Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Согласование интересов




В вопросе стратегического развития муниципального образования выделяется ряд социальных и экономических субъектов и институтов, как обособленных социально-экономических интересов:

- население в лице отдельных социальных групп, слоев, индивидов;

- представительные и исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, глава муниципального образования;

- территориальные органы федеральных органов государственной власти и управления (государственной службы занятости, системы профессионального образования, социальной защиты и пр.);

- хозяйствующие субъекты и их объединения (предприятия, работодатели и объединяющие их ассоциации);

- общественные объединения (политические, экологические, научные, профессиональные и др.).

Всем субъектам интересов небезразлично, какие именно виды деятельности будут развиваться на территории муниципального образования как приоритетные, какие инвестиционные предпочтения будут существовать в ближайшие 5-10 лет, какой бизнес будет находить поддержку со стороны местных властей и местного сообщества и т.п.

Для всех социальных групп, общностей и институтов муниципального образования можно выделить общий, единый интерес, состоящий в проведении такой социально-экономической политики, которая основывалась бы на сбалансированности интересов всех социальных и экономических субъектов в муниципальном образовании.

Социальное партнерство

Механизмом разработки, принятия и реализации социально-экономической политики, учитывающей разные интересы является социальное партнерство, которое предполагает непосредственное взаимодействие всех субъектов интересов.

Объектом социального партнерства в контексте стратегического развития муниципального образования является концепция социально-экономического развития муниципального образования в целом и стратегический выбор в частности.

Предметом социального партнерства выступают отношения участников определения стратегического выбора, разработки и реализации концепции по направлениям развития муниципального образования.

На этапе разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования последовательно решаются две основные задачи, связанные с мотивацией участвующих в ней социальных партнеров:

- выявление интересов социальных партнеров (экономических, социальных, экологических, политических и пр.);

- согласование интересов социальных партнеров.

Под интересом будем здесь понимать«объективное отношение общности, группы к своим потребностям и условиям собственной жизни»[4].

Содержательными элементами категории «интерес» являются:

- отношение к потребностям;

- отношение к способам их удовлетворения;

- отношение к социальным институтам, обеспечивающим удовлетворение соответствующих потребностей.

Определение интереса носит субъектно-объектный характер, что позволяет рассматривать интерес одновременно и как объективную реальность и как отражение этой реальности в сознании индивидов, групп, общностей. Оно операционально, а значит, позволяет разработать технологию и процедуры эмпирического изучения интересов.

Интерес как категория, неразрывно связанная с деятельностью социальных субъектов, несомненно субъективен. Потребности, являющиеся объективной основой интересов, у различных социальных субъектов в муниципальном образовании будут различны, а в каких-то аспектах могут оказаться прямо противоположными друг другу. Однако в стратегическом плане для всех социальных субъектов можно, очевидно, выделить общую, доминирующую потребность в виде формирования на своей территории таких условий жизнедеятельности, которые обеспечивали бы наиболее полное удовлетворение их потребностей.

По объекту проявления интересы в контексте стратегического развития муниципального образования могут быть классифицированы как:

- экономические;

- социальные;

- политические;

- духовные;

- экологические.

В структуре экономических интересов несколько достаточно независимых друг от друга составляющих: материальные интересы, предпринимательские интересы, потребительские интересы и т.д. Находясь под влиянием разного рода экономических отношений (производственных, распределительных, перераспределительных), экономические интересы определяются, в конечном счете, отношениями собственности.

Социальные интересы включают в себя отношение индивидов и групп к своему социальному положению, статусу, престижу и пр. Социальные интересы служат основой для самоидентификации индивидов и социальных групп в социальной структуре общества.

Политические интересы детерминированы отношением к власти, как социальному институту вообще и как средству удовлетворения своих потребностей в частности. Политические интересы, несмотря на расхожее мнение о том, что большинство населения стоит вне политики, и поэтому не является носителем политических интересов, присущи, тем не менее, практически всем социальным субъектам.

В структуре духовных интересов можно выделить компоненты культурного интереса, отношения к нравственным, религиозным, национальным ценностям.

Экологические интересы подразделяется на интерес сохранения среды обитания, рекреационный интерес, интерес к сохранению фауны, флоры, ландшафтных особенностей муниципального образования и пр.

Интересы населения по отношению к стратегии развития муниципального образования заключаются, прежде всего, в обеспечении условий для безопасного и всестороннего социального развития, повышении качества жизни. Что касается стратегического выбора, то население заинтересовано в том, чтобы на территории развивались те виды деятельности, которые не приносят вреда условиям жизнедеятельности, обеспечивают стабильную и достойную заработную плату, гарантируют рабочие места и соответствуют квалификационным возможностям населения.

Интересы власти заключаются в решении проблем комплексного и поступательного социально-экономического развития муниципального образования, а также получении поддержки двух других секторов, как основы для легитимного существования и функционирования.

Интересы бизнес-сообщества сосредоточены на экономической составляющей интереса и социальной стабильности, гарантирующей безопасность этого сектора.

Структура интересов социальных субъектов в части их отношения к собственным потребностям представлена в таблице 5.

 

Таблица 5. Отношение социальных субъектов

к собственным потребностям

 

Население Бизнес-сообщество Органы МСУ
Материальные интересы: улучшение качества питания; улучшение жилищных условий; расширение спектра услуг и пр. Социальные интересы: повышение престижа профессии; обеспечение социальной защищенности и т.д. Экологические интересы: сохранение чистоты окружающей среды; расширение зон рекреации и пр. Материальные интересы: расширение сырьевой базы; повышение квалификации рабочей силы; привлечение дополнительных финансовых ресурсов и пр. Социальные интересы: обеспечение социальной стабильности в муниципальном образовании; улучшение имиджа бизнеса и т.д. Политические интересы: укрепление связей с органами местной власти Материальные интересы: пополнение бюджета; привлечение инвесторов; вовлечение муниципального образования в программы развития и др. Политические интересы: улучшение имиджа муниципального образования; укрепление власти и влияния Духовные интересы: сохранение местных традиций и обычаев; укрепление культурных связей с другими муниципальными образованиями и т.д.

 

Структура интересов социальных субъектов в части их отношения к способам удовлетворения потребностей представлена в таблице 6.

 

Таблица 6. Отношение социальных субъектов к способам удовлетворения потребностей

 

Население Бизнес-сообщество Органы МСУ
интерес к предпринимательству (покупка акций, земли и др.); готовность повышать квалификацию; готовность сменить профессию и пр. интерес к межотраслевой кооперации; участие в благотворительности; создание ассоциаций и др. открытость и готовность к партнерству; поддержка малого предпринимательства; налоговая политика и пр.

 

Структура интересов социальных субъектов в части их отношения к социальным институтам представлена в таблице 7.

Интересы субъектов в целом однонаправлены – они сосредоточены на обеспечении устойчивого экономического развития муниципального образования, проведении эффективной социальной политики, обеспечении роста качества жизни населения как необходимых предпосылок собственного существования и функционирования.

В конечном итоге, все интересы всех социальных субъектов должны сойтись в одном и материализоваться в виде стратегического документа, который может иметь название Концепция комплексного социально-экономического развития муниципального образования (в некоторых субъектах Российской Федерации подобного рода документы именуются стратегиями, стратегическими планами или программами развития). В любом случае стержневым блоком этих документов является стратегический выбор.

 

Таблица 7. Отношение социальных субъектов к социальным институтам

 

Население Бизнес-сообщество Органы МСУ
  доверие к власти; готовность к протесту; интерес к ТОС и другим формам участия в мсу   готовность к социальному партнерству   социальная политика; взаимодействие с НКО и др.

 

Функционирование системы интересов должно превратиться в замкнутый непрерывный процесс взаимодействия местных органов власти с различными социальными общностями и группами, НКО, представляющими различные слои населения, бизнес-сообществом и другими ключевыми субъектами развития муниципального образования.

В этой системе действуют субъекты выявления интересов структуры и органы, нуждающиеся в получении данных о содержании, динамике и направленности интересов основных социальных субъектов муниципального образования; субъекты изучения интересов организации, располагающие необходимой теоретико-методологической и технологической базой для проведения исследований; объекты изучения интересов как носители эмпирической информации о предмете исследования население муниципального образования, представители бизнес-сообщества, органы власти и т.д.

Субъекты выявления интересов определяют направления и практические задачи исследования, выбирают исполнителя, совместно с которым разрабатывают программу исследования, определяют предмет и объект исследования, устанавливают сроки выполнения и объемы финансирования исследования. В качестве субъектов выявления интересов могут выступать либо сами органы местного самоуправления, либо, что является более предпочтительным, созданные с их участием структуры социального партнерства: общественные советы, муниципальные общественные палаты, экспертно-консультативные советы и т.п.

Задача субъекта изучения интересов заключается в обеспечении процесса регулярного взаимодействия с объектом исследования, в результате которого получаемый эмпирический материал преобразуется в конкретные обоснованные рекомендации по принятию управленческих решений.

К рекомендуемым способам выявления интересов можно отнести:

- репрезентативные опросы населения;

- экспертные опросы руководителей предприятий, общественных организаций;

- общественные слушания по конкретным проблемам развития муниципального образования;

- проведение «круглых столов», заседаний «дискуссионных клубов»;

- публикации подборок писем в муниципальных печатных изданиях с последующим открытым обсуждением в средствах массовой информации;

- организацию доступного для населения «горячего телефона»;

- открытие общественных приемных;

- создание общественных комиссий при администрации муниципального образования.

Помимо задачи выявления интересов социальное партнерство способствует согласованию интересов всех участников этого процесса. Результаты согласования интересов социальных партнеров институциализируются в концепции развития муниципального образования. Реализация этой концепции открывает новый этап взаимодействия социальных партнеров. На этапе претворения в жизнь концепции социально-экономического развития муниципального образования взаимодействие социальных партнеров не ослабляется, а наоборот усиливается, поскольку именно в процессе реализации запланированных мероприятий происходит непосредственное решение проблем каждого из партнеров и муниципального образования в целом. Задачи, которые решаются на этой фазе, могут оказаться практически неосуществимыми, если механизм социального партнерства не будет работать на полную силу.

На этапе реализации документов стратегического планирования развития муниципального образования целесообразно использовать организационно-институциональные формы социального партнерства, выражающиеся в различных создаваемых органах взаимодействия, таких как координационные комитеты, консультативные и экспертные советы, межведомственные комиссии и т.п. Создание и функционирование таких органов социального партнерства регулируется отдельными муниципальными правовыми актами.

Для реализации отдельных направлений концепции развития муниципального образования могут создаваться, условно говоря, отраслевые организационные структуры социального партнерства. Таковыми могут быть координационные комитеты содействия занятости населения, консультативные советы по кадровой политике и профобразованию, экспертно-консультационные советы по экологии и пр. И все-таки, ключевым органом социального партнерства в муниципальном образовании должны быть советы по стратегическому развитию территории. Они могут также носить наименование палат, комитетов, комиссий, но по своему предназначению они должны играть одну и ту же роль – совещательно-консультативного органа при администрации муниципального образования.

Широкое гражданское участие как обязательный элемент технологии обоснования стратегического выбора

Обеспечение широкого гражданского участия в процессе разработки принятия управленческих решений на местном уровне представляет собой важнейшую технологию обоснования стратегического выбора муниципального образования.

Эта технология используется органами местного самоуправления управления во всем мире, что соответствует тенденции усиления демократизации современного общества и позволяет повысить эффективность общественного и в том числе местного самоуправления.

Целью применения технологии широкого гражданского участия является активизация всех важнейших целевых групп муниципального образования для эффективного использования потенциала гражданских инициатив в процессах стратегического планирования и обоснования стратегического выбора.

К задачам по активизации местного сообщества можно отнести:

- выявление интересов важнейших целевых групп гражданского общества и их учет в процессе стратегического планирования;

- более обоснованное и экспертно подтвержденное стратегическое целеполагание с учетом приоритетов гражданского общества и на основе использования интеллектуального потенциала и идей жителей муниципального образования;

- формирование у населения чувства причастности к определению стратегического выбора муниципального образования;

- усиление уверенности жителей в будущем и их самоотождествление с интересами реализации стратегического выбора муниципального образования;

- повышение доверия населения к органам местного самоуправления, упрощение процедур взаимодействия жителей и местных властей;

- формирование более благоприятного социально-психологического климата в местном сообществе.

Широкая общественная консолидация является важнейшим политическим условием, без достижения которого реализация стратегических инициатив и проектов администрацией муниципального образования может быть очень затруднительной и неэффективной, планы могут остаться нереализованными, а лишь продекларированными.

Игнорирование интересов общественности и отстраненность муниципальной власти от населения могут повлечь за собой трудно исправимые последствия и конфликты. Даже самый удачный стратегический план, не отражая гражданской инициативы, будет выступать как навязанный извне, не будет поддержан местным сообществом, и документ, возможно, останется на бумаге.

Последствиями игнорирования местного сообщества при разработке документов стратегического планирования развития муниципального образования могут быть:

- опасность неверного анализа восприятия качества жизни гражданами и настроений населения муниципального образования;

- отсутствие отражения в стратегическом документе интересов и приоритетов граждан;

- отторжение населением стратегических инициатив муниципальных властей;

- недоиспользование творческого и интеллектуального потенциала гражданского общества;

- противостояние определенных групп населения процессу реализации стратегического выбора;

- нереализованность программ, проектов, плана комплексного социально-экономического развития муниципального образования в целом.

