которых реализуются цели ценообразования. Она позволяет выбрать динамику изменения исходной цены товара в условиях рынка.

Современная теория выработала ряд стратегий ценообразова­ния новых товаров, в число которых входят следующие основные (базовые): проникновения на рынок и «снятия сливок».

Стратегия проникновения на рынок предусматривает при вы­ведении товаров на рынок их продажу по низким ценам, что позво­ляет быстро сформировать спрос на данные товары, обеспечить определенную долю рынка, устранить конкурентов.

Стратегия проникновения на рынок может быть применена в следующих случаях:

• если рынок чувствителен к ценам и высокая цена может от­пугнуть покупателей;

• имеется высокая эластичность спроса;

• низкая цена не привлекает конкурентов;

• большой объем продаж сможет компенсировать издержки производства и сбыта данного товара.

Стратегия снятия сливок предполагает продажу товара в период освоения рынка по высоким ценам. По мере освоения изделия и увеличения объемов продаж цена посте­пенно снижается. Данная стратегия может быть реализована при наличии следующих условий:

• низкой эластичности спроса на данный товар;

• внешней (доступной для понимания покупателей) связи вы­сокой цены с адекватным ей качеством товара;

• неприемлемости высокой цены для фирм-конкурентов в дан­ный момент времени;

• большой емкости рынка;

• высокой привлекательности товара для потребителей (чаще всего товар представляет собой модификацию ранее выпускавше­гося и хорошо зарекомендовавшего себя товара);

• относительно высокой сложности товара, прошедшего длинный цикл НИОКР и защищенного патентами.

В то же время такая стратегия имеет недостатки. Главный из них состоит в том, что она привлекает на данный рынок конкурен­тов и способствует созданию конкурентных барьеров для данного предприятия. Другой недостаток — высокий риск, который может привести предприятие к потере конкурентоспособности.

 

 

Тема Планирование производственной программы

Разделы и система показателей плана производства.

Планирование объема производства продукции.

3. Обоснование плана производства продукции предприятия про­изводственной мощностью.

Планирование выполнения производственной программы.

Планирование объема производства продукции.

6. Обоснование плана производства продукции предприятия про­изводственной мощностью.

Планирование выполнения производственной программы.

Разделы и система показателей плана производства.

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является план производства и реализации продукции, или производственная программа.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Производственная программа состоит из двух разделов:

- плана производства продукции в натуральном (условно-натуральном) вы­ражении;

- плана производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассор­тимента и качества изделий в физических единицах.

При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-на­туральные единицы измерения.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели:

- реализованная продукция (валовой доход);

- товарная продукция;

- валовая продукция;

- чистая и условно-чистая продукция.

Реализованная продукция – это продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфаб­рикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбы­товую сеть.

Плановый объем реализованной продукции в стоимостном выражении рассчитывается по формуле

Где — объем товарной продукции вида в оптовых ценах пред­приятия;

— изменение остатков готовой продукции вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

- изменение остатков готовой продукции вида, отгружен­ной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода;

— количество видов товарной продукции

Реализованная продукция характеризует валовой доход пред­приятия в плановом периоде.

Товарная продукция включает стоимость:

- запланированных к вы­пуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предпри­ятия);

- полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных еди­ниц, предназначенных для реализации на сторону по кооперирован­ным поставкам;

- капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капи­тального ремонта, капитального строительства и собственных непро­мышленных хозяйств предприятия;

- инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана про­изводства с финансовым планом; вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции рассчитывается по формуле:

 

 

где — план выпуска вида продукции в натуральном выраже­нии;

— действующая оптовая цена вида продукции; — количество видов товарной продукции ;

— объем услуг и работ вида промышленного характера;

— количество видов работ промышленного характера

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной про­дукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производ­ство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции рассчитывается по формуле:

(7.5)

где , — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

, — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Более объективную картину о масштабах производства дают по­казатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость.

Плановый объем чистой продукции рассчитывается по фор­мулам

где МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость про­дукции;

- амортизационные отчисления на полное восстанов­ление основных фондов;

ЗП — заработная плата с начислениями на нее;

Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам

Пу = Пр - МЗ

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для ана­лиза структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

Планирование объема производства продукции.

План производства и реализации продукции предприятия фор­мируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана про­даж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные воз­можности предприятия могут быть больше или меньше запланиро­ванного объема продаж.

Производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируе­мом периоде.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам.

Типовая методика формирова­ния программы включает в себя следующие этап ы:

• анализ выполнения плана производства в предплановом периоде;

• формирование портфеля заказов;

• расчет производственной мощности;

• планирование выпуска продукции в натуральном и стоимост­ном выражении;

• оценка производственной программы;

• разработка мер по реализации программы.

Рассмотрим содержание основных этапов.

Анализ выполнения плана производства в предплановом периоде.

Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по ассортименту базиру­ется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассорти­менту может осуществляться:

• по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры,
имеющая наименьший процент выполнения плана);

• по удельному весу продукции, по которой выполнен план про­изводства, в общем перечне наименований;

• с помощью среднего процента, который рассчитывается деле­нием общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная производственной программой, в вы­полнение плана по ассортименту не засчитывается).

Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент рит­мичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плано­вый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени.

Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффици­енту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент арит­мичности (в пределах от 0 до 1).

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продук­ции, которая основывается на показателях:

• обобщающих (удельный вес продукции — новой в общем вы­пуске, сертифицированной, конкурентоспособной);

• единичных и комплексных, характеризующих свойства продук­ции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);

• косвенных (потери от брака, штрафы и пени за некачественную
продукцию, затраты на устранение рекламаций).

Всесторонний анализ выполнения плана производства продук­ции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наме­тить мероприятия по их реализации.

Формирование портфеля заказов. Осуществляется на стадии пла­нирования продаж, которое проводится в рамках маркетинговых ис­следований.

Порядок формирования портфеля заказов и планирования продаж изложен в теме «Планирование продаж»

3. Обоснование плана производства продукции предприятия про­изводственной мощностью.

Расчет производственной мощности предприятия является важ­нейшим этапом обоснования производственной программы.

Под производственной мощностью предприятия (цеха, участка) по­нимается максимально возможный годовой объем выпуска продук­ции при заданных номенклатуре и ассортименте на основе прогрессивных норм использования обо­рудования и производственных площадей, внедрения новейшей тех­ники, технологии, оптимальных режимов работы, научной организа­ции производства, труда и управления.

Рассмотрим методику расчета производственной мощности пред­приятия. Для расчета необходимо иметь следующие исходные дан­ные: плановый фонд рабочего времени одного станка; количество станков; производительность оборудования; трудоемкость произ­водственной программы; достигнутый процент выполнения нормы выработки.

Расчет производственной мощности предприятия должен прово­диться в следующей последовательности: мощность

1) агрегатов и групп технологического оборудования;

2) производственных участков, це­хов (корпусов, производства);

3) предприятия в целом.

В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности обору­дования, а в дискретных производствах — по трудоемкости изготов­ления продукции.

Производственная мощность агрегатаа) определяется как произведение годового планового полезного фонда времени рабо­ты (Фп) и его производительности в единицу времени (П):

Производственная мощность участка, цеха (Mу) оснащенного однотипным оборудованием, определяется умножением нормативной годовой производительности одной машины, агрегата (Ма) с учетом среднего коэффициента перевыполнения нормы выработки (К в н) на среднегодовой парк этого вида оборудования

 
 

 


или

 

где — норма времени на изготовление единицы продукции, ч.

Производственная мощность — величина не постоянная. Пла­нирование производственной мощности заключается в выпол­нении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить входную мощность, выходную мощность, среднегодовую мощность, показатели степени освоения мощности

Входная мощность определяется по наличному оборудованию, уста­новленному на начало планового периода.

Выходная мощность — это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности , рассчитываемой по формуле

(7.10)

где — производственная мощность на начало планируемого пе­риода (года);

— увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;

, , , — соответственно число месяцев работы мощности;

— прирост мощности за счет технического перевооружения, расшире­ния и реконструкции предприятия,

— увеличение (+), уменьше­ние (—) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассорти­мента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг;

Мв — уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.

Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.

Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную Дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточ­ной, месячной, годовой) проектной мощности.

Коэффициент использования среднегодовой и вводимой производ­ственной мощности определяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактиче­ской или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой продукции.

Планирование выполнения производственной программы.

Планирование выпуска продукции. Установленное в производст­венной программе задание по объему производства продукции мо­жет быть выполнено при условии обеспечения необходимым коли­чеством ресурсов.

Алгоритм расчета производственной программы (плана произ­водства продукции) в упрощенном виде может быть сведен к следую­щим процедурам.

1. Анализируется портфель заказов.

2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на
один вид продукции, принятый в качестве представителя.

3. Анализируется использование среднегодовой производствен­
ной мощности в отчетном периоде.

4. На данном этапе планируется увеличение коэффициента ис­пользования производственной мощности в планируемом периоде, которое может быть достигнуто за счет реализации выявленных внутрипроизводственных резервов, без дополнительного ввода пос­тоянных факторов производства.

5. Определяется возможный выпуск продукции на основе дейст­вующих производственных мощностей с учетом запланированного коэффициента использования мощности.

6. Проект производственной программы сравнивается с произ­водственной мощностью по каждому изделию-представителю и вы­ясняется, достаточно ли в наличии мощностей для выполнения объе­ма продаж на плановый год.

Если план продаж превышает производственную мощность, то с целью сохранения покупателей и клиентов необходимо провести комплекс мероприятий по расшивке узких мест и увеличению произ­водственной мощности либо по размещению части заказов на усло­виях кооперированных поставок на других предприятиях.

С целью более полной увязки проекта производственной про­граммы и производственной мощности предприятия разрабатывает­ся баланс производственных мощностей. В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощ­ностей.

После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. В процессе обоснования производственной программы необхо­димо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности.

Разработка мер по реализации программы. После всестороннего анализа проект производственной программы утверждается и дово­дится до структурных подразделений предприятия.

Предметом планирования выполнения производственной про­граммы являются метод изготовления и тип производства. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы задания производствен­ной программы предприятия довести до всех структурных подразде­лений (корпусов, цехов, участков, рабочих мест) и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами оперативно-календарного планирования, которое являет­ся неотъемлемой частью тактического планирования предприятия.

Планирование выполнения производственной программы вклю­чает следующие этапы:

• распределение производственной программы по плановым пе­риодам;

• доведение производственной программы до структурных подразделений;

• выбор метода изготовления производственной программы;

• расчет загрузки оборудования.

Эти этапы будут рассмотрены в теме «Оперативно-календарное планирование».

 

Тема 3.4. Планирование материально-технического обеспечения

Разделы и показатели плана материально-технического обеспечения.

2. Планирование потребности в сырье, материалах, топливе и энер­гии.

Планирование незавершенного производства.

Планирование потребности в оборудовании.

 

Разделы и показатели плана материально-технического обеспечения.

Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляются в плане материально-технического обеспечения (МТО) предприятия, который является важнейшим разделом тактического плана.

Целью разработки плана МТО является оптимизация потребности предприятия в материально-технических ресурсах.

Основными задачами плана МТО являются:

• своевременное и полное удовлетворение потребности пред­приятия в материально-технических ресурсах;

• обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

• минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение
товарно-материальных ценностей;

• определение оптимальных сроков поставки и размеров транс­портных партий приобретаемых материальных ресурсов;

• определение оптимального уровня запасов материально-техни­ческих ресурсов;

• разработка политики всемерной экономии материальных ре­сурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторич­ного сырья, опережающего развития производства экономичных и ре­сурсосберегающих видов продукции и технологий;

• создание условий для эффективной деятельности структурных
подразделений предприятия на принципах полного коммерческого расчета и т.д.

Исходными данными для разработки плана МТО являются намечен­ные объемы производства, объемы работ по техническому и органи­зационному развитию, капитальному строительству, а также норма­тивная база с учетом заданий по снижению норм расхода материалов.

План МТО составляется в натуральном и стоимостном выраже­нии на год и с разбивкой по кварталам.

План МТО состоит из расчетов потребности в материально-тех­нических ресурсах и плана закупок.

План МТО предприятия (фирмы) составляется в четыре этапа:

1. Разрабатывается проект плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. Ис­ходной базой при этом являются стратегический план предприятия и достигнутые показатели потребления ресурсов года, предшествую­щего планируемому.

2. Проводится анализ эффективности использо-вания материальных ресурсов, проект плана МТО корректируется на основе уточненной
производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректи­рованных норм расхода материалов и производственных запасов.

3. Проводится анализ рынка сырья и материалов, оценивается це­лесообразность приобретения того или иного ресурса или изготовле­ния его на предприятии собственными силами и принимается реше­ние о закупке.

4. Составляются балансы материально-технических ресурсов и пла­ны закупок.

Разработка балансов МТО является предпосылкой для планирова­ния распределения материальных ресурсов между производственными единицами, а также установления хозяйственных связей с поставщиками продукции производственно- технического назначения. С целью стимулирования рационального использования ресурсов до структурных подразделений целесооб­разно доводить не только лимиты, но и бюджеты материально-тех­нических ресурсов.

Потребность предприятия в материальных ресурсах должна быть обоснована соответствующими расчетами по следующим видам их потребления:

- основное производство;

- капитальное строительство;

- внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ;

- ремонтно-эксплуатационные нужды;

- изготовление технологической оснастки и инструмента;

- прирост незавершенного производства;

- создание необходимых материальных запасов.

Планирование потребности в сырье, материалах, топливе и энергии.

Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий в виде отдельных расчетных таблиц.

Потребность основного производства в материалах (сырье) на про­изводственную программу (ПМ,) определяется умножением нормы расхода данного вида материалов на единицу продукции (Н,) и на планируемый объем ее выпуска в данном периоде (ОП;):

В зависимости от того, какие нормы применяются для расчета, различают следующие методы расчета потребности в материально-технических ресурсах: подетальный, поиздельный, по аналогии и по типовым представителям.

При поизделъном и подетальном методах применяются нормы рас­хода на производство единицы изделия, деталей.

Метод определения потребности по аналогии заключается в том, что изделия, на которые в период расчета потребности нет норм рас­хода, приравниваются к аналогичным изделиям, на которые имеют­ся нормы расхода материалов. При этом необходимо учитывать ха­рактерные особенности нового изделия, для чего в расчет вводятся поправочные коэффициенты.

При большом разнообразии выпускаемой продукции, а также при отсутствии уточненной программы выпуска по каждой позиции про­изводится расчет потребности в материалах на типовое изделие или деталь, норма расхода материала на производство которых явится средневзвешенной для планируемой группы изделий или деталей.

Потребность в материальных ресурсах для капитального строи­тельства определяется на основе:

• планируемого объема строительно-монтажных работ;

• внутриотраслевой и отраслевой структуры строительно-мон­тажных работ по уточненному плану года, предшествующего плани­руемому;

• объектных норм расхода материалов на 1 млн. р. cтоимости строительно-монтажных работ, а по жилищному строительству — на
1 тыс. м2 жилой площади с последующим перерасчетом на 1 млн. р.
сметной стоимости строительно-монтажных работ по плановой смет­ной стоимости 1 м2 общей площади.

Потребность в материальных ресурсах для проведения мероприятий по плану инноваций определяется на основе объемов работ по совер­шенствованию технологии, механизации и автоматизации производ­ства, освоению и внедрению новой техники, объемов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и других планируемых работ и норм расхода материалов на эти цели.

Потребность в материальных ресурсах на ремонт основных фондов определяется исходя из объема основных фондов, утвержденных норм расхода материалов на 1 млн. р. стоимости основных фондов и поправочного коэффициента, определяющего потребность данно­го материала на ремонт вновь введенных орудий труда, производст­венных и непроизводственных зданий и сооружений.

Суммирование полученных таким расчетом величин расхода данно­го вида материала по всем типоразмерам инструмента позволяет опре­делить общую потребность по предприятию на годовую программу.

Потребность в топливе на технологические нужды обосновывает­ся прямым расчетом исходя из объемов производства и норм расхода топлива.

Аналогичным методом определяется потребность в котельно-печ­ном топливе на нужды промышленного транспорта. Нормы расхода топлива на работу внутризаводского транспорта рассчитываются в килограммах условного топлива на 1 т перевозимого груза или на 1 ч работы транспортных машин.

Потребность в автобензине для автомобилей (автобусов, грузовых и легковых машин и т.п.) определяется в тоннах в зависимости от марки автомобиля и планируемого пробега.

Составной частью годовой потребности предприятия в матери­альных ресурсах является потребность на образование производствен­ных запасов сырья и материалов. На размер производственного запаса влияют:

• величина потребности в различных видах сырья и материалов;

• периодичность поставок продукции предприятиями-по­ставщиками;

• периодичность запуска сырья и материалов в производство;

• сезонность поставок материалов;

• размеры транзитных поставок.

Величина производственного запаса обосновывается нормой про­изводственного запаса, представляющей собой средний в течение года запас материала в днях его среднесуточного потребления, пла­нируемый на конец года как переходящий. Размер переходящего за­паса определяется по формуле

Зп = Нз х Мд

Где Зп - размер переходящего запаса по материалу;

Нз - норма переходящего запаса материала, дн.;

Мд - потребность материале на однодневный выпуск;

Планирование незавершенного производства.

 

План МТО должен учитывать изменение незавершенного произ­водства. По изделиям с длительным производственным циклом рас­считывается потребность в материалах для обеспечения плана выпуска продукции и изменения объема и комплектности незавершенного произ­водства (задела).

Общее количество материалов, которое постоянно находится в за­деле, определяется умножением длительности производственного цикла изготовления продукции в днях на среднесуточный расход указанного материала в натуральных единицах измерения.

При наличии данных об изменении задела в деталях или изделиях к концу планового периода по сравнению с его началом потребность в материалах на изменение незавершенного производства определяется по формуле

где , — количество изделий или деталей -го вида в незавер­шенном производстве соответственно на конец и начало планового периода;

— норма расхода материала на изделие или деталь -го вида;

— количество наименований изделий или деталей, на произ­водство которых расходуется данный материал.

При большом количестве наименований деталей и изделий и раз­личных циклах их изготовления указанный метод расчета весьма тру­доемок. В этом случае применяется более простой, но менее точный метод, основанный на данных об изменении незавершенного произ­водства:

где , — денежная оценка незавершенного производства на начало и конец планового периода, тыс. р.;

ОП — объем товарной продукции, тыс. р.

Планирование потребности в оборудовании.

Расчет потребности в оборудовании осуществляется по следую­щим направлениям.

Потребность в оборудовании для замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования на действующих предприятиях определяется с учетом необходимости планомерного обновления действующего парка машин на основании актов об их техническом состоянии.

Потребность в оборудовании для увеличения производственных мощ­ностей обосновывается технико-экономическими расчетами, дока­зывающими недостаточность имеющегося парка оборудования для выполнения заданной программы.

Потребность в оборудовании для проведения научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ, а также работ по механизации производственных процессов и внедрению передовой технологии опреде­ляется на основе планов научно-исследовательских работ с учетом внедрения достижений науки и техники.

Потребность в оборудовании и машинах на ремонтно-эксплуата­ционные нужды определяется с учетом наличия и намечаемого роста эксплуатационного парка, его возрастного состава, прогрессивных норм расхода запасных частей, сроков службы и т.д.

Общая потребность в инструменте на пла­нируемый период определяется по каждому виду инструмента (шт.):

где — нормативный расход инструмента за весь планируемый пе­риод, шт.; — нормативный оборотный фонд инструмента, шт.; — фактический оборотный фонд инструмента на начало плано­вого периода, шт.

Потребность в шинах для транспортных машин (автомобилей, по­грузчиков и т.п.), используемых для грузовых (пассажирских) пере­возок, а также для сельскохозяйственных машин, рассчитывается по формуле

где — потребность в шинах, шт.; — общее количество машин данного типа, ед.; — среднее количество колес на одной среднеспи­сочной машине, шт.; — среднегодовой пробег одной среднеспи­сочной транспортной (сельскохозяйственной) машины, тыс. км; а — амортизационный пробег одной шины, тыс. км.

Потребность в измерительном инструменте рассчитывается по формуле

где — количество деталей, подлежащих промерам в планируемом периоде, шт.; — потребное число измерений на одну деталь; — коэффициент, характеризующий выборочность контроля; — ко­личество измерений (долговечность) данного измерительного инст­румента.

 

Тема 3.5. Планирование труда и персонала

  1. Задачи и содержание плана по труду и персоналу предприятия.
  2. Планирование производительности труда по основным технико-экономическим факторам.
  3. Планирование потребности в персонале.
  4. Планирование подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации персонала.

 

    1. Задачи и содержание плана по труду и персоналу предприятия.

Планирование потребности предприятия в персонале осуществляется в плане по труду и персоналу. Целью разработки этого плана является определение рациональной потребности в персонале и обеспечение эф­фективного его использования в планируемом периоде.

К числу основных задач, которые решаются в процессе планирова­ния труда, относятся следующие:

• формирование оптимальной половозрастной и квалификаци­онной структуры трудового коллектива фирмы;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;

• стимулирование труда;

• создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;

• повышение производительности и качества труда;

• обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в пла­нируемом периоде;

• ротация персонала (прием, увольнение, перевод на другую работу);

• оптимизация средств на содержание персонала и т.д.

В плане по труду и персоналу выделяют три раздела:

- план по труду,

- план по численности персонала,

- план по заработной плате.

В плане по труду и численности предприятия рассчитываются показатели производительности труда; определяется трудоемкость изготовления единицы продукции и планируемого объема товарного выпуска, чис­ленность работающих в разрезе различных категорий персонала, численность высвобождаемых (увольняемых) и принимаемых на работу работников; готовятся исходные данные для планирования фонда оплаты труда и фонда заработной платы, средней заработной платы работников фирмы и т.д.

Общая плановая численность работающих определяется как сумма численности ППП и персонала, занятого в непромышленных хозяй­ствах и организациях фирмы.

При планировании следует различать явочную, списочную и сред­несписочную численность работников фирмы.

Явочную численность определяют при планировании численности рабочих. Она представляет собой число рабочих, которые ежедневно должны быть на рабочих местах для обеспечения нормального хода производства.

Списочная численность включает общее число всех работников фирмы (постоянных, сезонных, временных), в том числе работни­ков, фактически работающих, находящихся в командировках, отпус­ках, не вышедших на работу в связи с выполнением государственных обязанностей и по болезни, а также с разрешения администрации, совершивших прогулы и т.п.

В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяются по средне­списочной численности, когда в расчет принимается сумма списочной численности персонала за все календарные дни.

В процессе планиро­вания персонала выполняются следующие плановые расчеты:

• анализируется выполнение плана по труду и численности за предшествующий период;

• рассчитываются плановые показатели производительности труда;

• определяется нормативная трудоемкость изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска;

• рассчитывается плановый баланс рабочего времени одного ра­ботающего;

• рассчитывается потребность в персонале, его плановая структура и движение.

Обеспеченность фирмы трудовыми ресурсами определяется сравне­нием фактического количества работников в базисном периоде по категориям и профессиям с плановой потребностью.

Коэффициент выбытия кадров определяется отношением количества уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников за тот же период (в %):

Коэффициент приема кадров определяется отношением количества принятых работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников за тот же период (в %):

 

Коэффициент текучести кадров определяется делением числа работников фирмы (подразделения), уволенных по неплановым причинам , на среднесписочное число работников за тот же период (в %):

Коэффициент явки определяется отношением явочного числа работников к среднесписочному числу работников Коэффициент явки обычно рассчитывается как средневзвешенная величина.

    1. Планирование производительности труда по основным технико-экономическим факторам.

В планировании повышения производительности труда исполь­зуют абсолютные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относительные, определяющие динамику ее роста.

Для оценки уровня производительности труда в плановых расче­тах применяются три метода: натуральный (условно-натуральный), трудовой и стоимостной. При этом наиболее часто применяются два показателя: выработка и трудоемкость.

Выработка (В) рассчитывается по следующей формуле:

где ОП — объем производства продукции, рассчитанный в натураль­ных (условно-натуральных), стоимостных или трудовых показателях по реализованной, валовой, чистой (условно-чистой) продукции за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц, день);

ЗТ — затраты труда на данный объем производства продукции, чел.-ч.

Трудоемкость (Т) рассчитывается по формуле

В этой формуле затраты труда (ЗТ) измеряются в часах.

В практике внутрифирменного планирования применяются сле­дующие методы, каждый из которых имеет свою точность и область применения:

• корректировка базисной производительности труда с учетом ее изменения в планируемом году за счет технико-экономических фак­торов;

• прямой счет на основе трудоемкости производственной про­граммы;

• укрупненные методы.


Рассмотрим методы планирования производительности труда

Планирование производительности труда по технико-экономическим факторам.

Плановый рост производитель­ности труда под влиянием различных инновационных мероприятий рассчитывается в следующей последовательности.

1) Определяется исходная численность ППП фирмы в плановом периоде:

где — исходная численность, чел.;

— численность работающих в базисном периоде, чел.;

— темп роста объема производства продукции в плановом периоде, %.

2) Рассчитывается изменение численности работающих под влия­нием различных факторов роста производительности труда и определяется общее уменьшение (увеличение) численности путем сумми­рования полученных величин по всем факторам.

где — общее уменьшение (увеличение) численности под влияни­ем факторов роста производительности труда, чел., — изменение численности под влиянием -го фактора, чел.; — количество факто­ров, оказывающих воздействие на изменение производительности труда в плановом периоде.

3) Определяется плановый прирост производительности труда (ДП) по отношению к базисному (предплановому) периоду по формуле

2. Планирование производительности труда на основе трудоемко­сти производственной программы.

