ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В РАМКАХ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИКонфликт в рамках педагогической психологии и психоло, гии развития традиционно понимается как деструктивное для осуществления педагогических воздействий явление, подлежа, щее профилактике или специальному устраняющему регулиро, ванию. В современных новых подходах это форма актуализации и удержания противоречия, необходимый психологический ме, ханизм любого деятельностного изменения, в том числе и раз, вития. Это специфическое средство, используемое при созда, нии условий для саморазвития человека в ситуации включения в интеллектуальные системы и образовательные институты (дет, ский сад, школа, вуз, системы повышения квалификации (пере, квалификации). Конфликт рассматривается как атрибут обуче, ния (становление культурных форм деятельности, мышления, общения), как необходимая процессуальная форма удержания противоречия в русле его продуктивного разрешения. Список рекомендуемой литературы: 1. Асмолов А.Г. Культурно,историческая психология и констру, ирование миров., М.,Воронеж, 1996. 2. Башев В.В. Открытое действие взрослого. // Педагогика раз, вития: Возрастная динамика и ступени образования. Мате, риалы 4,й научно,практической конференции., Красноярск, 1997. 3. Бильчуганов С.Ю. Экспериментальное исследование динами, ки осознания по методикам Ж.Пиаже. // Вопросы возраст, ной и генетической психологии., М.: МГУ, 1986. 4. Бюллетень клуба конфликтологов., Красноярск: КГУ, 1991, 1997. Вып. 1,6. 5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми., М.: Педагогика, 1991. 6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3., М.: Педагогика, 1983. 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ре, бенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6. 8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практи, кум., М.: Совершенство, 1997. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 221 9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении., М.: Педагогика, 1972. 10. Детский сад в Японии., М.: Прогресс, 1978. 11. Дольто Ф. На стороне ребенка., М.: Аграф, 1997. 12. Дольто Ф. На стороне подростка., М.: Аграф, 1997. 13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей., М.: Педа, гогика, 1985. 14. Дорохова А.В. Учебный курс «Интересы Ценности Нормы» как формирующий способности к продуктивному конфликто, ванию у подростков. Целевые установки и эффекты реали, зации. // Педагогика развития: Проблемы современного дет, ства и задачи школы. Материалы 3,й научно,практической конференции., Красноярск, 1996. 15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас, те. // Вопросы психологии. 1972. № 2. 16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии., М.: Рос. пед. агентство, 1995. 17. Замалетдинова Г.С. Конфликтная устойчивость подростков. - Фрунзе, 1988. 18. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой..., М.: Всесоюзный гуманитарный фонд им. А.С.Пушкина. ТПО «Ахилл». Центр психологии и психотерапии, 1991. 19. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты., СПб, Рига: «Эксперимент», 1997. 20. Кле Мишель. Психология подростка. Психосексуальное раз, витие., М.: Педагогика, 1991. 21. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения., М.: МОПИ, 1986. 22. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сооб, щений на XI научно,практич. конф. по конструктивной пси, хологии., Красноярск, 1990. 23. Конфликты: сущность и преодоление: Метод. рекомендации в помощь студентам пединститутов, университетов, учите, лям., М.: МГИУУ, 1990. 24. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя., М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 25. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуально, сти»., М.: Педагогика, 1986. 222 ____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ 26. Мюнстерберг Г. Психология и учитель., М., 1910. 27. Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1984. 28. Перре,КлермонА.,Н. Роль социальных взаимодействий в раз, витии интеллекта детей., М.: Педагогика, 1991. 29. Первышева Е.В. Межличностный конфликт как фактор со, циализации старших подростков: Автореф. дисс. канд. пси, хол. наук., М.: МГУ, 1989. 30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды., М.: Просве, щение, 1964. 31. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подростко, вого кризиса. // Вопр. психол. 1996. № 1. 32. Привалихина Т.И. Особенности преодоления учебно,пред, метных затруднений младшими школьниками как критерий возрастной динамики. // Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования. Материалы 4,й научно, практической конференции., Красноярск, 1997. 33. Рыбакова М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе., М.: Просвещение, 1991. 34. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. // Хрестоматия по социальной психологии., М.: Междунар. пед. академия, 1994. 35. Сергоманов П.А. Диагностика конфликтов детей младшего школьного возраста. // Педагогика развития: Проблемы со, временного детства и задачи школы. Материалы 3,й научно, практической конференции., Красноярск, 1996. 36. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Ситуация учения,обучения как конфликт. //Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2. 37. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого разви, тия человека и организаций., М.: Наука, 2000. 38. Трусов В.П. Социально,психологические исследования ког, нитивных процессов., Л.: ЛГУ, 1980. 39. Усманова Э.З. Мотивационно,эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации. // Вопросы психоло, гии. 1986. № 4. 40. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспи, тания и семейных отношений., М.: Апрель,Пресс, 2000. 41. Фрустрация, конфликт, защита (Из книги Crutchfield R., Livson РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 223 N. Elements of Psychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6. 42. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Конфликты по, ловозрастной идентификации., Красноярск:Изд,во Красно, ярского ун,та, 1996. 43. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность, атрибутивный эф, фект развивающего обучения. // Педагогика развития: Про, блемы современного детства и задачи школы. Материалы 3,й научно,практической конференции., Красноярск, 1996. 44. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения соци, альных норм детьми разного пола. // Вопр. психол. 1997. № 3. 45. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Почему педагог должен быть кон, фликтно компетентен. // Гражданское образование - путь к демократическому обществу. Civics education for Democratic Society. Материалы международной конференции Proceedings of the International Conference., СПб., 1999. 46. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продук, тивный конфликт. // Вопр. психологии. 2000. № 2. 47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении., Томск: Пеленг, 1993. 48. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития., М.: Интерпракс, 1995. 49. Цукерман Г.А. Оценка без отметки., М.,Рига, 1999. 50. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического разви, тия детей., М.: Педагогика, 1984. 224 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ 4.7. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В собственно конфликтологических работах конфликт по, нимается как специфическая сторона взаимодействия, обнару, живающая и актуализирующая человеческие противоречия. Рас, сматриваются способы и формы разрешения конфликтов, ди, намика протекания, содержание конфликта, его фазы и стадии, участники, их мотивация и субъективные интерпретации кон, фликта, функции и генезис конфликта. В основном это работы, претендующие на обособление конфликтологии как относи, тельно самостоятельной области знания и практики. В теоретическом аспекте данное направление представляет собой попытки определения понятия и феноменологии конф, ликта, как правило, достаточно условно, безотносительно пред, метного содержания представленного в конфликте противоре, чия. Практические и прикладные разработки посвящены про, цессам урегулирования, конструирования и разрешения конф, ликтов. В этот раздел также включены работы, посвященные конф, ликтной проблематике, которые трудно с достаточной опреде, ленностью отнести к какому,либо из предыдущих разделов. Список рекомендуемой литературы: 1. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные на, правления теоретических и прикладных исследований в за, рубежной психологии. Сборник обзоров АН СССР ИНИОН. - М., 1991. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов., М.: ЮНИТИ, 1999. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!, Новоси, бирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989. 4. Бюллетень клуба конфликтологов., Красноярск: КГУ, 1991, 1997. Вып. 1,6. 5. Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления крити, ческих ситуаций: Дисс. канд. психол. наук., М., 1981. 6. Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании лич, ности: Дисс. канд. психол. наук., М.: МГУ, фак. психологии, 1985. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 225 7. Выготский Л.С. Психология искусства., М.: Педагогика, 1987. 8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3., М.: Педагогика, 1983. 9. Вишнякова Н.Ф. Конфликт, это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии., Минск, 1996. 10. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т. 1., М., 1968. 11. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов., М.: РАН ИП, 1993. 12. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты., СПб.: Изд, во «Сова», 1993. 13. Гришина Н.В. Психология конфликта., СПб.: ПИТЕР, 2000. 14. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов., М., 1993. 15. Дмитриев А.В. Конфликтология., М.: Гардарики, 2000. 16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механиз, мы и защита., М.: Изд,во МГУ, 1996. 17. Ершов П.М. Искусство толкования. Ч.1. Режиссура как прак, тическая психология., Дубна: Феникс, 1997. 18. Зайцев А.К. Социальный конфликт., М.: Academia, 2000. 19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций., Ростов, на,Дону: «Феникс», 1998. 20. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Изб. произв. Т. 1., М.: Юристъ, 1996. 21. Кичанова И. Конфликт: за или против., М.: Молодая гвар, дия, 1978. 22. Конфликт в конструктивной психологии. // Тез. докл. и со, общений на XI научно,практ. конф. по конструктивной пси, хологии., Красноярск, 1990. 23. Конфликтология. //Учебник. / Под ред. А.С.Кармина., СПб., 1999. 24. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и ре, гулирования., М.: Эдиториал УРСС, 1999. 25. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии., М.: Междунар. пед. академия, 1994. 26. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе., Но, восибирск: Наука, 1990. 27. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной де, ятельности: Дисс. д,ра психол. наук., Саратов, 1979. 226 ____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ 28. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога., Минск: «Университетское», 1988. 29. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных мате, риалов) // Иностр. психология. Т. 1., М.: РАН ИП, 1993. № 2. 30. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. 31. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры., М.: Сов. Радио, 1974. 32. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру., СПб.: ПИТЕР, 1997. 33. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Про, блемы современной психологии. Т. VI., М., 1930. 34. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуально, сти»., М.: Педагогика, 1986. 35. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в пси, хологию демократии)., М., 1993. 36. Михеева И.Н. Амбивалентность личности., М.: Наука, 1991. 37. Нергеш Янош. Поле битвы, стол переговоров., М.: Между, нар. отношения, 1989. 38. Нюттен Ж. Мотивация. // Экспериментальная психология. / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Гл. IX. Конфликт., М.: Прогресс, 1975. 39. Основы конфликтологии. Учебное пособие. / Под ред. В.Н.Куд, рявцева., М.: Юристъ, 1997. 40. Павлова К.Г. Психология спора., Владивосток:Изд,во Даль, невост. ун,та, 1988. 41. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация., М.: Рос. пед. агентство, 1996. 42. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора., Псков, 1994. 43. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теорети, ческие принципы и опыт экспериментального исследова, ния): Дисс. канд. психол. наук., М., 1980. 44. Прикладная конфликтология. Хрестоматия., Минск: Харвест, 1999. 45. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной рабо, ты: Метод. пособие., Барнаул: Алтайский гос. ун,т, 1991. 46. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Медиум, 1995. 47. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Пути преобразования. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 227 Общие модули процессинга., Киев: Ника,Центр, 1997. 48. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборн. тек, стов для студентов психолого,пед. фак,та. Ч. 1., Красноярск: КГУ, 1991. 49. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии., М.: ИП АН СССР, 1991. 50. Фрустрация, конфликт, защита: (Из книги D.Cruchfield, Livsn N. Elements of pcychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6. 51. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Учебное пособие., Крас, ноярск: Изд,во Красноярского ун,та, 1995. 52. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компе, тентность. Фонд ментального здоровья., Красноярск, 1996. 53. Хасан Б.И. Ретроспектива и прожекты исследований в Крас, ноярской группе конфликтологов. // Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2. 54. Хекхаузен Х. Модели конфликта. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1987. 55. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтичес, кого опыта. // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 2. 56. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфея, 1996. 57. Balyszewski. H. Teoretycshe problemy spzzensci i konfliktow poleczych., Warszawa, 1982. 58. Bernard. J. The sociоlogical study of conflict in: The Nature of conflict (International sociological assosiation)., Paris: UNESCO. 59. Cislting, J. Institutienalized conflict resolution: A Theoretical paradigm//Jornal of peace, Research. 1965. № 2, № 4. 60. Conflict and Human interaction., USA, 1979. 61. Coser L. The Function of social conflict. Clencoe (III). 1956. 62. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and Destruc, tive processes, New Haven and London. Vale Univ. Press. 1973. 63. Ftlley A. Resolution of conflikt, Etiks good Lozer // Conflikt and Human interaction., USA Kengal / Hunt pablesing company, 1979. 64. Khasan B. An experience of applied conflictology. AMSE Transac, tion «Scientific Siberian», Series B. Vol. 1. // Constructive psycho, logy., Tassin, France: AMSE PRESS, 1992. 65. Krisberg L. Social Conflict., Prentice Hall, 2,nd, 1982. 66. Merton R.K. Sociological Ambivalence and Over Essays., London: The Free Press, 1976. 67. Obershell A. Social Conflict and Social Movement., New York: Prentice Hall, 1973. 68. Rapoport A. Conflict in Mak,Made envirounment., Baltimore, 1974. 69. SchellenbergJ. The science of conflict., New York: Oxford Univ. Press, 1982. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ* Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Преамбула Государства,члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Пари, же на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных На, ций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнен, ные решимости избавить грядущие поколения от бедствий вой, ны... вновь утвердить веру в основные права человека, в досто, инство и ценность человеческой личности... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базировать, ся на интеллектуальной и нравственной солидарности челове, чества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав чело, века провозглашается, что «каждый человек имеет право на сво, боду мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убежде, ний и на свободное выражение их» (статья 19) и что образова, ние «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными груп, пами» (статья 26), * Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости». принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе: - Международный пакт о гражданских и политических правах; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; - Международную конвенцию о ликвидации всех форм ра, совой дискриминации; - Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; - Конвенцию о правах ребенка; - Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области; - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в от, ношении женщин; - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловеч, ных и унижающих достоинство видов обращения и нака, зания; - Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дис, криминации на основе религии или убеждений; - Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; - Декларацию о мерах по ликвидации международного тер, роризма; - Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека; - Декларацию и Программу действий, принятые на Всемир, ной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене; - Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках; - Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискри, минацией в области образования; памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия обра, зования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, про, веденных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединен, ных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организован, ных государствами,членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в пос, леднее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксе, нофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитиз, ма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отноше, нию к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим,мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а так, же актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и яв, ляющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств,членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных сво, бод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, наци, ональной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности, преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, по, скольку толерантность является не только важнейшим принци, пом, но и необходимым условием мира и социально,экономи, ческого развития всех народов, мы заявляем следующее: Статья 1 — Понятие толерантности 1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой ин, дивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, об, щение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерант, ность — это добродетель, которая делает возможным дости, жение мира и способствует замене культуры войны культу, рой мира. 1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потвор, ство. Толерантность — это прежде всего активное отноше, ние, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятель, ствах толерантность не может служить оправданием пося, гательств на эти основные ценности, толерантность долж, ны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверж, дению прав человека, плюрализма (в том числе культурно, го плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсо, лютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. 1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к соци, альной несправедливости, отказа от своих или уступки чу, жим убеждениям. Это означает, что каждый свободен при, держиваться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Статья 2 — Государственный уровень 2.1. На государственном уровне толерантность требует справед, ливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно,процессуальных и административ, ных норм. Толерантность также требует предоставления каж, дому человеку возможностей для экономического и соци, ального развития без какой,либо дискриминации. Отчуж, дение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма. 2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, госу, дарствам следует ратифицировать существующие междуна, родные конвенции о правах человека и, если это необходи, мо, разработать новое законодательство с целью обеспече, ния в обществе равноправного подхода и равенства возмож, ностей для всех групп и отдельных людей. 2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и ува, жали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демокра, тия невозможны без мира. 2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Деклара, ция о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2). Статья 3 — Социальные аспекты 3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интегра, ции и взаимозависимости, в век крупномасштабных мигра, ций и перемещения населения, урбанизации и преобразо, вания социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенци, ально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. 3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдель, ными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и фор, мировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и от, крытому диалогу и обсуждению, распространения ценнос, тей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. 3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдель, ных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наиме, нее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы пре, доставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содей, ствовать, в особенности посредством образования, их со, циальному и профессиональному росту и интеграции. 3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и на, лаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, приня, тие эффективных контрмер, а также осуществление науч, ных исследований и мониторинга, способствующих выра, ботке политических решений и нормативной деятельности государств,членов. Статья 4 — Воспитание 4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерант, ности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. 4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим не, обходимо поощрять методы систематического и рациональ, ного обучения толерантности, вскрывающие культурные, со, циальные, экономические, политические и религиозные ис, точники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуж, дения. Политика и программы в области образования дол, жны способствовать улучшению взаимопонимания, укреп, лению солидарности и терпимости в отношениях как меж, ду отдельными людьми, так и между этническими, соци, альными, культурными, религиозными и языковыми груп, пами, а также нациями. 4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство стра, ха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно спо, собствовать формированию у молодежи навыков независи, мого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. 4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области соци, альных наук и воспитания в духе толерантности, прав чело, века и ненасилия. Это означает необходимость уделять осо, бое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и за, нятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью вос, питания чутких и ответственных граждан, открытых воспри, ятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреж, дать конфликты или разрешать их ненасильственными сред, ствами. Статья 5 — Готовность к действию Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, исполь, зуя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации. Статья 6 — Международный день, посвященный толерантности В целях мобилизации общественности, привлечения внима, ния к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощ, рения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международ, ным днем, посвященным толерантности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КУРСА Глубину произведения можно имитировать темнотой стиля. Станислав Ежи Лец Предварительные замечания Курс по жанру может быть проведен как тренинг с вводными небольшими лекциями и отработкой практических навыков анализа конфликта, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров. Мы предлагаем использовать в нем известные преимущества малых учебных групп: динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство, идентификация с группой, групповое влияние), пространственную организацию (общее контактное поле - круг, прямой контакт студентов (face-to-face contact), работу в микрогруппах. Это означает, что количество студентов в группе желательно не более 12-18 человек. План и временная организация занятий могут быть построены исходя из этих соображений. Один из возможных вариантов общей логики и пошаговой последовательности занятий отражен в Таблице № 1. Курс можно разворачивать как определенную последовательность совместных действий преподавателя и студентов. В этом варианте каждый шаг начинается с постановки общей задачи (совместного действия), которую необходимо решить. Совместное действие выстраивается так, что в результате его осуществления достигаются предварительно определенные результаты, которые фиксируются также совместно. 32_____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ Таблица 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|