ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ стартовых условий и оценка исходной ситуацииАнализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования При анализе внутренних закономерностей развития муниципального образования рекомендуется использовать методы исторического и структурно-функционального анализа. Исходным пунктом рассмотрения закономерностей функционирования муниципального образования должен послужить анализ: - причин его возникновения; - функций, выполняемых им на разных этапах своего существования; - динамики структуры его экономики. При анализе внутренних закономерностей развития муниципального образования необходимо рассмотреть соотношение между его специализацией и комплексностью. Комплекс отраслей специализации оказывает существенное влияние на развитие связанного с ним комплекса инфраструктурных отраслей; в совокупности они призваны обеспечить условия для эффективного функционирования блока отраслей жизнеобеспечения населения, составляющего местное сообщество. Комплексность развития муниципального образования означает достижение такого состава, содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые призваны обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения.
Схема 3. Принципиальная схема подготовки и анализа информационной базы для формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования
Схема 4. Принципиальная схема формирования проекта концепции развития муниципального образования Преобразование состава частей экономики состоит в изменении: - отраслевой структуры; - места и роли муниципального образования в экономике субъекта Российской Федерации; - структуры производственной и непроизводственной сфер, их потенциала и составляющих внутри них; - внешнеэкономических и межрегиональных связей; - среды обитания; - форм собственности; - системы управления. При проведении аналитических работ необходимо иметь в виду, что нет прямой зависимости между отраслями специализации и комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. Специализация не является единственным источником комплексного развития. Существует и обратная зависимость: только при комплексном развитии муниципального образования отрасли специализации получают наиболее благоприятные условия для своего эффективного функционирования. Логика выявления противоречий между специализацией и комплексностью предполагает проведение аналитических работ на двух встречных направлениях: - в сфере комплексности развития муниципального образования при заданном (сложившемся, прогнозируемом) уровне развития отраслей специализации; - в сфере специализации экономики муниципального образования при фиксированном уровне комплексности его социально-экономического развития. Анализ стартовых условий социально-экономического развития муниципального образования Анализ стартовых условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования, обусловленных влиянием факторов местного характера, проводится по следующим основным направлениям: - качество жизни населения; - величина и эффективность использования местного социально-экономического потенциала; - экологическая обстановка; - экономическая ситуация; - состояние системы местного самоуправления. Под качеством жизни населения принято понимать категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния, свобод, социального и духовного развития человека. В числе ее структурных составляющих можно выделить следующие основные компоненты: - продолжительность жизни населения и состояние общественного здоровья; - уровень жизни; - образ жизни. Примерная структура местного стартового социально-экономического потенциала представлена на схеме 5. При анализе стартового социально-экономического потенциала муниципального образования важное место должна занять оценка эффективности его использования. В общем случае критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала территории (Кп) может быть представлен в виде соотношения: Кп = Эп/Зп, где: - Эп - эффект от реализации территориального социально-экономического потенциала; - Зп - затраты, потребовавшиеся для достижения Эп. В свою очередь, Эп может быть представлен в виде суммы двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая вклад территории в решение региональных и федеральных проблем. Что касается необходимых затрат (Зп), то они зависят от специфики конкретных мероприятий по реализации потенциала и могут быть определены по известным в практике расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов методикам. Необходимость анализа экологической обстановки на территории муниципального образования обусловлена тем обстоятельством, что экологический фактор уже сегодня оказывает весьма значительное влияние (а в перспективе это влияние усилится) практически на все сферы жизнедеятельности населения. Например, медико-экологическая обстановка является ключевым фактором, определяющим одну из важнейших составляющих качества жизни населения – состояние его здоровья. Анализ и оценка экономической ситуации, сложившейся в муниципальном образовании, предполагает выявление основных тенденций развития экономической сферы. Опорными направлениями анализа могут выступать, в частности, исследования структуры местной экономики, результативности институциональных преобразований в экономике муниципального образования, степени благоприятности местного хозяйственного климата и т.п. Важным направлением аналитических работ, связанных с выяснением стартовых условий развития муниципального образования, является анализ состояния системы управления. Недостатки в сфере правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, диспропорции в организационных структурах управления, слабая профессиональная подготовка персонала муниципального управления, недостаточность регламентации во взаимодействии различных ветвей власти, отдельных звеньев аппарата исполнительной власти и т.п. отмечаются практически повсеместно. Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации в муниципальном образовании производится с учетом всех основных факторов, оказывающих негативное и позитивное влияние на развитие муниципального образования (таблица 2). Для качественной оценки и ранжирования проблем развития муниципального образования используется табличная форма (таблица 3).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|