Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники финансового права




 

Н.И. Чужикова (2004), анализируя вопрос о нормативном правовом акте как основном источнике финансового права, останавливается на роли Конституции РФ в системе источников финансового права. В исследовании обосновывается позиция, согласно которой Конституция РФ не является источником финансового права. Содержащиеся в ней финансово-правовые нормы, являются конституционно-правовыми и составляют основу, базу развития финансового законодательства, что не меняет их отраслевой принадлежности к конституционному праву.

Автор обосновывает позицию о роли и значении Налогового и Бюджетного

кодексов РФ, которые служат, своего рода обобщенной нормативной базой для законов и иных актов в бюджетном и налоговом праве, и обладают юридическим приоритетом перед федеральными законами при регулировании финансовых отношений.

Н.И. Чужикова раскрывает роль актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, содержащих финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов.

При регулировании бюджетных отношений регионального уровня соответствующие законодательные и исполнительные органы власти могут использовать три метода правотворчества:

а) дублирование норм федеральных законов. Выявляются причины снижения дублирования федеральных бюджетных норм региональным законодательством;

б) расширение содержания норм федеральных законов. Расширение в данной ситуации целесообразно считать частью процесса реализации федеральных норм бюджетного права, поскольку на субфедеральном уровне осуществляется их детализация;

в) установление новых норм права. Наиболее актуальным юридико-техническим приемом регионального правотворчества является новизна, то есть создание в рамках своей компетенции ранее не существовавших норм финансового права.

На взгляд автора, в настоящее время Указы Президента в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.

Значение Указов Президента РФ в области налогового права должно заключаться во-первых, в устранении и предотвращении пробелов в налоговом за-конодательстве, во-вторых, в определении основных направлений в финансовой работе системы органов исполнительной власти. Недопустимо исключать Указы Президента РФ из системы нормативных финансово-правовых актов о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ). Кроме того, исключение Президента РФ из правотворчества в финансовой сфере противоречит ч. 2 ст. 90 Конституции РФ. В этом смысле, подзаконные нормативно-правовые акты Президента РФ даже если они и не являются финансово-правовыми в объективном смысле должны быть включены в систему источников налогового права (подотрасли финансового права).

Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не образующие предмет налогового права отношения, а служебные взаимосвязи в названных органах. Приказы, инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально-обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых правоотношений они носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.

Письма и указания в основном посвящены рассмотрению частных ситуаций; письма Минфина РФ регулируют налоговые отношения косвенно, в основном через установление методик бухгалтерского учета; что же касается разъяснений, то они представляют собой обобщение практики применения налогового законодательства налоговыми органами и построены в форме вопросов и ответов.

Таким образом, ведомственные нормативно-правовые акты в соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ не входят в состав законодательства о налогах и сборах. Однако, сегодня определяя налоговое законодательство с практической точки зрения ведомственные акты включены в систему законодательства о налогах и сборах, т.е. суды оценивают их наряду с другими материалами по делу, учитывают их при вынесении решения тем самым расширяют понятие налогового законодательства

Органы местного самоуправления, являясь публичной властью на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности, наделены правом издавать финансовые нормативно-правовые и правоприменительные акты. Акты, принимаемые муниципальными органами образуют первый уровень нормативно-правового регулирования финансовых отношений муниципального уровня.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных