Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Воспитательный потенциал семьи – это воспитательные (педагогические) возможности семьи. Семейный воспитательный потенциал включает ряд факторов, влияющих на формирование личности ребенка. Фактор – это постоянно действующее обстоятельство.

Факторы жизнедеятельности семьи, влияющие на социализацию и развитие детей (по исследованию А.В.Мудрик):

1. Социально-культурный фактор семьи (семейные отношения, прямое воспитательное воздействие родителей на детей, семейные традиции, культурный уровень родителей, образовательный уровень родителей).

2. Социально-экономический фактор семьи (занятость родителей на работе, бюджет семьи, имущественные характеристики семьи, распределение бюджета семьи).

3. Технико-гигиенический фактор семьи (место и условия проживания семьи, оборудованность жилища, режим семьи).

4. Демографический фактор семьи (состав и структура семьи).

Факторы формирующего влияния семьи: объективное влияние образа жизни семьи (пример родителей, нравственно – психологический климат в семье, традиции, стиль взаимоотношений взрослых и детей, бытовые условия: материальные, жилищные, гигиенические); общение; совместная деятельность; целенаправленная воспитательная деятельность (Г.А.Коджаспирова).

В исследовании В.С.Торохтий также дается характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей: «образ мыслей» семьи; «образ общения» семьи, отношение социальной среды к семьям, этнические традиции, традиции семьи, интеллектуальный уровень.

Особенности семейного воспитания (Т.А.Маркова, В.М.Иванова, Л.В.Загик):

- интимно – личностный характер воспитания;

- постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка в семе;

- объективная возможность включения ребенка в разные виды деятельности семи;

- разнородность семьи как малой социально – психологической группы.

Позитивное и негативное влияние семьи (А.И.Захаров):

- семья как основа чувства безопасности;

- модели родительского поведения;

- семья и приобретение жизненного опыта; дисциплина и формирование поведения;

- общение в семье.

Стиль воспитания – совокупность родительских стереотипов, влияющих на их поведение с детьми. Составляющие компоненты стиля семейного воспитания:

- родительский контроль над детьми;

- родительские требования к детям;

- эмоциональная поддержка детей родителями;

- способ общение родителей с детьми.

Тактики семейного воспитания: диктант, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество (А.В. Петровский).

Стили семейного воспитания:

- авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный (Г. Крайг);

- демократический, контролирующий, смешанный (Дж. Болдуин);

- отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический (В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.И.Исаев).

Психолого – педагогические задачи семьи: выполнение родителями функции воспитателя. Функции (воспитательные) родителей:

- создание определенных взаимоотношений межу родителями и детьми, определенного образа жизни семьи и ее членов;

- создание атмосферы доверия и любви в семье;

- знание психологии ребенка;

- организация разнообразных видов деятельности в семье и др.

Принципы семейного воспитания:

- целенаправленность;

- культуросообразность;

-гуманизм;

-связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;

- единство общественного и семейного воспитания;

- учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;

- единство требований и воспитательных позиций;

- включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Механизмы семейного воспитания: понимание ребенка, подкрепление (закрепление) поведения ребенка, идентификация.

Средства семейного воспитания: пример, авторитет родителей и близких людей; семейные традиции, педагогический такт родителей; семейные взаимоотношения; стили поведения и воспитания и др.

Методы семейного воспитания: методы, направленные на объединение членов семьи: объяснение, поощрение, пример, приучение, наказание, совет, просьба, метод естественных последствий и т.д.

Авторитет – сила. Виды родительского авторитета: формальный (выполнение роли матери-отца); функциональный (родитель много знает, хорошо что-то умеет делать и др.); личный (проявляет личностные качества: добрая мать, смелый отец и др.). Слагаемым личного авторитета является степень участия родителя в жизни ребенка, проявлением которого является контроль. Контроль выступает как целенаправленное руководство родителем жизнью ребенка. Социальный контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает:

• систему требований и запретов;

• способ контроля исполнения требований и запретов;

• систему санкций (наказаний и поощрений);

• родительский мониторинг.

Требования и запреты. Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребенка». Однако до­статочно часто под «хорошим» подразумевается «удобный» ребенок — по­слушный, исполнительный, конформный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Проти­воречие состоит в том, что многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своем ребенке — творчество, смелость, само­уважение, целеустремленность и настойчивость в достижении поставлен­ной цели, — в повседневной жизни и общении с ним могут быть «не удоб­ны» родителю. Особенно остро это чувствуется на этапе их становления и формирования в детские годы, причиняющих родителям лишние хлопоты и волнения.

Требования и запреты являются крайне важным и совершенно необходи­мым компонентом воспитания, выполняющим ряд важных функций. Во-первых, они объективируют реальные, а не декларируемые цели воспитания ребенка. Во-вторых, в них представлены образцы и правила социально жела­тельного поведения и деятельности ребенка. В-третьих, они создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою де­ятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами.

Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать не­возможно. Содержание их, помимо внешнего ограничения, включает и сущностную сторону — социально одобряемую и поощряемую ценность, определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов. Основные необходимые запреты касаются:

•здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребенка);

• физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека);

• сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на де­структивные разрушающие действия в отношении природной и культур­ной среды).

Количество и содержание требований должно соотноситься с возрас­том и индивидуальными особенностями ребенка, а также с воспитательны­ми ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований возрастно-психологических индивидуально-личностным особенностям ребенка можно говорить об их чрезмерности - сверхтребовательности ро­дителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном слу­чае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попу­стительстве в отношении воспитания ребенка. Соотношение требований и запретов уточняет характер социального контроля в воспитательном про­цессе. Если в воспитании преобладают запреты, то следует говорить об ог­раничительном характере контроля, если требования — о формирующем типе контроля, т.е. о целенаправленном воспитании в ребенке определен­ных качеств и способностей.

Для того чтобы требования и запреты действительно бы­ли приняты ребенком и выполнялись, воспитателю необходимо руководст­воваться определенными правилами.

Во-первых, запреты должны предъявляться в императивной форме, но­сить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали».

Во-вторых, запреты должны предъявляться в безличной форме. Следу­ет избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих до­стоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности.

В-третьих, запреты должны быть предъявлены в вербальной (словес­ной) форме, ясной и понятной для ребенка.

В-четвертых, предъявление запретов должно осуществляться до наруше­ния правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, ког­да запреты будут нарушены, а требования не выполнены. Подобно тому как проще предупреждать, а не лечить болезнь, проще и эффективнее предупреж­дать нарушения детьми запретов, а не иметь дело с уже совершившимся фак­том.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных