Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоциональное принятие ребёнка.




Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, АИ. Захаров, Д.И. Исаев, АЯ. Варга), ха­рактеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) опре­деляет аффективный знак отношения (симпатия - антипатия) и эмоцио­нальную дистанцию между родителем и ребенком.

Можно выделить несколько вариантов отношений родителя к ребёнку:

• Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязан­ность «несмотря ни на что»). Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отно­шения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопаснос­ти, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.

• Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

• Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание пози­тивных и негативных чувств, враждебности и любви).

• Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холод­ность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит не-сформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

• Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

• Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предла­гает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпа­тия/антипатия; уважение/презрение и близость — дальность.

Таблица 2

Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)

Тип любви/от­вержения Характеристики любви/отверже­ния Родительское поведение Родительское кредо
1. Действенная любовь симпатия уважение близость Принятие ребенка; внима­ние и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотруд­ничество и готовность прий­ти ему на помощь «Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший»
2. Отстраненная любовь симпатия уважение дистантность Принятие ребенка; недоста­ток внимания и заботы; ги-попротекция; низкий уро­вень кооперации и помощи «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»
3. Действенная жалость симпатия неуважение близость Принятие ребенка; недове­рие к нему; излишняя опека и потворствование «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это м о й ре­бенок и я люблю его»
4. Снисходи­тельное отстра­нение симпатия неуважение дистантность Принятие ребенка; отстра­ненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью «Нельзя винить мое­го ребенка в том, что он такой, — есть объ­ективные причины»
5. Отвержение антипатия неуважение дистантность Отвержение ребенка; огра­ничение общения, игнориро­вание; гипопротекция, г р а -ничащая с безнадзорностью «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»
6. Презрение антипатия неуважение близость Отвержение ребенка; то­тальный контроль, примене­ние наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитатель­ной системе запретов «Я мучаюсь и стра­даю от того, что мой ребенок так плох»
7. Преследова­ние антипатия уважение близость Отвержение ребенка; доми­нирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тоталь­ный контроль «Мой ребенок — не­годяй, и я докажу это!»
8. Отказ антипатия неуважение дистантность Отвержение ребенка; гипо-протекция и безнадзорность, попустительство, игнориро­вание «Я не хочу иметь де­ло с этим негодяем!»

 

Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:

• Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспи­танием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в бе­зопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, професси­ональный рост.

• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; перенос на ребёнка негативного эмоционального отношения.

• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление пост­травматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного к формированию привязанности, и психологической травмы, например утра­ты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирую­щей ситуации либо ассоциируется с ней.

•Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индиви­дуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнару­живающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведе­ние характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка.

•Индивидуально-типологические особенности ребенка — «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнима­тельность, импульсивность, — опосредующие формирование родительско­го отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет сте­пень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противо­положен родительскому, это может восприниматься родителем как нега­тивная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противо­положная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается по­следним как проявление слабости ребенка.

• Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супру­жеских отношениях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных