ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Господство в воздухе
Был накоплен лётным и командным составом советской авиации опыт, найдены новые способы борьбы с немецкими истребителями, улучшилась радиосвязь и уже под Сталинградом, стали шире применяться: эшелонирование, вертикальный манёвр, разделение групп истребителей на ударные и прикрывающие (сковывающие), полёты парами,[80]управление самолётами с наземных пунктов наведения по радио. Но в воздушных сражениях на Кубани наша истребительная авиация ещё не смогла завоевать господства в воздухе. На Курской дуге в воздушных боях продолжалась работа по слётанности пар истребителей и были широко использованы все новые способы борьбы. После перехода наших сухопутных войск в контрнаступление была активно использована радиосвязь для управления боевыми порядками советской авиации с наземных командных пунктов наведения, а также связь между экипажами самолётов. И советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе. К концу 1943 г. наша радиотехническая промышленность смогла обеспечить ВВС, помимо обычных приёмо-передающих радиостанций, специальными установками радиообнаружения (радарами) самолётов типа «Редут» и «Пегматит» (РУС-2),[81]оказавшие неоценимую помощь командному и лётному составу в управлении и боевом применении авиации, особенно истребительной. (К сожалению, таких установок тогда было ещё мало). А в 1944 г., как уже отмечалось, наша промышленность стала выпускать истребители Ла-7, Як-3 и Як-9У, превосходящие на боевых высотах лучшие образцы истребителей люфтваффе. Таким образом, стратегическое господство в воздухе Советскими ВВС было завоёвано окончательно. Для сопоставления и размышления прилагаем данные об отправке боевых самолётов (по типам) заводами НКАП ВВС КА за годы войны и потерях боевых самолётов ВВС КА в 1944 г. (Табл. 5, 6)
Таблица 5
Отправка самолётов заводами НКАП за годы войны ВВС Красной Армии [82] Примечания: 1) Кроме того отправлено для АДД: Ил-4 – 2474; Ще-2 – 112; Ер-2 – 144; Ли-2 – 1214; Пе-8 – 52. Итого 3996 самолётов. 2) ОСОАВИАХИМ отправил в ВВС КА: По-2 – 1980; Р-5 – 640; СБ – 440; Рz – 100. Итого 3160 самолётов.
Таблица 6
Ведомость потерь боевых самолётов ВВС КА (без ПВО, ВДВ) за 1944 г. [83] Как следует из таблиц: количество отправленных заводами НКАП боевых самолётов частям ВВС почти в 3 раза превышало потери боевых самолётов всех типов фронтовой авиации без учёта износа, включая устаревшие и импортные самолёты. (Напомним, что за 6 месяцев войны 1941 г., наоборот, потери наших боевых самолётов превышали в 2,4 раза количество отправленных заводами НКАП боевых самолётов нового типа частям ВВС). 1944 год стал переломным в стратегии люфтваффе на советско-германском фронте.[84] Немецкое командование расформировало несколько бомбардировочных эскадрилий, лётный состав которых был направлен на переучивание для пополнения истребительных эскадрилий. Были также расформированы некоторые авиашколы и тыловые обслуживающие части, матчасть которых была переброшена на пополнение боевых лётных частей, а личный состав, главным образом унтер-офицерский и рядовой всех специальностей, был отправлен на пополнение наземных частей СС. Мероприятия по расформированию некоторых авиашкол и бомбардировочных эскадрилий показывают, что немецкое командование не рассчитывало в будущем усиливать свою бомбардировочную авиацию, полностью отказывалось от наступательной стратегии и стремилось держать действующие части ВВС полностью укомплектованными и даже иметь некоторый резерв, особенно в истребительной авиации, являющейся средством оборонительной стратегии. Основными причинами такого изменения стратегии, на наш взгляд, является абсолютное господство в воздухе советской авиации, успешное продвижение советских сухопутных войск на советско-германском фронте, и, как следствие, успехи ВВС и сухопутных войск Союзников на других театрах военных действий, в том числе открытие долгожданного 2-го фронта в Европе. Во второй половине 1944 г. немецкое командование значительно усилило прикрытие наземных войск истребительной авиацией и авиаразведку. В 1944 г. по сравнению с 1943 г. резко увеличилось использование самолётов ФВ-190 за счёт уменьшения использования Ю-87, Ю-88, Хе-111 и ФВ-189, особенно Ю-87 и ФВ-189, Количество вылетов ФВ-190 в 1944 г. из месяца в месяц возрастало. Это говорит о том, что истребитель ФВ-190 немецкое командование превратило в многоцелевой самолёт, который действует как истребитель, штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ближний разведчик. Он выпускался в 20-ти модификациях.[85]Производство истребителей в Германии в 1944 г. достигло максимума – 23805 самолётов, за счёт выпуска ФВ-190 и снижения уровня производства некоторых бомбардировщиков. (См. табл.3) В Советском Союзе, в связи с абсолютным завоеванием авиацией стратегического господства в воздухе и значительным снижением потерь, производство боевых самолётов, начиная с октября 1944 г., стало превосходить их потребности. Это создавало большой резерв самолётов, особенно истребителей. Сложилась обстановка, когда возникал вопрос о значительном сокращении (даже прекращении) производства боевых самолётов и вместо них развернуть разработку и производство только опытных самолётов.[86]
Помощь союзников
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о поставках по ленд-лизу нашими союзниками самолётов и запасных двигателей для советской авиации. Нельзя не учитывать эту помощь.[87] За период войны мы получили по ленд-лизу 9091 самолёт-истребитель и отправили строевым частям 7808 самолётов, что составляет 13,3 % от всех произведённых для Советских ВВС за этот период истребителей заводами НКАП, а бомбардировщиков – 2763 и отправили 2295 самолётов, что соответственно составляет 16 % (без учёта лёгких ночных бомбардировщиков По-2). Бомбардировщики Б-25 «Норд Америкен» и Дуглас А-20 («Бостон») различных модификаций после некоторого у нас дооборудования (увеличение запаса топлива, установки нашего вооружения) успешно применялись в авиации дальнего действия и в частях ВВС КА. Что касается истребителей, то из них более успешно применялся самолёт «Аэрокобра» Р-39 разных модификаций, из которых в 1942—1943 гг. были сформированы и отправлены на фронт 25 авиаполков, а из английских «Харрикейнов» в 1941—1942 гг. – 29 авиаполков, что составляло соответственно 4,2 и 5,2 % от всех сформированных в период войны истребительных авиаполков. К сожалению, даже на «Аэрокобре» Р-39, на которой наш прославленный ас А. Покрышкин в воздушных боях на Кубани успешно сбивал самолёты противника, имелись недостатки и дефекты. В процессе её лётных испытаний в НИИ ВВС, были катастрофы, в результате которых погибли лётчики-испытатели: подполковник К. Груздев, сбивший на фронте 17 самолётов противника (о нём уже говорилось ранее), полковник А. Автономов и инженер-подполковник К. Овчинников. К тому же, при эксплуатации в строевых частях в 1943 г. отмечался высокий процент неисправных самолётов «Аэрокобра» – до 17,5.[88] А на самолётах «Аэрокобра» Р-63 («Кингкобра») нами проводилось много различных ремонтных и доводочных работ (после их прибытия), в боевых действиях они не участвовали.[89] В последний период войны, когда советская авиация была оснащена в достаточном количестве отечественными истребителями с более высокими лётно-тактическими данными, поставляемые по ленд-лизу истребители, по существу, уже были не нужны (наибольшая их часть поступила в 1944 г.). Поэтому, большое их количество различных типов было передано в ПВО страны, где они и как перехватчики не использовались.[90] В резерве и в частях ПВО, ВВС ВМФ и ВВС КА к концу войны их осталось 6262 самолёта.[91] Запасных авиамоторов к нам по ленд-лизу поступило за весь период поставок 7104 единицы, что составляет 14,4 % от выпущенных моторов для боевых самолётов только в одном 1944 г.[92] Из приведённых данных видно, что самолёты, поставленные по ленд-лизу «погоды не сделали», но в трудную пору они всё же оказали советской авиации определённую помощь. Для сопоставления и размышлений приведём по этому и другим вопросам некоторые сведения в таблицах 7—9.
Таблица 7
Наличие импортных самолётов на 1 мая 1945 г. (единиц) [93] Таблица 8
Количество полученных и отправленных частям Советских ВВС импортных самолётов-истребителей по годам войны [94] Таблица 9
Количество импортных самолётов, полученных АДД по годам войны [95] Примечание: За период войны Советский Союз получил импортных бомбардировщиков: 2066 А-20 «Бостон» и 697 Б-25, всего 2763 самолёта. [96]
Советская авиация имела над авиацией люфтваффе численное превосходство: на 1 января 1942 г. в 1,8 раза, на 1 июля 1943 г. – в 3,6, на 1 января 1945 г. – в 9,3 раза. Но уже на 1 мая 1945 г. в связи с тем, что немецкое командование для обороны оставшейся своей территории сосредоточило почти всю свою авиацию – 2900 самолётов, численное превосходство советской авиации снизилось до 5. К тому времени во фронтовой авиации мы имели 14607 боевых самолётов, без устаревших типов и лёгких ночных бомбардировщиков По-2.[97]
Лётчики [98]
Накануне войны, на 22.06.1941 г. имелось лётчиков – 30184 человека. Боевые потери лётчиков за время войны – 27600 человек и не боевые – 3994, всего 31594 человека. Подготовлено лётчиков за время войны – 44093 человека. В боевые потери лётчиков входят: истребителей – 11874, штурмовиков – 7837, бомбардировщиков – 6613, разведчиков – 587 и вспомогательной авиации – 689 человек.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|