ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Работа по теме.1. Работа с текстом. Задание. Просматривая текст, выбрать картины, знакомящие нас с жизнью Сечи. («…оглушили пятьсот кузнечных молотов…», «кожевники мяли кожи…», «Торговцы… сидели…» «развесил платки, «…ворочал кадки с тестом», «…запорожец, спавший на дороге», «…пробирался … сквозь … улицу…», «…несколько куреней (шалаши, в которых жили запорожцы; подразделение войска), …запорожцев лежавших…», «…запорожец без рубашки…») 2. Беседа по вопросам. – Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? («Так вот она, Сечь!.. на всю Украину». Каждое слово, восторженная интонация передают восхищение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.) 3. Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина очень близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «… и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но и грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…» (Цитата по книге: Голубева, Э. И., Крестинская, А. А., Кузнецова, Э. В. Беседы о русских художниках. – Л., 1960. – С. 163.) Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев. Центральная фигура картины – кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос. Все: поза, одежда – говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым. Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов. В центре картины – небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте. Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину. 4. Комментированное чтение страниц повести. – Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи? (I ч., 162 «…приходила гибель народа… вся церемония».) – Какую роль играл куренной атаман (батька)? – Каковы законы Запорожской Сечи? – Как проявили себя Остап и Андрий? – Какое решение принимают казаки и почему? («…идти прямо на Польшу, отомстить… за… посрамленье веры и казацкой славы». Прощай, наша мать!..») Вывод. суровы законы Запорожской сечи, сыны Тараса Бульбы окунулись в беспокойную ее жизнь; в бою не жалели себя; но и в бою, как и в учебе они были разными; любуется отец своими сыновьями и гордится. Задание. зачитать начало V главы. («Все знали, что трудно… под именем запорожского войска».) – Каков Остап в бою? (Зачитать от: «Остапу, казалось, был… качества льва.) – Какие качества воина проявил Андрий? («Андрий храбр в бою, но это не та храбрость, которая нужна для подвига, это только упоение музыкой боя. Остап же храбр, но предусмотрителен».) Задание. зачитать диалог служанки панночки и Андрия. (Зачитать со слов: «… сам подошел… я сейчас ворочусь».) – О чем напомнила панночка Андрию? («…тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе».) – Что ответил казак? («А что мне отец… И все… погублю за такую отчизну!») Вывод. Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни – защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем… Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания (именно так было в бурсе!), даже если виноват. И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|