Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тенденции развития международных отношений.




1.Рассредоточение власти. Происходит изменение в расстановке политических сил на мировой арене. Мир становится многополюсный.

2.Новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности.

3.Формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью проблемы создания всеобщей безопасности.

4.Разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предупреждению военных конфликтов.

5.Включение в круг задач обеспечение безопасности мирового сообщества новых проблем: изменения климата и разрушения природной среды, международный терроризм, диспропорции в экономическом и научно-техническом развитии.

6.Демократизация международных отношений.

Внешняя политика государств. Цели, функции, средства внешнеполитической деятельности. Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах, регулирование отношений данной страны с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми путем различных средств и методов.

Целями внешней политики являются: обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности; реализация задач, обусловленных системой международных связей; создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.

Субъекты внешней политики: органы законодательной и исполнительной власти, МИД (Министерство иностранных дел), посольства, консульства, представительства, разведка, контрразведка.

Функции внешней политики: охранительная, информационно-представительная, организаторская, регулирующая, торгово-экономическая и участие в решении глобальных проблем современности.

Средства внешней политики. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствуют о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные.

Национальный интерес и национальная безопасность. Под национальной безопасностью понимается обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан. В системе национальной безопасности существуют свои особые ценности и приоритеты. Их субординация: для граждан – это наличие неотъемлемых прав и свобод и их гарантии; для общества сохранение и умножение материальных и духовных ценностей; для государств внутренняя стабильность, надежная обороноспособность, сохранение суверенитета и независимости, территориальной целостности.

Факторы национальной безопасности можно разделить на две большие группы: военные и невоенные.

К военной группе относятся, в частности:

1.Состояние вооруженных сил страны, наличие в распоряжение национального руководства современных ядерных и обычных вооружений, мобилизационные возможности (людские, материальные, финансовые).

2.Состояние возможных театров военных действий (ТВД).

3.Наличие (отсутствие) военных союзников, участие (неучастие) в военно-политических союзах и других межгосударственных и коалиционных группировках.

В числе невоенных факторов следует назвать:

1.Природно-экономические условия страны.

2.Геополитический фактор: размеры и освоенность территории; протяженность и состояние государственных границ; характер отношений с сопредельными странами.

3.Собственно-социальные факторы: жизненный уровень населения, его политические, культурно-образовательные, нравственные, профессиональные, демократические, этнические характеристики.

4.Состояние государственной и информационной безопасности государства.

Перечисленные факторы обеспечивают безопасное развитие страны, действуя в определенном комплексе, единой системе, не подменяя и не отменяя друг друга.

9 ноября 2010 года Указом главы государства утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. В новой редакции национальная безопасность рассматривается как состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

К основным сферам национальной безопасности, определенным ранее, добавлены научно-технологическая и демографическая как приоритетные. Впервые в документе сформулированы национальные интересы, вычленены конкретные потенциальные либо реально существующие угрозы национальной безопасности. Определены сущность и цель обеспечения национальной безопасности и основные задачи, которые необходимо решать для ее достижения. Причем в Концепции впервые сформулирована роль граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности. (См. журнал «Беларуская думка. 2011. № 3).

Национальный интерес – это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государст-венный интерес включает три основных элемента:

– военная безопасность;

– экономическое процветание и развитие;

– государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют и следующие элементы:

– рост национального благосостояния;

– защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

– расширение его влияния в мировой политике.

Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какая разница между понятиями «внешняя политика» и «международные отношения»?

2. Какие функции выполняет внешняя политика государств?

3. Каким образом достигается «баланс сил» в международных политических отношениях?

4. Еще Н. Макиавелли указывал, что всегда будут хорошими дела внутренние, если будут постоянно хорошими дела внешние. Какова, на ваш взгляд, взаимосвязь между внутренней и внешней политикой?

5. Какие функции выполняет дипломатия?

 

Основные понятия

Международные отношения – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между субъектами мировой политики.

Международные организации – межправительственные и неправительственные объединения, которые создаются на основе международных соглашений (устава, статуса или иного документа).

Национальная безопасность – состояние, характеризующее степень защищенности государства от внешних и внутренних факторов, угрожающих его суверенитету, национальным интересам, стабильности общества и благополучию граждан.

Национальные интересы – осознание и отражение в политике государства его коренных потребностей.

Внешняя политика – деятельность государства и других политических институтов, осуществляемая на международной арене.

Внешнеполитические приоритеты – цели, задачи и проблемы, требующие концентрации усилий и особого внимания государства во внешней политике.

Дипломатия – официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных