Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ




 

Гигиеническое обучение и воспитание населения включает в себя два раздела:

 

  1. санитарно-просветительную работу;
  1. обучение методам гигиены полости рта.

Форма санпросветработы

I. Активные –

· уроки здоровья,

· беседы,

· выступления,

· лекции,

· семинары.

 

II. Пассивные –

· книги, брошюры,

· памятки,

· плакаты,

· газеты, журналы,

· видеофильмы,

· реклама на радио и ТВ.

 

Между этими формами имеется тесная связь.


Преимуществами активных форм работы является непосредственное общение специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию.

Положительной стороной пассивных форм санпросветработы является то, что они

· не требуют присутствия медицинского работника,

· воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию.

Недостатком пассивных форм работы является отсутствие обратной связи между специалистами и населением. Однако, повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы санпросветработы.

Как активные, так и пассивные формы санпросветработы

необходимо применять среди организованных и неорганизованных групп детского населения. Причем, среди организованного населения эта работа осуществляется более эффективно, так как охватывает все четыре основных звена (медработники, педагоги, родители, дети).

Среди неорганизованного населения эффективность меньше, потому что в работе участвуют только два звена (родители и дети).

Наиболее эффективными методами активных форм санпросветработы являются:

· беседы;

· выступления;

· лекции.

Их высокая действенность зависит от непосредственного

общения медперсонала с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания.

Методы оценки эффективности санпросветработы:

субъективные – анкетирование;

объективные – изменение показателей стоматологического статуса.

 

Задачи санитарно-просветительной работы:

· мотивация к выполнению профилактических процедур;

· обучение методам профилактики.

 

Цели санпросветработы

Конечной целью санпросветработы является выработка

привычки, которая достигается теоретическими и практическими шагами.

 

        Привычка
      Навык  
    Убеждение    
  Понимание      
Знание        

 

1. Теоретические:

  • приобретение знаний;
  • их понимание;
  • выработка убеждения в необходимости их применения.

 

2. Практические:

  • выработка навыка, который путем многократных упражнений превращается в
  • привычку.

 


Этапы активных форм

санитарно-просветительной работы

 

Первый этап

Проводится медицинскими работниками с педагогами в виде бесед и семинаров

· на педагогических советах,

· консультациях во внеурочное время.

В беседах объясняются

· цели и задачи профилактики в стоматологии.

Необходимо не торопясь, с научным подходом,

доходчиво и убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива, объяснить педагогам, что от их участия, заинтересованности и требовательности во многом зависит успех, и эффективность проводимых мер профилактики.

При соблюдении всех условий может быть достигнута

цель – приобретение в лице педагогов убежденных сотрудников и помощников в осуществлении профилактики.

Второй этап

Проводится медицинскими работниками в виде выступлений или бесед перед родителями во время классных родительских собраний (при этом нужно иметь в виду, что для данного этапа нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов или групп).

Выступление или беседа по профилактике должны решить две задачи:

· обеспокоить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей,

· вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе.


Беседу необходимо интересно с примерами,

иллюстрациями, слайдами. Продолжительность беседы не должна превышать 15-20 минут, чтобы такой же промежуток времени оставить для ответов и вопросов.

Для того, чтобы обеспокоить родителей состоянием

зубов их детей, необходимо акцентрировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приводят болезни полости рта.

На таком фоне серьезнее воспринимается информация о

необходимости профилактических мероприятий, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей.

В заключение беседы (выступления) врач должен призвать родителей быть помощниками в профилактике стоматологических заболеваний.

Для закрепления полученных знаний необходимо каждому родителю вручить памятки (пассивная форма обучения).

 

Третий этап

Проводится с детьми в виде бесед и уроков здоровья.

Эти беседы удобнее всего проводить с классом (группой).

При работе с детьми необходимо придерживаться принципов возрастного подхода.

В возрасте 2-4 лет для детей характерен небольшой словарный запас и отсутствие абстрактно-логического восприятия, речевой контакт с ними затруднен.

В связи с этим работу с такими детьми необходимо строить с использованием игровых элементов.

Желательно в соответствие с игровой ситуацией оформить комнату (рисунки, плакаты, игрушки, зубные щетки, зубные пасты). Это положительно действует на эмоциональную сферу детей и заинтересует их.

Чтобы не переутомлять их, беседа-игра должна быть короткой.

Дети должны усвоить, что употребление овощей и фруктов, полоскание полости рта после приема пищи, чистка зубов, ограничение сладостей «укрепляют» зубы не только у знакомого персонажа сказки, но и у них.

Рекомендуется в форме игры показать детям, как правильно чистить зубы, при этом важно привить им необходимые навыки. Желательно избегать поучительных интонаций.

Целесообразно использовать поощрительные замечания и ставить в пример тех детей, которые успешнее овладели теми или иными навыками.

Среди дошкольников 5-6 лет работу следует строить иначе.

Дети такого возраста, как правило, уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают «азы» ухода за полостью рта. Поэтому беседу следует начать с объяснения о необходимости сохранения зубов здоровыми и что для этого нужно.

В беседах следует коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.

В школе работа с младшими школьниками проходит в виде игры-диалога.

Для детей среднего школьного возраста оборудуют стенды-витрины с наглядными пособиями, а также слайды и фотографии, демонстрирующие последствия вредных привычек и возможности их коррекции.

В старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей.

Важно объяснить и наглядно показать эстетические аспекты (с помощью фотографий и слайдов). Возможность сохранить зубы здоровыми и улучшить их внешний вид.

Подростки усваивают только новую, свежую информацию, обоснованную и аргументированную, оцененную с разных точек зрения. Гигиеническую информацию целесообразно вводить в материал уроков биологии, анатомии, физиологии и гигиены.

 

 

Санпросветработа проводится врачом-стоматологом, медсестрой стоматологической, медсестрой школьной, преподавателями, классными руководителями. В школьной программе для стоматологического просвещения специально отведены часы.

Взрослая аудитория может слушать лекцию при условии заинтересованности в проблеме, уважительного отношения к статусу лектора вообще и личности конкретного выступающего. Взрослые сравнивают информацию уже с известной, быстро теряют интерес к лекции, если лектор издает прописные истины как откровение, если он не демонстрирует своего увлечения темой. Поэтому, планируя выступление перед беременными женщинами и родителями, следует составить броскую аннотацию выступления, интересно построить завязку и сюжет, четко и однозначно изложить тему, при наличии противоположных точек зрения на проблему необходимо приводить различные мнения, но при этом четко определить свою позицию («необходимо чистить зубы 2 раза в день» вместо – «можно чистить зубы 2 раза в день», «лучше перед сном»), приводя в качестве аргументов научно-обоснованные факты («так как микробная бляшка восстанавливается через 12 часов»). Мотивация к действию должна быть положительной, следует говорить не о том, как будет плохо, а о том, как будет хорошо, предлагая коррекцию диеты, не отговаривайте отказаться от чего-либо привычного, но сделайте предложение использовать что-то лучшее. Все рекомендации должны быть «заземленными», легко выполняемыми в обыденной жизни (количество продуктов измерять не м., г., в стаканах, ломтях, штуках и т. п. осязаемых величинах).

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводят в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер.

В школе санпросветработа проводится в форме уроков здоровья (гигиены).

 


Обучение методам гигиены полости рта

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных