Параметры
| Содержание
| Баллы
| Итог
|
Цель урока
| 1. Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания
|
|
|
2. Передать учащимся знания в готовом виде
|
|
|
3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу
|
|
|
4. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи
|
|
|
5. Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы
|
|
|
6. Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок
|
|
|
Метод урока
| 7. Организация работы с учебником, учебными и неучебными текстами
|
|
|
8. Предъявление нового материала учителем в готовом виде
|
|
|
9. Учебные задания с заданным порядком действий
|
|
|
10. Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения
|
|
|
11. Творческие задания
|
|
|
12. Различные виды работ на оценку
|
|
|
13. Беседа, экскурсия
|
|
|
13. Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия, коллективные творческие дела, тренинг
|
|
|
Средства организации урока
| 14. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма (объяснение нового материала в готовом виде)
|
|
|
15. Проведение устного и письменного опроса, самостоятельной работы, взаимоопрос и пр. — с выставлением оценок
|
|
|
16. Формулирование задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами
|
|
|
17. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником — по алгоритму
|
|
|
18. Совместное обсуждение, проблематизация
|
|
|
19. Поощрение детей к поиску своих способов решения
|
|
|
20. Стимулирование познавательной активности без выставления оценки
|
|
|
21. Организация взаимодействия, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности
|
|
|
22. Предоставление конкретных образцов решения той или иной учебной задачи
|
|
|
23. Организация творческой работы с поддержанием интереса к процессу работы
|
|
|
Действия учащихся
| 24. Внимательное слушание, наблюдение, объяснение и запись
|
|
|
25. Пассивное восприятие информации
|
|
|
26. Индивидуальная проработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме
|
|
|
27. Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать
|
|
|
28. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий
|
|
|
29. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем
|
|
|
30. Списывание чужого способа
|
|
|
31. Воспроизведение материала учебника в готовом виде
|
|
|
32. Участие в планировании дел, дискуссии
|
|
|
33. Стремление получить отметку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность
|
|
|
34. Дискуссия, вопросы, работа с книгой
|
|
|
35. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку
|
|
|
Приемы развития мышления
| 36. Поиск закономерностей: найти лишнее, найти закономерность и расставить в правильном порядке; назвать одним словом; сворачивание информации в виде таблицы и анализ таблицы; составление подписей к кроссвордам
| 1-3
|
|
37. Анализ: найдите соответствие; что лишнее и почему; подчеркните то, что относится к..; подчеркните понятия
| 1-3
|
|
38. Синтез и обобщение: перечислены характеристики объекта — о чем речь; рисунки нескольких объектов — в каком процессе они участвуют; перечислены даты, имена, место — о каком событии идет речь; составление развернутого плана темы, опорного конспекта
| 1-3
|
|
39. Сравнение: найдите сходство и различие между А и Б (термины, объекты, рисунки, системы, процессы); выделите ведущие характеристики для сравнения
| 1-3
|
|
40. Причинно-следственные связи: продолжите ряд или вставьте пропущенный фрагмент; расположите в логической последовательности; постройте систему понятий или интеллект-карту; составление и решение развивающих канонов; составление опорных конспектов, графиков; графическое описание закономерностей
| 1-3
|
|
41. Умение делать вывод: прочитать или прослушать текст (диалог, монолог) и сформулировать вывод; предложить как можно больше вариантов решения проблемной ситуации; сделать вывод о причинах изменения в протекании процесса, в структуре или в составе объекта
| 1-3
|
|
Управление вниманием на уроке
| 42. Особенности наглядного материала (яркость, новизна, структурирование)
|
|
|
43. Изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, речевых форм)
|
|
|
44. Установка быть внимательными
|
|
|
45. Смена видов деятельности на уроке (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными)
|
|
|
46. Организация активности детей
|
|
|
47. Формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни
|
|
|
48. Ключевые моменты урока получают отражение на доске
|
|
|
49. Выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями
|
|
|
50. Пояснения с помощью аналогий и примеров
|
|
|
51. Учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке
|
|
|
Обеспечение качественного восприятия материала
| 52. Установка на восприятие учебного материала
|
|
|
53. Контроль точности и полноты восприятия учебного материала
|
|
|
54. Благоприятный фон восприятия при изложении материала
|
|
|
55. Использование прошлого опыта при организации восприятия материала
|
|
|
56. Учет возрастных особенностей восприятия
|
|
|
Развитие мнемических способностей учащихся
| 57. Формирование установки на запоминание
|
|
|
58. Акцентирование внимания на запоминаемом материале
|
|
|
59. Учет индивидуальных мнемических особенностей учеников
|
|
|
60. Определение ключевых слов
|
|
|
61. Учет средних показателей запоминания
|
|
|
62. Организация материала для заучивания (дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление, использование ассоциаций)
| 1-2
|
|
63. Предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости)
|
|
|
Контроль и коррекция деятельности учащихся
| 64. Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним
|
|
|
65. Избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся
|
|
|
66. Ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга
|
|
|
67. Ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся
|
|
|
68. Пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся
|
|
|
69. Тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах учащихся
|
|
|
70. Идеи учеников разрабатываются и используются на уроке
|
|
|
71. Для самооценки и самоконтроля применяются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке
|
|
|
Поддержание приемлемого поведения в классе
| 72. Варьирование форм учебной активности
|
|
|
73. Использование приемов активизации учащихся на уроке
|
|
|
74. Использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей)
|
|
|
75. Применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся
|
|
|
76. Учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке
|
|
|
77. Ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя
|
|
|
78. Педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся
|
|
|
79. Педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для таких ребят особые формы учебной работы
|
|
|
80. Наблюдаются авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми
|
|
|
81. Заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми
|
|
|
Методика состоит в заполнении после окончания урока таблицы. Баллы ставятся только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. Итоговый результат определяется следующим образом: если конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится балл. В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла, а также в 3 балла. Данная методика позволяет провести диагностику отдельных сторон деятельности учителя, а также определить уровень психологического качества урока по формуле:
менее 0,5 — не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;
0,61 — удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным;
0,75 — удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;
более 0,9 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.