Планирование производительно­сти труда при данном методе осуществляется прямым счетом на основе трудоемкости производственной программы. Между показателями производительности труда и трудоемкости продукции существует следующая взаимосвязь.

где — прирост производительности труда к базисному уровню, %;

— снижение трудоемкости продукции по сравнению с базисным уровнем, %.

В этом случае показатель производительности труда — выра­ботка продукции одним работником (В), р., рассчитывается по формуле

где ОП — объем производства, тыс. р.; Т — трудоемкость производ­ственной программы, ч; Ф — полезный фонд рабочего времени од­ного работника, ч.

Таким образом, планирование производительности труда по дан­ному методу предусматривает планирование: трудоемкости изготов­ления одного изделия и производственной программы; объема про­изводства; полезного фонда времени одного работника.

3. Укрупненные методы планирования производительности труда. Позволяют приблизительно оценить уровень производительности тру­да в планируемом периоде. Они основаны на связи производитель­ности труда с другими параметрами, характеризующими состояние производства в фирме, например величиной потерь рабочего време­ни (целосменные и внутрисменные простои) и т.п.

    1. Планирование потребности в персонале.

Расчет потребности в персонале необходимо производить в раз­резе категорий работающих.

В зависимости от состава исходных данных выделяют следующие методы планирования численности:

• путем корректировки базовой численности;

• на основе производительности труда;

• на основе трудоемкости (норм обслуживания).

Метод планирования численности путем корректировки базовой численности работников является укрупненным и применяется на стадиях предплановой работы.

Плановая численность работающих в наиболее общем виде опре­деляется по формуле

где — плановая численность ППП, чел.;

— базисная числен­ность ППП (отчетная, ожидаемая), чел.;

— рост объема произ­водства в плановом периоде в процентах к базисному уровню;

Эч— планируемая экономия (увеличение) численности работников в пла­новом периоде по факторам, чел.

Плановая численность может быть определена на основе объемов производст­ва товарной, валовой, чистой продукции в оптовых ценах предпри­ятия и планируемой выработки на одного работника ППП:

Где ОПп — плановый объем выпуска товарной, валовой, чистой про­дукции, р.;

— плановая выработка той же продукции на одного ра­ботника ППП, р.

Для более точных расчетов численности работников фирмы сле­дует использовать метод, основанный на трудоемкости производст­венной программы. В этом случае численность определяется путем де­ления трудоемкости производственной программы на полезный фонд рабочего времени одного работника.

Общую численность ППП следует рассчитывать на основе пол­ной трудоемкости производственной программы, включаю­щей технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания и трудоемкость управления. Причем расчет может производиться на основе плановой либо базисной трудоемкости по формулам

Где , — расчетная полная трудоемкость производственной программы планируемого года, определяемая на основе полной тру­доемкости продукции, работ и услуг соответственно планового и ба­зисного года, чел.-ч;

, — полезный фонд рабочего времени одного рабочего соответственно в плановом и базисном году, ч;

— среднегодовой коэффициент выполнения норм выработки соответственно в плановом и базисном году;

— планируемое изме­нение численности за счет основных технико-экономических факто­ров, чел. (без учета изменения удельного веса отдельных видов про­дукции).

Численность вспомогательных рабочих рассчитывается по коли­честву рабочих мест или делением трудоемкости обслуживания на полезный фонд рабочего времени одного рабочего.

Численность работников аппарата управления в разрезе отдель­ных категорий (руководителей, специалистов, технических исполнителей), поддающихся нормированию, на плановый период может быть определена по следующим формулам:

или (8.116)

где — норма времени на выполнение определенной операции ( -и единицы работы), ч;

, — общий объем данного -го вида работ (операций), подлежащийвыполнению в плановом периоде, в соот­ветствующих единицах измерения;

— прочие затраты времени на выполнение других операций, не включенных в нормативы за дан­ный период, ч;

— плановый полезный фонд времени одного ра­ботника аппарата управления, ч.

Численность технических исполнителей и обслуживающего персо­нала во многих случаях удобнее определять подобно численности вспомогательных рабочих, то есть в соответствии с установленными нормами обслуживания (рабочих мест, помещений, работников и т.п.).

Численность работников охраны определяется в зависимости от числа постов и принятого режима работы.

 

Тема 3.6. Планирование оплаты труда

Цели и задачи планирования средств на оплату труда






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных