Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультирование по поводу трудностей взаимоотношений родителей с детьми.




Типичные жалобы постоянные конфликты с ребенком, непослушание, упрямство, невнимательность, неорганизованность поведения, лживость, необщительность, неуважение к старшим членам семьи, грубость и др.

Действия консультанта:

1. Наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения).

2. Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (взгляд на неё родителей, взгляд ребенка, материалы Психолого-педагогической диагностики).

3. Консультант в любом случае должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка, а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.

Три направления в консультировании родителей по поводу трудностей воспитания ребенка:

1. Повышение социально-психолого-педагогической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Психолого-педагогическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по её изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

Характеристика семейных конфликтов как столкновения взглядов их участников. База конфликта: объект конфликта, участники конфликта, открытые столкновения.

Развитие конфликта: элементарный конфликт, «большой конфликт».

Причины супружеских и родственных конфликтов: семейные затруднения в организации домашнего хозяйства, напряженные отношения с родственниками; неверные установки, трудности общения, финансовые затруднения, злоупотребление алкоголем, разная направленность интересов; ревность, сексуальные дисгармонии, несоответствие идеалу, стремление подчинить себе другого и др.

Психолого-педагогические способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние проти­воречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной ком­петентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и особенностями социальной ситуации развития - уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодейст­вия в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии.

Известно, что высокая конфликтность, неразрешенность конфликтов и их подавление приводят к состоянию фрустрации, напряжен­ности, разрушительно влияют на процессы сотрудничества и кооперации ре­бенка со взрослыми и сверстниками [Хорни, 1993; Ковалев, 1988; Сорокина, 1999]. Однако конфликты в детско-родительских отношениях, прежде всего, должны рассматриваться нами в их позитивном значении. Вместе с тем деструктивная функция конфликта проявляется в возрастании риска возникновения иска­жений и нарушений развития, в росте безнадзорности и бесконтрольности поведения детей, формировании враждебности в детско-родительских отно­шениях и утрате базисного доверия к миру [Сысенко, 1989].

Детско-родительские конфликты характеризуются возрастной специ­фикой их типологии, способами их разрешения и воздействия, как на психическое развитие ребенка, так и на детско-родительские отношения.

Можно выделить специфические особенности проявления конфликтов детей разного возраста, учитывая характер основной деятельности ребенка и его общения.

Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совме­стной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становит­ся учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуника­тивной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребностной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля.

Ф. Райе выделяет пять областей жизни ребёнка и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов:

· социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение до­суга, внешний вид, режим дня),

· ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег),

· успеваемость, поведение в детском саду, школе, отношение к делам, учебе и воспитателям, учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполне­ние домашних заданий,

· взаимоотношения в семье (демонстративное не­уважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтация с сиблингами),

· отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование — курение, употребление алкоголя и нарко­тиков; нецензурные выражения; сексуальная распущенность; ложь и обман; несоблюдение законов) [Райе, 2000].

Существенное влияние на частоту воз­никновения, широту и интенсивность конфликтов, и эффективность их раз­решения оказывает стиль взаимодействия в семье. Так, в семьях с автори­тарным типом руководства уровень конфликтности может стать угрожающим, а в тех, что реализуют демократический стиль общения, веро­ятность конфликтов снижается при увеличении меры конструктивности их разрешения [Rueter, Conger, 1995]. В семьях с авторитетным стилем родительства (высокий уровень принятия детей, уважение их личности и при­знание права на автономию, высокая степень вовлеченности в процесс вос­питания, заинтересованность в учебе) констатировались низкий уровень конфликтности, хорошие отношения детей с родителями, их высокая соци­альная адаптация и школьные успехи [Smetana, 1989].

Как известно, конфликт может быть конструктивным и деструктивным.

Принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов детско-родительского взаимодействия (Т. Гордон):

· демократические взаимоотношения между родителями и детьми;

· формирование новой системы ценностей воспита­ния; отказе родителей от отношения к ребенку как к объекту воспитания и манипуляций;

· переход от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной» парадигме отношений, основанной на самоценности личности, реальном, а не декларируемом признании прав даже самого маленького ребенка на сво­бодный выбор собственного пути развития.

Можно выделить четыре стратегии разрешения конфликтов, которые приводят к обратному эффекту — возрастанию напряженности в детско-родительских отношениях либо к формированию хронического конфлик­та:

· это уход от проблемы;

· стратегия «мир любой ценой» (родитель «за­крывает глаза» на проступки ребенка, игнорирует его асоциальное поведение, воздерживается от критических замечаний ради того, чтобы со­хранить хорошие отношения);

· стратегия «победа любой ценой», когда ро­дитель не останавливается ни перед чем, чтобы стать «победителем» в кон­фликте;

· компромисс, основной недостаток которого — необходимость поступиться своими интересами каждой стороной, что, по сути, приводит не к разрешению конфликта, а к временному откладыванию его решения.

Стратегии разреше­ния конфликтов в зависимости от типа семейного воспитания следующие:

Гармоничный тип (без выявленных отклонений типа семейного воспитания)

Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон­фликта на себя и на детей, дети же значительно чаще принимают вину на себя. И родители, и дети считают, что «победителем» выходит родитель, либо находится компромисс, удовлетворяющий обе сторон. Ответственность за решение лежит как на родителе, так и на ребенке, причем каждая из сторон несколько пре­увеличивает свою роль в принятии решения.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других).

Родители склонны возлагать вину за возникновение конфликтов на себя, а не на ребенка.. Родительская роль в этом случае — «опекун-покровитель», готовый закрыть глаза на проступ­ки ребенка и оправдать их недостатком опыта и возрастом ребенка. Роль ребенка, которую он вынужден принять в диаде такого типа, — «малыш», «неумеха», неудачник, нуждающийся в покровительстве и опеке со стороны родителя, вынужденный признать право родителя на принятие решений и тем самым на «первенство» в конфликте.

Доминирующая гиперпротекция ( Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности )

Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон­фликта на себя и детей, дети же — на себя. Родители предполагают, что раз­решение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уве­рены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Максимальный уровень конфликтности. Роли: родитель — всегда прав, компетентен, опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы «провинившегося» ребенка; ребенок — готов принять вину на себя, призна­вая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель — «пре­следователь», ребенок — «нарушитель», признающий свою вину и право родителя судить.

Гипопротекция ( Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность )

Родители в равной мере делят ответственность за возникновение конфлик­та между собой и детьми, в то время как дети, как и при потворствовании, считают, что в большинстве случаев вина за возникновение конфликта ле­жит на них. Родители полагают, что либо «победителем» в конфликте является взрослый, либо находится компромиссное решение. В противопо­ложность остальным группам дети, воспитывающиеся в условиях гипопротекции, как и дети в семьях с противоречивым воспитанием, значительно чаще, чем остальные группы, считают себя наравне со взрослым «победите­лем» конфликта. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхож­дение представлений родителей и детей о способах разрешения конфликта, важнейшей характеристикой которого является недооценка родителями активной роли детей и приписывание детьми этой роли себе. Недостаточное внимание и влияние родителей на разрешение конфликтных ситуаций позволяет ре­бенку сохранить известную самостоятельность и независимость от родите­лей, что предотвращает возможность возникновения конфликтов и откры­того противостояния. Дети приучаются самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, а родители впол­не удовлетворены своей родительской ролью и, будучи дистанцированы он реального процесса взаимодействия с ребенком, воспринимают детско-родительские отношения как спокойные и бесконфликтные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных