Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги




Александр I Павлович (1801-1825) вступая на престол чуть ли не убежденным республиканцем, со временем становился все более консервативным. Идеалы, сформированные в ходе воспитания в духе идей Просвещения, боролись в нем с памятью о печальном опыте убитого отца (Павла I, 1796-1801).

Император начал свое правление с либеральных преобразований. Были отменены одиозные приказы Павла I. Уничтожена «Тайная канцелярия»; дарована свобода политическим заключенным и ссыльным; запрещены пытки. Был разрешен выезд за границу. Александр, следуя по стопам своей бабки, подтвердил привилегии дворянства и городов.

Для подготовки проектов реформ созданы совещательные органы: Негласный комитет (1801-1803 гг.), в который входили «молодые друзья» императора (А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев ) и Непременный совет.

Был предпринят ряд мер в социальной сфере, т. к. особенно остростоял крестьянский вопрос. Во второй половине XVIII в. крепостное право окончательно приобрело черты рабовладения. Указ Павла I, ограничивавший крестьянский труд на господской барщине 3 днями в неделю (1797), практически не соблюдался.

В 1801 г. Александр I ликвидирует дворян­скую монополию на землевладение (указ о праве недворян покупать землю). При Александре была прекращена практика раздачи государственных крестьян в крепостные. Запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей. «Указ о вольных хлебопашцах» (1803 г.) создал условия, позволявшие добросердечным помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп (до этого крестьяне-вольноотпущенники оказы­вались вне закона). По поручению императора был подготовлен проект постепенной отмены крепостного права за счет выкупа крестьян с землей у помещиков на средства казны. Согласно так и не осуществленному проекту, процесс выкупа должен был растянуться на 150 лет! В за­падных (прибалтийских) губерниях аграрная реформа все же была прове­дена: помещиками там были в основном немцы, ущемление привилегий которых не вызывало сочувствия у основной массы российского дворянства. С 1804 г. в западных губерниях (Ливонии и Эстонии) были введены инвентари (государство фик­сировало максимум крестьянских повинностей по отношению к помещи­кам); в 1816-1819 гг. крестьянству западных губерний была предоставлена личная свобода. Они получили так же ограниченные права на самоуправление.

Однако политика Александра I в отношении крестьян была непоследо­вательной. Например, в 1822 г. было вновь подтверждено, отменное в 1809 г., право помещиков ссы­лать крепостных в Сибирь без суда. Крепостническим духом была проник­нута идея создававшихся с 1816 г. военных поселений, в которых государст­венные крестьяне и рекруты занимались сельскохозяйственным трудом под надзором офицеров и в условиях военной муштры. Такая политика получила название «аракчеевщина».

Обстоятельства восшествия Александра I сформировали у него настороженно неприязненное отношение к российской аристократии. Отсюда указ императора о реорганизации Сената, который лишал его политической власти.

В 1802 коллегии заменены министерствами (8 по французскому образцу), организованными по принципу четкой субординации (подчинение нижестоящих вышестоящим – в результате этого завершился процесс разграничения функций органов власти, произошла смена коллегиальности на единоначалие, усиление централизации и укрепление самодержавия), создан Кабинет министров.

Проекты М. М. Сперанского преследовали цель придать самодержавию внешние формыконституционной монархии. Он планировал разграничить законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, ограничить самодержавие за счет созыва парламента — Государственной Думы. Но из всего многообразия идей Сперанского была реализована только одна — в 1810 г. был создан Государственный совет. По требованию кон­сервативного дворянства в 1812 г. Сперанский был сослан.

После войны 1812 г. кон­ституции получили новые провинции России: Польша и Финляндия. Дать конституцию всей империи Александр I не решился, несмотря на то, что по его поручению в 1820 г. Н. Н. Новосильцевым составляется конституционный проект «Уставная грамота Российской империи».

В 1803 г. издано новое Положение об устройстве учебных заведений, разделив их на четыре ряда (приходские, уездные и губернские училища, университеты). В основу системы образования положены принципы бессословности, преемственности учебных программ. На нижних ступенях обучение было бесплатным. В начале XIX в. создаются несколько университетов (в Дерпте (Тарту), Вильно, Казани, Харькове. В Петербурге 1804 г. открыт педагогический институт, преобразованный в университет 1819 г.). Университетский устав 1804 г. впервые предоставил всем российским университетам автономию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных