Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схема анализа психологического качества урока




Параметры Содержание Баллы Итог
Цель урока 1. Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания    
2. Передать учащимся знания в готовом виде    
3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу    
4. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи    
5. Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы    
6. Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок    
Метод урока 7. Организация работы с учебником, учебными и неучебными текстами    
8. Предъявление нового материала учителем в готовом виде    
9. Учебные задания с заданным порядком действий    
10. Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения    
11. Творческие задания    
12. Различные виды работ на оценку    
13. Беседа, экскурсия    
13. Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия, коллективные творческие дела, тренинг    
Средства организации урока 14. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма (объяснение нового материала в готовом виде)    
15. Проведение устного и письменного опроса, самостоятельной работы, взаимоопрос и пр. — с выставлением оценок    
16. Формулирование задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами    
17. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником — по алгоритму    
18. Совместное обсуждение, проблематизация    
19. Поощрение детей к поиску своих способов решения    
20. Стимулирование познавательной активности без выставления оценки    
21. Организация взаимодействия, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности    
22. Предоставление конкретных образцов решения той или иной учебной задачи    
23. Организация творческой работы с поддержанием интереса к процессу работы    
Действия учащихся 24. Внимательное слушание, наблюдение, объяснение и запись    
25. Пассивное восприятие информации    
26. Индивидуальная проработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме    
27. Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать    
28. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий    
29. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем    
30. Списывание чужого способа    
31. Воспроизведение материала учебника в готовом виде    
32. Участие в планировании дел, дискуссии    
33. Стремление получить отметку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность    
34. Дискуссия, вопросы, работа с книгой    
35. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку    
Приемы развития мышления 36. Поиск закономерностей: найти лишнее, найти закономерность и расставить в правильном порядке; назвать одним словом; сворачивание информации в виде таблицы и анализ таблицы; составление подписей к кроссвордам 1-3  
37. Анализ: найдите соответствие; что лишнее и почему; подчеркните то, что относится к..; подчеркните понятия 1-3  
38. Синтез и обобщение: перечислены характеристики объекта — о чем речь; рисунки нескольких объектов — в каком процессе они участвуют; перечислены даты, имена, место — о каком событии идет речь; составление развернутого плана темы, опорного конспекта 1-3  
39. Сравнение: найдите сходство и различие между А и Б (термины, объекты, рисунки, системы, процессы); выделите ведущие характеристики для сравнения 1-3  
40. Причинно-следственные связи: продолжите ряд или вставьте пропущенный фрагмент; расположите в логической последовательности; постройте систему понятий или интеллект-карту; составление и решение развивающих канонов; составление опорных конспектов, графиков; графическое описание закономерностей 1-3  
41. Умение делать вывод: прочитать или прослушать текст (диалог, монолог) и сформулировать вывод; предложить как можно больше вариантов решения проблемной ситуации; сделать вывод о причинах изменения в протекании процесса, в структуре или в составе объекта 1-3  
Управление вниманием на уроке 42. Особенности наглядного материала (яркость, новизна, структурирование)    
43. Изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, речевых форм)    
44. Установка быть внимательными    
45. Смена видов деятельности на уроке (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными)    
46. Организация активности детей    
47. Формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни    
48. Ключевые моменты урока получают отражение на доске    
49. Выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями    
50. Пояснения с помощью аналогий и примеров    
51. Учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке    
Обеспечение качественного восприятия материала 52. Установка на восприятие учебного материала    
53. Контроль точности и полноты восприятия учебного материала    
54. Благоприятный фон восприятия при изложении материала    
55. Использование прошлого опыта при организации восприятия материала    
56. Учет возрастных особенностей восприятия    
Развитие мнемических способностей учащихся 57. Формирование установки на запоминание    
58. Акцентирование внимания на запоминаемом материале    
59. Учет индивидуальных мнемических особенностей учеников    
60. Определение ключевых слов    
61. Учет средних показателей запоминания    
62. Организация материала для заучивания (дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление, использование ассоциаций) 1-2  
63. Предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости)    
Контроль и коррекция деятельности учащихся 64. Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним    
65. Избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся    
66. Ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга    
67. Ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся    
68. Пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся    
69. Тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах учащихся    
70. Идеи учеников разрабатываются и используются на уроке    
71. Для самооценки и самоконтроля применяются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке    
Поддержание приемлемого поведения в классе 72. Варьирование форм учебной активности    
73. Использование приемов активизации учащихся на уроке    
74. Использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей)    
75. Применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся    
76. Учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке    
77. Ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя    
78. Педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся    
79. Педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для таких ребят особые формы учебной работы    
80. Наблюдаются авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми    
81. Заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми    

Методика состоит в заполнении после окончания урока таблицы. Баллы ставятся только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. Итоговый результат определяется следующим образом: если конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится балл. В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла, а также в 3 балла. Данная методика позволяет провести диагностику отдельных сторон деятельности учителя, а также определить уровень психологического качества урока по формуле:

У (ср) = А / 116 где А – сумма набранных баллов

По величине У (ср) определяется уровень профессиональной деятельности учителя:

менее 0,5 — не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;

0,61 — удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным;

0,75 — удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;

более 0,9 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.

Схема анализа урока №3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных