ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитательный потенциал семьи – это воспитательные (педагогические) возможности семьи. Семейный воспитательный потенциал включает ряд факторов, влияющих на формирование личности ребенка. Фактор – это постоянно действующее обстоятельство. Факторы жизнедеятельности семьи, влияющие на социализацию и развитие детей (по исследованию А.В.Мудрик): 1. Социально-культурный фактор семьи (семейные отношения, прямое воспитательное воздействие родителей на детей, семейные традиции, культурный уровень родителей, образовательный уровень родителей). 2. Социально-экономический фактор семьи (занятость родителей на работе, бюджет семьи, имущественные характеристики семьи, распределение бюджета семьи). 3. Технико-гигиенический фактор семьи (место и условия проживания семьи, оборудованность жилища, режим семьи). 4. Демографический фактор семьи (состав и структура семьи). Факторы формирующего влияния семьи: объективное влияние образа жизни семьи (пример родителей, нравственно – психологический климат в семье, традиции, стиль взаимоотношений взрослых и детей, бытовые условия: материальные, жилищные, гигиенические); общение; совместная деятельность; целенаправленная воспитательная деятельность (Г.А.Коджаспирова). В исследовании В.С.Торохтий также дается характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей: «образ мыслей» семьи; «образ общения» семьи, отношение социальной среды к семьям, этнические традиции, традиции семьи, интеллектуальный уровень. Особенности семейного воспитания (Т.А.Маркова, В.М.Иванова, Л.В.Загик): - интимно – личностный характер воспитания; - постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка в семе; - объективная возможность включения ребенка в разные виды деятельности семи; - разнородность семьи как малой социально – психологической группы. Позитивное и негативное влияние семьи (А.И.Захаров): - семья как основа чувства безопасности; - модели родительского поведения; - семья и приобретение жизненного опыта; дисциплина и формирование поведения; - общение в семье. Стиль воспитания – совокупность родительских стереотипов, влияющих на их поведение с детьми. Составляющие компоненты стиля семейного воспитания: - родительский контроль над детьми; - родительские требования к детям; - эмоциональная поддержка детей родителями; - способ общение родителей с детьми. Тактики семейного воспитания: диктант, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество (А.В. Петровский). Стили семейного воспитания: - авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный (Г. Крайг); - демократический, контролирующий, смешанный (Дж. Болдуин); - отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический (В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.И.Исаев). Психолого – педагогические задачи семьи: выполнение родителями функции воспитателя. Функции (воспитательные) родителей: - создание определенных взаимоотношений межу родителями и детьми, определенного образа жизни семьи и ее членов; - создание атмосферы доверия и любви в семье; - знание психологии ребенка; - организация разнообразных видов деятельности в семье и др. Принципы семейного воспитания: - целенаправленность; - культуросообразность; -гуманизм; -связь воспитания с жизнью детей и их потребностями; - единство общественного и семейного воспитания; - учет возможностей и особенностей развития личности ребенка; - единство требований и воспитательных позиций; - включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи. Механизмы семейного воспитания: понимание ребенка, подкрепление (закрепление) поведения ребенка, идентификация. Средства семейного воспитания: пример, авторитет родителей и близких людей; семейные традиции, педагогический такт родителей; семейные взаимоотношения; стили поведения и воспитания и др. Методы семейного воспитания: методы, направленные на объединение членов семьи: объяснение, поощрение, пример, приучение, наказание, совет, просьба, метод естественных последствий и т.д. Авторитет – сила. Виды родительского авторитета: формальный (выполнение роли матери-отца); функциональный (родитель много знает, хорошо что-то умеет делать и др.); личный (проявляет личностные качества: добрая мать, смелый отец и др.). Слагаемым личного авторитета является степень участия родителя в жизни ребенка, проявлением которого является контроль. Контроль выступает как целенаправленное руководство родителем жизнью ребенка. Социальный контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает: • систему требований и запретов; • способ контроля исполнения требований и запретов; • систему санкций (наказаний и поощрений); • родительский мониторинг. Требования и запреты. Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребенка». Однако достаточно часто под «хорошим» подразумевается «удобный» ребенок — послушный, исполнительный, конформный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Противоречие состоит в том, что многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своем ребенке — творчество, смелость, самоуважение, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, — в повседневной жизни и общении с ним могут быть «не удобны» родителю. Особенно остро это чувствуется на этапе их становления и формирования в детские годы, причиняющих родителям лишние хлопоты и волнения. Требования и запреты являются крайне важным и совершенно необходимым компонентом воспитания, выполняющим ряд важных функций. Во-первых, они объективируют реальные, а не декларируемые цели воспитания ребенка. Во-вторых, в них представлены образцы и правила социально желательного поведения и деятельности ребенка. В-третьих, они создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами. Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать невозможно. Содержание их, помимо внешнего ограничения, включает и сущностную сторону — социально одобряемую и поощряемую ценность, определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов. Основные необходимые запреты касаются: •здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребенка); • физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека); • сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на деструктивные разрушающие действия в отношении природной и культурной среды). Количество и содержание требований должно соотноситься с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, а также с воспитательными ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований возрастно-психологических индивидуально-личностным особенностям ребенка можно говорить об их чрезмерности - сверхтребовательности родителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном случае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попустительстве в отношении воспитания ребенка. Соотношение требований и запретов уточняет характер социального контроля в воспитательном процессе. Если в воспитании преобладают запреты, то следует говорить об ограничительном характере контроля, если требования — о формирующем типе контроля, т.е. о целенаправленном воспитании в ребенке определенных качеств и способностей. Для того чтобы требования и запреты действительно были приняты ребенком и выполнялись, воспитателю необходимо руководствоваться определенными правилами. Во-первых, запреты должны предъявляться в императивной форме, носить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали». Во-вторых, запреты должны предъявляться в безличной форме. Следует избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих достоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности. В-третьих, запреты должны быть предъявлены в вербальной (словесной) форме, ясной и понятной для ребенка. В-четвертых, предъявление запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, когда запреты будут нарушены, а требования не выполнены. Подобно тому как проще предупреждать, а не лечить болезнь, проще и эффективнее предупреждать нарушения детьми запретов, а не иметь дело с уже совершившимся фактом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|