ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Консультирование по поводу трудностей взаимоотношений родителей с детьми.Типичные жалобы постоянные конфликты с ребенком, непослушание, упрямство, невнимательность, неорганизованность поведения, лживость, необщительность, неуважение к старшим членам семьи, грубость и др. Действия консультанта: 1. Наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). 2. Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (взгляд на неё родителей, взгляд ребенка, материалы Психолого-педагогической диагностики). 3. Консультант в любом случае должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка, а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями. Три направления в консультировании родителей по поводу трудностей воспитания ребенка: 1. Повышение социально-психолого-педагогической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций. 2. Психолого-педагогическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по её изменению. 3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком. Характеристика семейных конфликтов как столкновения взглядов их участников. База конфликта: объект конфликта, участники конфликта, открытые столкновения. Развитие конфликта: элементарный конфликт, «большой конфликт». Причины супружеских и родственных конфликтов: семейные затруднения в организации домашнего хозяйства, напряженные отношения с родственниками; неверные установки, трудности общения, финансовые затруднения, злоупотребление алкоголем, разная направленность интересов; ревность, сексуальные дисгармонии, несоответствие идеалу, стремление подчинить себе другого и др. Психолого-педагогические способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние противоречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной компетентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и особенностями социальной ситуации развития - уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодействия в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Известно, что высокая конфликтность, неразрешенность конфликтов и их подавление приводят к состоянию фрустрации, напряженности, разрушительно влияют на процессы сотрудничества и кооперации ребенка со взрослыми и сверстниками [Хорни, 1993; Ковалев, 1988; Сорокина, 1999]. Однако конфликты в детско-родительских отношениях, прежде всего, должны рассматриваться нами в их позитивном значении. Вместе с тем деструктивная функция конфликта проявляется в возрастании риска возникновения искажений и нарушений развития, в росте безнадзорности и бесконтрольности поведения детей, формировании враждебности в детско-родительских отношениях и утрате базисного доверия к миру [Сысенко, 1989]. Детско-родительские конфликты характеризуются возрастной спецификой их типологии, способами их разрешения и воздействия, как на психическое развитие ребенка, так и на детско-родительские отношения. Можно выделить специфические особенности проявления конфликтов детей разного возраста, учитывая характер основной деятельности ребенка и его общения. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совместной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становится учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуникативной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребностной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля. Ф. Райе выделяет пять областей жизни ребёнка и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов: · социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение досуга, внешний вид, режим дня), · ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег), · успеваемость, поведение в детском саду, школе, отношение к делам, учебе и воспитателям, учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполнение домашних заданий, · взаимоотношения в семье (демонстративное неуважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтация с сиблингами), · отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование — курение, употребление алкоголя и наркотиков; нецензурные выражения; сексуальная распущенность; ложь и обман; несоблюдение законов) [Райе, 2000]. Существенное влияние на частоту возникновения, широту и интенсивность конфликтов, и эффективность их разрешения оказывает стиль взаимодействия в семье. Так, в семьях с авторитарным типом руководства уровень конфликтности может стать угрожающим, а в тех, что реализуют демократический стиль общения, вероятность конфликтов снижается при увеличении меры конструктивности их разрешения [Rueter, Conger, 1995]. В семьях с авторитетным стилем родительства (высокий уровень принятия детей, уважение их личности и признание права на автономию, высокая степень вовлеченности в процесс воспитания, заинтересованность в учебе) констатировались низкий уровень конфликтности, хорошие отношения детей с родителями, их высокая социальная адаптация и школьные успехи [Smetana, 1989]. Как известно, конфликт может быть конструктивным и деструктивным. Принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов детско-родительского взаимодействия (Т. Гордон): · демократические взаимоотношения между родителями и детьми; · формирование новой системы ценностей воспитания; отказе родителей от отношения к ребенку как к объекту воспитания и манипуляций; · переход от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной» парадигме отношений, основанной на самоценности личности, реальном, а не декларируемом признании прав даже самого маленького ребенка на свободный выбор собственного пути развития. Можно выделить четыре стратегии разрешения конфликтов, которые приводят к обратному эффекту — возрастанию напряженности в детско-родительских отношениях либо к формированию хронического конфликта: · это уход от проблемы; · стратегия «мир любой ценой» (родитель «закрывает глаза» на проступки ребенка, игнорирует его асоциальное поведение, воздерживается от критических замечаний ради того, чтобы сохранить хорошие отношения); · стратегия «победа любой ценой», когда родитель не останавливается ни перед чем, чтобы стать «победителем» в конфликте; · компромисс, основной недостаток которого — необходимость поступиться своими интересами каждой стороной, что, по сути, приводит не к разрешению конфликта, а к временному откладыванию его решения. Стратегии разрешения конфликтов в зависимости от типа семейного воспитания следующие: Гармоничный тип (без выявленных отклонений типа семейного воспитания) Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение конфликта на себя и на детей, дети же значительно чаще принимают вину на себя. И родители, и дети считают, что «победителем» выходит родитель, либо находится компромисс, удовлетворяющий обе сторон. Ответственность за решение лежит как на родителе, так и на ребенке, причем каждая из сторон несколько преувеличивает свою роль в принятии решения. Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других). Родители склонны возлагать вину за возникновение конфликтов на себя, а не на ребенка.. Родительская роль в этом случае — «опекун-покровитель», готовый закрыть глаза на проступки ребенка и оправдать их недостатком опыта и возрастом ребенка. Роль ребенка, которую он вынужден принять в диаде такого типа, — «малыш», «неумеха», неудачник, нуждающийся в покровительстве и опеке со стороны родителя, вынужденный признать право родителя на принятие решений и тем самым на «первенство» в конфликте. Доминирующая гиперпротекция ( Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности ) Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение конфликта на себя и детей, дети же — на себя. Родители предполагают, что разрешение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уверены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Максимальный уровень конфликтности. Роли: родитель — всегда прав, компетентен, опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы «провинившегося» ребенка; ребенок — готов принять вину на себя, признавая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель — «преследователь», ребенок — «нарушитель», признающий свою вину и право родителя судить. Гипопротекция ( Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность ) Родители в равной мере делят ответственность за возникновение конфликта между собой и детьми, в то время как дети, как и при потворствовании, считают, что в большинстве случаев вина за возникновение конфликта лежит на них. Родители полагают, что либо «победителем» в конфликте является взрослый, либо находится компромиссное решение. В противоположность остальным группам дети, воспитывающиеся в условиях гипопротекции, как и дети в семьях с противоречивым воспитанием, значительно чаще, чем остальные группы, считают себя наравне со взрослым «победителем» конфликта. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхождение представлений родителей и детей о способах разрешения конфликта, важнейшей характеристикой которого является недооценка родителями активной роли детей и приписывание детьми этой роли себе. Недостаточное внимание и влияние родителей на разрешение конфликтных ситуаций позволяет ребенку сохранить известную самостоятельность и независимость от родителей, что предотвращает возможность возникновения конфликтов и открытого противостояния. Дети приучаются самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, а родители вполне удовлетворены своей родительской ролью и, будучи дистанцированы он реального процесса взаимодействия с ребенком, воспринимают детско-родительские отношения как спокойные и бесконфликтные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|