ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙСлово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы. Таким образом, консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Психолого-педагогическое консультирование имеет свою специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. Консультирование – это профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом (родителем), направленное на решение проблемы последнего. Выделяют следующие виды психолого-педагогической помощи в решении проблем: 1. По времени воздействия: - неотложная – необходима при сложных психолого-педагогических ситуациях: - продолжительная – полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, конфликтов, психологических кризисов. 2. По направленности: - личностно-ориентированная – направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью, определяющим является активность клиента в процессе консультирования, расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы; - проблемно-ориентированная – ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию, определяющим является решение типичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и установкам людей. 3. По пространственной организации: - контактная, когда беседа клиента с педагогом или психологом происходит лицом к лицу; - дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную и допускает отсутствие прямого контакта. 4. По выполнению функций консультантом: - диагностическая – постановка диагноза, составление психологического портрета и педагогических возможностей консультируемого; - диспетчерская – направление к конкретному специалисту; -информационная – быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания сути проблемы клиента, верное толкование консультантом проблемы и информирование человека о реальных последствиях; - коррекционная – устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека; - консультативная – оптимальное разрешение содержательных вопросов повседневности («нормативных» затруднений); - терапевтическая – процесс лечения психологическими средствами расстройств и конфликтов, затрагивающих глубокие ядерные слои личности. 5. По количеству участников: - индивидуальная – когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не предоставляется возможной; - групповая – акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки группы участников. 6. По вмешательству консультанта: - директивная – указующая, дающая советы как делать, нравоучительная; - недирективная – «идущая» за клиентом. Общие принципы психолого-педагогического консультирования: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. 3. Запрет давать совет. 4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность. 5. разграничение личных и профессиональных отношений. 6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее. 7. «Не навреди!». Типы консультирования (классификация по различным критериям): - возраст с опорой на возрастную периодизацию: возраст клиента и возраст лица, по поводу которого клиент обратился; - пространство (пространственная организация консультирования): очное и заочное (письменное и телефонное); - количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом: индивидуальное, групповое; - сфера приложения: дошкольное, школьное, семейное, супружеское, профессиональное; - по показаниям: развивающее; консультирование в период кризиса, переживаемого клиентом. Уровни консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы: 1. Индивидуальное развитие и изменение (проводится индивидуальная консультация с психолого-педагогической диагностикой и коррекционной и развивающей работой с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга). 3. Организационное развитие (управленческое консультирование). Подходы к практике консультирования (Л.Д.Демина): - « внимающий стиль»: закрытые и открытые вопросы, минимальные поощрения, парафраз, концентрация на чувствах, обобщение; - «влияющий стиль»: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобщение. Основные этапы консультирования: 1. Диагностический этап – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе собранного материала консультант и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. 2. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. 3. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения Основные стадии процесса консультирования: - осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений); - реконструкция семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения; - овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения. Методы и приемы семейного консультирования. Основным методом консультирования считается интервью, т.е. Психолого-педагогическая беседа, направленная на социально-психолого-педагогическую поддержку семьи и помощь ей. Дополнительные методы и приемы: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама, ролевое моделирование.. анализ истории семьи, репертуарные решетки Келли, генограмма, методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи: видеозаписи, психотехники «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|