ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансовая система РФФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
План
1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Финансовая система РФ. 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства. 3. Понятие финансового права. Финансово-правовые нормы и отношения. 4. Источники финансового права. 5. Финансовый контроль.
Понятие финансов и финансовой деятельности. Финансовая система РФ
Понятие финансы происходит от французского finance – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства, а также система их формирования, распределения и использования. П.В. Павлов (2008) отмечает, что необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансо-вых ресурсах. В материальном смысле финансы – совокупность фондов денежных средтв В экономическом смысле финансы – категория, характеризующая совокуп-ность общественных отношений в сфере образования, распределения, перерас-пределения и использования денежных средств государства, его территориальных образований, юридических и физических лиц Финансам присущи следующие функции: - распределительная; - контрольная; - регулирующая (стимулирующая); - стабилизационная. Распределительная функция реализуется в эффективном и сбалансирован-ном распределении национального дохода в целях обеспечения субъектов экономической деятельности необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения. Контрольная функция заключается в проверке распределения и расходова-ния фондов денежных средств. Регулирующая (стимулирующая) функция призвана обеспечить воздейст-вие государства на экономические отношения через финансы. Стабилизационная функция проявляется в обеспечении всех субъектов экономической деятельности и населения стабильными условиями для общественных отношений. А.Н. Козырин (2008) обращает внимание на следующие отличия публичных финансов (ПФ) от частных финансов (ЧФ): 1) по материальному признаку: ПФ – совокупность государственных и муниципальных финансов; ЧФ – фонды денежных средств, принадлежащие юридическим и физическим лицам; 2) по цели финансовой деятельности: ПФ служат удовлетворению государственных (муниципальных) потребностей для обеспечения «общего интереса»; ЧФ нацелены на получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей; 3) по способу обеспечения доходов: ПФ – для аккумулирования публичных доходов могут быть использованы инструменты принуждения; ЧФ – фонды денежных средств могут быть дополнены только с использованием экономических методов. Важно подчеркнуть, что финансовая деятельность государства нацелена на потребности общества, носит публичный характер. Российская Федерация и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Л.Г. Вострикова (2007) отмечает, что финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Автор подчеркивает, что финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования. Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д. При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций. В состав финансовой системы Российской Федерации входят: 1) бюджетная система с входящими в нее государственным (федеральным) бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; 2) внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды; 3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; 3) имущественное и личное страхование; 4) кредит (государственный, муниципальный и банковский). В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц. Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|