При организации привлечения населения к разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования и обоснованию стратегического выбора необходимо соблюдать следующие методические принципы:

- выявление важнейших целевых групп местного сообществамуниципального образования и обязательное привлечение представителей всех этих групп к стратегическому планированию;

- привлечение населения и других целевых группк участию в стратегическом планировании на всех стадиях разработки и реализации концепций, проектов и программ;

- непрерывность и последовательность осуществления гражданского участия и реализация принципов обратной связи и мониторинга общественного мнения в процессе стратегического планирования.

К пассивным формам обеспечения общественного участия относятся:

- целенаправленное информирование местного сообщества о стратегических инициативах муниципальных властей через средства массовой информации (публикации в газетах, передачи местного телевидения, радио и т.п.);

- распространение информационных бюллетеней по месту жительства населения (в почтовые ящики) или в наиболее посещаемых гражданами местах (поликлиники, магазины и т.д.);

- широкомасштабное анкетирование важнейших целевых групп и интервьюирование представителей важнейших стейкхолдеров;

- проведение местного референдума по наиболее важным вопросам обоснования стратегических целей и/или стратегического выбора.

К активным формам обеспечения общественного участия относятся:

- организация открытых приемных для граждан в администрации и «горячих» телефонных линий, с помощью которых люди могут как ознакомиться с информацией и стратегическими инициативами администрации, так и выдвинуть свои предложения, идеи, проекты;

- проведение разноформатных встреч с населением, общественных дискуссий и слушаний, конференций, семинаров, диспутов, тренингов для различных целевых групп;

- выдвижение и реализация гражданских инициатив;

- участие представителей гражданского общества в деятельности рабочих групп и других общественных органов по разработке стратегического плана, обоснованию стратегического выбора;

- проведение интерактивных дебатов, опросов, обсуждений на основе новых медиа- и коммуникационных технологий.

В применении активных форм участия населения в разработке и реализации концепции и стратегического выбора имеются определенные сложности:

- муниципальные власти слабо подготовлены к ведению активного диалога с гражданами и осуществлению механизма обратной связи;

- низка активность большинства жителей, отсутствуют навыки общественной работы и желание творческого участия в стратегическом планировании, сильно недоверие к власти и слабы стимулы к инициированию идей;

- плохая техническая оснащенность местных администраций и недостаток финансовых ресурсов для создания современной инфраструктуры участия гражданского общества.

На организационном этапе необходимо подготовить население к восприятию стратегических подходов, довести важнейшую информацию до всех целевых групп местного сообщества.

Важной формой работы при этом, особенно для небольшого муниципального образования, может стать проведение так называемой «стратегической недели», в ходе которой дается импульс активизации и вовлечению общественности в процесс стратегического планирования на основе проведения серии встреч, семинаров, дискуссий команды разработчиков документов стратегического планирования с руководителями и представителями крупных предприятий, организаций, малого бизнеса, администрации и муниципальных предприятий, средств массовой информации и общественности.

На этапе аналитических работ проводится исследование общественного мнения в отношении восприятия населением позитивных и негативных черт муниципального образования, наиболее сложных проблем и т.д. Особую роль здесь может сыграть проведение широкомасштабного анкетирования основных целевых групп муниципального образования.

Возможная анкета по опросу граждан содержит два основных раздела. Первый посвящен выявлению мнений опрашиваемых относительно общего облика муниципального образования и характеристик сфер его жизнедеятельности, а второй концентрируется непосредственно на проблемах разработки стратегии и обоснования стратегического выбора. Наличие первого раздела анкеты обусловлено важностью выявления отношения граждан к месту их проживания и их оценок качества жизни в муниципальном образовании для определения стратегических направлений развития, несмотря на то, что некоторые параметры состояния привлекательности жизни может дать статистика.

Анкетирование позволяет:

- определить степень привлекательности жизни в муниципальном образовании для населения и неудовлетворенности граждан различными сторонами жизни;

- выяснить степень предпочтительности данной территории как места для размещения и функционирования предприятий крупного, малого и среднего бизнеса, характеристик инвестиционного климата, сдерживающих факторов развития предпринимательства, ожиданий предпринимателей от местных властей;

- выявить целевые предпочтения опрошенных граждан и хозяйствующих субъектов и собрать предложения по конкретным сферам разработки стратегии (главная цель экономической стратегии, важнейшие направления и подцели развития экономики, программы и проекты) и обоснования стратегического выбора;

- определить характер восприятия стратегии различными категориями граждан (значение стратегии, отношение к крупным проектам и т.д.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных