Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизм реализации концепции социально-экономического развития




Результативность реализации концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования в значительной мере определяется позицией местной администрации, деятельность которой должна быть направлена на создание необходимых условий и принятие конкретных мер, обеспечивающих достижение стратегических целей развития муниципального образования.

Механизм реализации намеченных целей и приоритетов стратегического развития муниципального образования и основных направлений муниципальной социально-экономической политики с предложениями по мерам федеральной и региональной поддержки реализации концепции, привлечения инвестиционных ресурсов, определения ресурсов для реализации концепции основывается на следующих видах обеспечения:

- нормативное правовое обеспечение;

- научно-методическое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- финансовое обеспечение.

Структура механизма реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования включает в качестве основных звеньев:

- принципы;

- методы;

- функции;

- организационные формы;

- кадры местного самоуправления.

Основными принципами построения механизма реализации концепции стратегического социально-экономического развития муниципального образования являются:

- принцип баланса интересов;

- принцип «мягкого управления» процессами реализации концепции;

- принцип мониторинга.

Следование принципу баланса интересов состоит в обеспечении соблюдения интересов организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации концепции развития муниципального образования.

Следование принципу «мягкого управления» процессами реализации концепции означает, что органы местного самоуправления в ходе реализации концепции развития муниципального образования должны ориентироваться преимущественно на экономические, правовые и социально-психологические методы воздействия на участников работ.

Сущность принципа мониторинга состоит в том, что органы местного самоуправления в ходе реализации концепции развития муниципального образования обеспечивают решение комплекса основных задач муниципального социально-экономического мониторинга: организации наблюдения, получения достоверной и объективной информации о ходе протекания на территории муниципального образования социально-экономических процессов, в том числе об отклонениях от намеченного хода реализации концепции; разработки прогнозов развития ситуации и подготовки рекомендаций для органов местного самоуправления, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций.

К методам управления, используемым органами местного самоуправления в процессе реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования, в общем случае относятся:

- экономические;

- организационно-распорядительные;

- социально-психологические;

- правовые.

Под функцией управления принято понимать особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в управлении, отличающийся относительной самостоятельностью участок управления. Определение состава функций любого вида управления, в том числе, конечно, и управления процессом реализации концепции муниципального образования – задача, не имеющая однозначного решения, о чем свидетельствует множество различных подходов к их классификации.

Основными функциями управления, осуществляемыми органами местного самоуправления в процессе реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования являются:

- функция программирования;

- функция мониторинга.

Использование программно-целевого метода (осуществление функции программирования) создает значимые предпосылки для достижения намеченных целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов для решения проблем развития муниципального образования.

Осуществление функции мониторинга обеспечивает отслеживание хода работ по практическому достижению намеченных целей и приоритетов.

Реализация концепции социально-экономического развития муниципального образования предполагает наличие организационной структуры, укомплектованной кадрами, способными решать весь спектр проблем комплексного развития территорий. В общем плане речь должна идти о всей организационной структуре муниципального управления, та как в решении проблемы реализации концепции развития муниципального образования в той или иной мере задействованы все без исключения звенья аппарата местного самоуправления.

Что касается организационного аспекта реализации концепции развития муниципального образования, то речь идет, в первую очередь, о звеньях местной администрации, исполняющих функции программно-целевого планирования и упреждающего контроля за ходом достижения намеченных ориентиров социально-экономического развития муниципального образования.

Важным структурным элементом механизма реализации концепции развития муниципального образования являются кадры органов местного самоуправления.

От подбора, расстановки кадров во многом зависит эффективность муниципального управления в целом и механизма реализации концепции развития муниципального образования в частности.

Анализ практики решения кадровой проблемы в сфере муниципального управления свидетельствует, что значительная часть кадров в сфере местного самоуправления не имеет специальной подготовки, не вполне владеет методами решения принципиально новых задач муниципального управления.

Причины такого положения кроются как в сложившейся системе подбора руководящих кадров, ограниченной рамками номенклатуры, так и сложностью задач становления местного самоуправления в России – их слабой разработанностью в теоретическом и методическом плане.

Из этого следует необходимость ускорения проведения соответствующих научно-исследовательских работ и активная политика в деле подготовки и переподготовки кадров, способных эффективно работать в системе органов местного самоуправления.

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования как инструмент реализации концепции

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу является инструментом реализации намеченных в концепции целей и приоритетов стратегического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу.

К основным принципам, определяющим формирование программы комплексного социально-экономического развития, относятся:

- целенаправленность;

- комплексность;

- эффективность;

- преимущественно социальная ориентация развития;

- преемственность;

- управляемость;

- профессионализм;

- гласность;

- баланс интересов;

- многоканальное финансирование.

Основное назначение программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования состоит:

- в решении важнейших проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- в обосновании практической достижимости намеченных целей стратегического развития муниципального образования на ближайшую перспективу, определяемую, как правило, временным горизонтом 2-5 лет, что обусловлено сроком действия выбранных органов местного самоуправления;

- в обеспечении рационального сочетания интересов различных субъектов управления и хозяйствования в процессе решения широкого круга проблем развития муниципального образования на основе соблюдения известного принципа социального партнерства.

В рамках программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования решаются следующие задачи:

- уточняются главные цели комплексного социально-экономического развития муниципального образования на период реализации программы;

- выявляются и ранжируются ключевые проблемы на пути достижения главных целей в разрезе «проблемных» разделов программы, и на этой основе формулируются цели «второго уровня» и задачи по их достижению, на реализацию которых и должны быть направлены мероприятия в составе «проблемных» разделов;

- разрабатывается система мер, направленных на реализацию поставленных целей и задач с учетом принципов и приоритетов, установленных местной социально-экономической политикой, и соответствующий объем финансовых ресурсов на реализацию программы с указанием источников финансирования.

Процедуры разработки программ развития муниципальных образований представлены на схемах 8 – 10.

Кроме комплексных программ социально-экономического развития в муниципальных образованиях разрабатываются муниципальные целевые программы. Целями их принятия являются консолидация ресурсов, координация сроков и исполнителей для решения отдельных ключевых социальных, экологических, экономических и других проблем в развитии муниципального образования.


 
 

 


Схема 8. Процедура разработки программы поселения


 
 

 

 


Схема 9. Процедура разработки программы муниципального района


 

 

Схема 10. Процедура разработки программы городского округа


Разработка муниципальных целевых программ организуется и обеспечивается администрацией муниципального образования в соответствии с перечнем муниципальных целевых программ, предусмотренных к разработке и реализации программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу на период ее действия.

К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки программ различного уровня. В связи с этим следует обратить внимание на принципиальные изменения в использовании аппарата программно-целевого планирования, которые обусловлены новым механизмом хозяйствования.

Предоставление предприятиям и всем другим субъектам хозяйствования подлинной самостоятельности в производстве и реализации продукции (товаров, услуг) предполагает установление между ними и органами местного самоуправления партнерских экономически взаимовыгодных отношений. Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, в частности, что все участники программных работ имеют свободу выбора партнеров, гарантии возможности осуществления любого экономически выгодного им маневра при условии, что это не повлияет на нарушение временной логики в достижении намеченных целей и приоритетов развития территории.

Своеобразным демпфером возможных разногласий при столкновении интересов реализации программы и отдельных участников программных работ должны выступать органы местного самоуправления. Они могут и должны использовать всю гамму возможных воздействий на участников программных работ, не отступая, конечно, от соблюдения отмеченного выше принципа партнерства.

Ответственность за реализацию программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований в целом несут органы местного самоуправления. Представляется очевидным, что ставка только на средства местного бюджета, также как и ориентация на существенную государственную финансовую поддержку в современных условиях малоконструктивны. Поэтому важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация многоканального финансирования реализации программы. Центральное место здесь должно быть отведено активной финансовой и инвестиционной политике.

Но, все-таки, принципиальная возможность государственной поддержки местного самоуправления вообще, в том числе и реализации концепций и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований следует из действующего законодательства, которое обязывает государство обеспечивать поддержку местного самоуправления как формирующийся уровень народовластия.

Государственная поддержка может считаться одним из элементов механизма реализации стратегического выбора муниципального образования, дополняющим и расширяющим имеющийся арсенал инструментов. Например, комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования может войти составной частью в региональную программу и таким образом стать более привлекательным и надежным документом для потенциальных участников, в том числе инвесторов.

Для депрессивных муниципальных образований расчет только на средства местных бюджетов и собственные усилия по привлечению инвестиций практически невозможен, поэтому ресурсный блок концепции и программы должен предусматривать использование специальных инструментов государственной поддержки их реализации.

Формы и методы государственной поддержки развития проблемных и депрессивных муниципальных образований могут быть различными:

- использование трансфертов;

- передача местным бюджетам доходных источников федерального и регионального бюджета;

- федеральный и региональный заказ;

- создание особых экономических зон и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных